Энциклопедия фильмов ужасов и фантастики  Энциклопедия советского кино

Online-кинотеатр Классика мирового кинематографа

Secret Beyond The Door

«СЕКРЕТ ЗА ДВЕРЬЮ»
(Secret Beyond The Door)

США, 1948, 99 мин., ч/б, «Universal/Diana Production Company»
Режиссер и продюсер Фриц Ланг, композитор Миклош Росса
В ролях Джоан Баннетт, Майкл Редгрейв, Натали Шафер, Марк Дэннис

После смерти своего брата Селия, молодая и богатая нью-йоркская женщина, во время пребывания в Мексике знакомится с архитектором Марком Ламфером. Она очарована пристальным взглядом Марка. Он начинает ухаживать за ней, отдавая должное ее красоте и загадочности. Селия убеждается, что его появление внесло возбуждение в ее спокойную и размеренную жизнь. Марк очарован Селией, и сравнивает ее со спящей красавицей. Они решают пожениться, но в день свадьбы Селия с тревогой понимает, что выходит замуж по сути дела за полного незнакомца. Во время медового месяца в Мексике, заперев ее в комнате, Марк под ложным предлогом исчезает на несколько дней. Вскоре Селия получает телеграмму, призывающую ее присоединиться к нему в его доме в Lavender Falls в окрестностях Нью-Йорка. Там, в отсутствии Марка, она узнает от его сестры, что он имеет сына Дэвида, и что его жена покончила жизнь самоубийством при загадочных обстоятельствах. Селия знакомится с мисс Роби, секретаршей Марка, у которой часть лица обезображена и спрятана под вуалью. Некогда она спасла Дэвида во время пожара. Заметив ветвь сирени в своей мастерской, Марк становится абсолютно безразличным. Селия хочет уехать от него, но, в конце концов, любовь оказывается сильнее, и она остается. Во время приема Марк, который имеет странное увлечение коллекционировать комнаты, где когда-то произошли преступления, приглашает своих гостей посмотреть его коллекцию. В первой комнате мужчина убил свою жену, потому что узнал, что она гугенотка. Во второй сын убил свою мать из-за грязных финансовых махинаций. В третьей сеньор Парагвай убил нескольких своих жен. Но Марк отказывает всем, в том числе и своей жене, показать комнату под номером семь. Оставшись с Марком наедине, Селия расспрашивает его. Но все заканчивается тем, что он становится сердитым. Марк жалуется, что в его жизни постоянно командуют женщины. Селия в тайне от мужа делает дубликат ключа от таинственной комнаты. Внезапно она обнаруживает, что мисс Роби не обезображена, но продолжает демонстрировать свое мнимое уродство, чтобы сохранить место около Марка, в которого она безумно влюблена. Проникнув в комнату номер семь, Селия с ужасом обнаруживает, что она в точности соответствует ее собственной. Она решает немедленно уехать домой и просит мисс Роби ей помочь. Марк во сне видит воображаемый судебный процесс, где он одновременно прокурор и обвиняемый. Он обвиняется в смерти своей первой жены, отказавшей ему в любви. Селия никак не может собраться с духом, чтобы уехать. Тем временем Марк упрекает мисс Роби за ее желание проникнуть в его личную жизнь. Секретарша думает, что ее предала Селия. Однажды Селия заходит в комнату номер семь с охапкой сирени в руках, готовясь принять смерть от руки своего мужа. Она заставляет его рассказать о своем прошлом. Оказывается, ассоциация закрытой на ключ двери и сирени на столе, вызывают у Марка мучительный образ его матери, любительницы сирени, которая закрывала его вечерами одного в комнате, уходя на танцы. В это время пламя появляется под дверью: это мисс Роби поджигает дом. Ценой нечеловеческих усилий Марку удается выбраться из дома и спасти Селию. Потерявшая голову мисс Роби говорит, что она думала, что Марка в доме нет. Второй медовый месяц супругов. Марк на пути к выздоровлению, но ему предстоит еще долгая дорога…
Второй и последний фильм компании «Diana», основанной Фрицом Лангом, Уолтером Вагнером, его супругой Джоан Беннетт и Дадли Николсом. Диана была именем дочери Джоан и ее первого мужа. После провала этого фильма и исчезновения компании для Фрица Ланга началась самая смутная часть его карьеры. «Секрет за дверью»-самый странный, самый фантастический, самый поэтичный из всех американских фильмов режиссера. Психоанализ, который не подтверждается научными и терапевтическими методами, служит лишь основой разоблачения навязчивых идей героя, которые проходят центральной нитью в творчестве Фрица Ланга. «Мы все дети Каина»-говорит персонаж, играемый Майклом Редгрейвом во время вымышленного судебного процесса. Эту фразу можно поставить на видное место во всех фильмах Фрица Ланга. Режиссер подразумевает, что главный персонаж-убийца не априори, но его преследует навязчивая идея преступления. То, что каждый человек-потенциальный преступник, Ланг нас убеждает не только в своих фильмах, но и многочисленных интервью. Он спрашивает зрителя, хотелось ли ему когда-нибудь убить кого-нибудь. Отрицательный ответ пробуждает у него полный скептицизм. Одна из особенностей фильма состоит в его конструкции, глубоко субъективной, которая погружает нас в самую глубь мыслей и чувств героини во многом благодаря прекрасным комментариям «за кадром». Драматургическая свобода повествования позволяет выделить уникальный эпизод воображаемого судебного процесса, который герой возбуждает против самого себя. Оригинальные декорации, заботливо запечатленные на пленке оператором Стэнли Кортесом («Леди в морге», 1938; «Черный кот», 1941; «Эбботт и Костелло встречают капитана Кидда», 1952; «Ночь охотника», 1955; «Сердитая красная планета», 1959; «Динозавры», 1960; «Коридор шока», 1963; «Призрак в невидимом бикини», 1966; «Они спасли мозг Гитлера», 1968), придали скромному убранству картины крайнюю насыщенность, близкую к фантастичности. Типичный план фильма: героиня пересекает коридор, разукрашенный на манер зебры тенями и светом, и превращенный в место одновременно угрожающее и очаровательное. Она должна пройти его полностью, чтобы достичь конца своего страха, ставшего препятствием к разгадке секрета, который отделяет ее от семейного счастья. Кстати, «Секрет за дверью»-последняя картина, где Фриц Ланг позволил своим персонажам иметь шанс, хотя и очень маленький, на счастье. Режиссер снова соперничает с Альфредом Хичкоком после его картин «Ребекка» (1940) и «Подозрение» (1941). Эта великолепная работа, где музыка и декорации предназначены для того, чтобы создать атмосферу загадочности и таинственности, очаровывает зрителя. Бюджет фильма составил 615 тысяч долларов. Оценка 3 балла.

Online-кинотеатр Классика мирового кинематографа