Энциклопедия фильмов ужасов и фантастики  Энциклопедия советского кино

Online-кинотеатр Классика мирового кинематографа

Saving Private Ryan

«СПАСЕНИЕ РЯДОВОГО РАЙАНА»
(Saving Private Ryan)

США, 1998, 169 мин., «DreamWorks Distribution»
Режиссер и продюсер Стивен Спилберг, композитор Джон Уилльямс
В ролях Том Хэнкс, Том Сайзмор, Вин Дизель, Барри Пеппер, Мэтт Деймон, Джованни Рибизи, Адам Голдберг, Пол Джаматти

Вторая мировая война. Многодетная мать миссис Райан одновременно получает похоронки, что трое ее сыновей погибли на полях сражений. Страданиям женщины нет предела. Военное командование узнает, что у женщины есть четвертый сын Джеймс и решает, чтобы хоть как-то облегчить горе миссис Райан, послать отряд из восьми человек, чтобы они нашли рядового Райана во время высадки войск союзников в Нормандии в июне 1944 года, и доставили его в США. Поиски отряд должен вести на оккупированной территории врага, пытаясь добраться до дивизии, где служит Джеймс Райан…
Культовый фильм, в первую очередь благодаря начальной сцене высадки войск на побережье Нормандии. Во время этого сражения актеры носили оружие и боеприпасы, сделанные из дерева, так как металл оказался слишком тяжелым. Эта сцена стоила 11 миллионов долларов и потребовала участие более 1000 статистов, из которых около 30 были настоящими ампутантами, а также 5000 литров искусственной крови и четыре недели беспрерывных съемок. Роль Капарцо была специально написана для Вина Дизеля после того, как Спилберг увидел его в собственном независимом фильме-дебюте «Бродяги» (1997). Перед началом съемок все исполнители главных ролей прошли усиленную армейскую подготовку, кроме Мэтта Деймона, за что его товарищи обиделись на него и перенесли свою обиду на игру в картине. Как я уже сказал, для съемок солдат с ампутированными конечностями были задействованы настоящие ампутанты. Стивен Спилберг сознательно на 60% уменьшил цветовую насыщенность картины, но телекомпании, когда фильм стал показываться по телевидению, сами увеличили ее, так как получили огромное количестве звонков от зрителей, жаловавшихся, что с цветом фильма что-то не так. Всего в картине 206 трупов. Роль рядового Райана была предложена Эдварду Нортону, но он отказался. Это последний фильм, получивший «Оскар» за монтаж не цифровым, а обычным способом. Во время дублирования картины на немецкий язык один из актеров-немцев, ветеранов вторжения в Нормандию, не смог выдержать реалистичности сцен и был заменен. Роль сержанта Хорвата была предложена Майклу Мэдсену, но тот отказался, порекомендовав вместо себя своего друга Тома Сайзмора. Но тот в это время серьезно пристрастился к наркотикам, что привело даже к ультиматуму Спилберга: у него каждый день будут брать анализ крови, и если хоть однажды он покажет присутствие в ней наркотиков, Сайзмор будет уволен, а роль будет переснята с другим актером. Премьера картины состоялась на Венецианском кинофестивале 1998 года. Картина поставлена на основе реальных событий, случившихся с братьями Ниландами (правда, во время гражданской войны в США). Военным консультантом фильма был ветеран войны во Вьетнаме актер Дейл Дай, уже работавший над картинами «Взвод» (1986), «Рожденный 4-го июля» (1989) и «Форрест Гамп» (1994, где досъемочную военную подготовку также проходил Том Хэнкс, уже знавший требований Дая). Это один из последних фильмов, выпущенных на лазерном диске, которые перестали выпускаться в конце 1999 года. Это первый фильм студии Стивена Спилберга «DreamWorks», сборы которого превысили 100 миллионов долларов. Сначала Спилберг хотел отдать одну из ролей Мэтту Деймону, но передумал, посмотрев фильм «Смелость под огнем» (1996). Некоторое время спустя Робин Уилльямс познакомил Спилберга с Деймоном на съемочной площадке фильма «Умница Уилл Хантинг» (1997), и режиссер изменил свое мнение. Правда, кандидатуру Мэтта Деймона режиссер рассматривал в качестве неизвестного актера с чисто американской внешностью, не зная, что Деймон получит «Оскар» за вышеназванный фильм и в одночасье станет большой звездой еще до выхода этого фильма в прокат. На роль капитана Джона Миллера претендовали Мел Гибсон и Харрисон Форд, прежде чем Спилберг остановил свой выбор на Томе Хэнксе. Монолог Мэтта Деймона о подглядывании за своим братом и уродливой девушкой в амбаре была чистой воды импровизацией актера, которая понравилась Спилбергу, и он оставил ее в фильме. Цензоры Индии не выпускали фильм у себя в прокат, потребовав больших купюр. Спилберг отказался и решил вообще не выпускать фильм в прокат в Индии. Власти страны, понимая всю серьезность ситуации, решили принять личное решение и разрешили показ фильма в стране без единой цензурной купюры (зато фильм был запрещен в таком виде в Малайзии). Съемки фильма были перенесены из Англии в Ирландию, так как британские власти не могла поставить для съемок необходимое количество статистов-солдат. Как в свое время поступил Альфред Хичкок со своим фильмом «Психоз» (1960), Стивен Спилберг также распорядился не впускать в кинотеатры опоздавших зрителей. Это любимый фильм Джорджа Буша-младшего. Начальная сцена боя в Нормандии и финальная сцена защиты Ramelle в общей сложности длятся более 50 минут. Это самый прибыльный фильм мирового проката 1998 года. Из восьми солдат, отправившихся на спасение рядового Райана, в конце фильма в живых остаются только двое. Картина получила «Оскар» за лучшую режиссуру, операторскую работу, монтаж, звук и монтаж звуковых эффектов, а номинировалась за лучшее художественное оформление, грим, музыку, сценарий, актера (Хэнкс) и как лучший фильм года. Академия фантастических фильмов, фэнтази и фильмов ужасов США вручила картине свой приз «Сатурн» как лучшему фильму года, а номинировала за лучшие спецэффекты. Британская киноакадемия вручила картине свой приз «BAFTA» за лучший звук и спецэффекты и музыку, а номинировала за лучший монтаж, операторскую работу, грим, художественное оформление, режиссуру, актера (Хэнкс) и как лучший фильм года. Французская киноакадемия номинировала картину на свой приз «Сезар» как лучший иностранный фильм года. Также фильм удостоился «Золотого глобуса» за лучшую режиссуру и как лучший фильм года, а номинировался за лучшую музыку, сценарий и актера (Хэнкс). Музыка Джона Уилльямса удостоилась музыкальной премии «Грэмми». При бюджете 70 миллионов долларов картина в мировом прокате собрала 442 миллиона и еще 90 миллионов выручила за право использования на территории США. Оценка 3 балла.

Online-кинотеатр Классика мирового кинематографа