Энциклопедия фильмов ужасов и фантастики  Энциклопедия советского кино

Online-кинотеатр Классика мирового кинематографа

Shattered Image

«РАЗДВОЕНИЕ ЛИЧНОСТИ»
(Shattered Image)

Великобритания-Канада, 1998, 104 мин., «Seven Arts Productions/Fireworks Entertainment»
Режиссер Рауль Руис, композитор Хорхе Арриагада, продюсер Барбет Шредер
В ролях Анн Парийо, Уилльям Болдуин, Грэм Грин, Лизенн Фолк

Джесси со своим мужем Брайаном прибывают на Ямайку провести медовый месяц. Их встречает очаровательная красавица, помощница управляющего отеля, Лола. Джесси постоянно видит кошмары и считает, что ее кто-то преследует: странные телефонные звонки, записки с предупреждением о смерти. Когда-то давно ее изнасиловали, и с тех пор она во сне начала убивать мужчин. Психиатры не в силах ей помочь. Фильм одновременно разворачивается в двух плоскостях: в одной реальности Джесси-наемная убийца, а в другой-страдающая от видений и кошмаров жена красавчика Брайана. Все настолько переплетено и перемешано, что понять всю логику и последовательность разворачивающихся событий абсолютно невозможно до самого конца. Но постепенно этот психологический кошмар начинает принимать какие-то физические очертания. Джесси начинает склоняться к мысли, основываясь на незначительных и порою даже незаметных глазу фактах, что Брайан хочет убить ее и завладеть ее деньгами. Джесси начинает разговаривать со своим вторым «я»-наемной убийцей. Она узнает, что в отель, где они живут с мужем, приехал еще один человек из Нью-Йорка. Джесси считает, что он приехал ее убить. Она отправляется к нему в номер и застреливает его. В беспамятстве она оказывается в постели своего номера, где Брайан дает ей какие-то таблетки. Он говорит, что мужчина, которого она убила, на самом деле детектив, который приехал защищать ее. Во сне она видит женщину, которая заказывает у нее убийство Брайана, так как это ее муж, собирающейся с ней развестись. В том же сне она убивает Брайана. Оказывается, Брайан и Лола уже давно стали любовниками и собрались убить Джесси из-за денег. Они хотят отравить ее и выдать это за самоубийство запутавшегося человека. Ведь она убила человека, да и раньше у нее были попытки к суициду. Джесси впадает в кому и приходит в себя только спустя шесть месяцев. Но теперь она уже отдает себе отчет в том, что происходит. Она сбегает из больницы и убивает Брайана, теперь уже по-настоящему…
Сложная вариация на тему шизофрении и травматических последствий перенесенного изнасилования. Героиня начинает ненавидеть мужчин, олицетворяя их с насильником, и убивает их в своих кошмарных снах. Низкобюджетная постановка: всего два главных героя, причем подавляющую часть времени на экране находится Анн Парийо в двух своих ипостасях. Никаких массовок или многолюдных сцен, полное отсутствие спецэффектов, неподвижные статисты, повторяющиеся сцены крупных планов, однообразные декорации, отсутствие костюмов, посредственная музыка, а также маловразумительные диалоги. Анн Парийо стала известна благодаря исполнению главной роли в картине Люка Бессона «Никита» (1990). Первый американский фильм проживающего в Париже чилийца Рауля Руиса, снявшего более 90 картин за 30 лет, как дань почтения Альфреду Хичкоку и Луису Бюнюэлю и своему фильму «Генеалогия преступления» (1997), где Катрин Денев также сыграла две роли. Заметны цитаты из картины Орсона Уэллса «Леди из Шанхая» (1946). Сценарий написал плодотворный Дуан Пул, ставящий и продюсирующий телевизионные фильмы для компании Аарона Спеллинга. Очень похожий романтический дуэт составили Клифф Робертсон и Женевьев Бюжол в картине Брайана Де Пальмы «Наваждение» (1976). Оператором был немец Робби Мюллер («Джонатан», 1970; «Конфискаторы», 1984; «Париж, Техас», 1984; «Жить и умереть в Лос-Анджелесе», 1985; «Верующие», 1987; «Завсегдатай бара», 1987; «Маленький дьявол», 1988; «Мертвец», 1995; «Плывущая по волнам», 1996; «Пес-призрак: путь самурая», 1999; «Танцующая в темноте», 2001), много работавший с Вимом Вендерсом, Джимом Джармушем и Ларсом Фон Триером. «Я бабочка, видящая во сне, что я человек, или я человек, видящий во сне, что я бабочка?» (Шанг Це). На главную женскую роль претендовала Джульет Бинош. Уилльям Болдуин согласился, чтобы в режиссерское кресло сел Рауль Луис только после прочтения газетной рецензии на его фильм «Три жизни и одна смерть» (1996). В американской версии картины совсем другая концовка. Оценка 3 балла.

Online-кинотеатр Классика мирового кинематографа