Shichinin no samurai  Shichinin no samurai  Shichinin no samurai  Shichinin no samurai  Shichinin no samurai  Shichinin no samurai  Shichinin no samurai  Shichinin no samurai  Shichinin no samurai  Shichinin no samurai  Shichinin no samurai  Shichinin no samurai  Shichinin no samurai  Shichinin no samurai  Shichinin no samurai  Shichinin no samurai  Shichinin no samurai  Shichinin no samurai  Shichinin no samurai  Shichinin no samurai  Shichinin no samurai  Shichinin no samurai  Shichinin no samurai  Shichinin no samurai  Shichinin no samurai  Shichinin no samurai  Shichinin no samurai  Shichinin no samurai  Shichinin no samurai  Shichinin no samurai  Shichinin no samurai  Shichinin no samurai  Shichinin no samurai  Shichinin no samurai  Shichinin no samurai  Shichinin no samurai  Shichinin no samurai  Shichinin no samurai

Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 18 лет.

Shichinin no samurai

«СЕМЬ САМУРАЕВ»
(Shichinin no samurai)

Япония, 1954, 207 мин., ч/б, «Toho Company»
Режиссер и сценарист Акира Куросава, композитор Фумио Хаясака
В ролях Тоширо Мифуне, Такаши Шимура, Кейко Цушима, Юкико Шимазаки, Исао Кимура, Дайсуке Като

Шестнадцатый век. Японские крестьяне живут в вечном страхе перед бандитами, которые насилуют, убивают, отбирают урожай. Главарь банды всадников готовится ограбить деревню; его останавливают лишь доводы местных жителей, которые напоминают бандитам, что они уже грабили их весной. «Ладно-говорит главарь-вернемся после жатвы». Жители деревни приходят в ужас от этой угрозы, сетуют на свою судьбу и думают о том, что делать дальше. Они приходят за советом к старейшине, и тот заявляет: «Мы будем драться. Наймем самураев». Но еще предстоит найти их-честных и готовых рисковать жизнью за три кормежки в день, поскольку это все, что крестьяне могут им предложить. Несколько крестьян отправляются в ближайший город искать этих редкостных людей. Поначалу их поиски приносят лишь расстройства и унижения. Они уже готовы отступиться, но в этот момент становятся свидетелями того, как самурай Камбэй, притворившись монахом, ловко расправляется с грабителем, похитившим ребенка. Затеяв разговор с грабителем, укрывшимся в сарае, он убивает его и освобождает ребенка. После этого подвига крестьяне подходят к нему, и он, тронутый их бедой, говорит, что для защиты деревни потребуются не два и не три самурая, а больше. Семь, по его мнению-подходящее число. Он начинает набор воинов. Он испытывает кандидатов при помощи молодого Кацусиро, мечтающего стать его учеником: тот неожиданно нападает на каждого. Когда крестьяне в отчаянии обнаруживают, что запасы риса, приготовленные для самураев, украдены, Кацусиро отдает им все свои деньги. Горобэй разгадывает их план еще до начала испытания. Он соглашается присоединиться к Камбэю, потому что восхищается им. Он нанимает Хэйхати, очень бедного самурая, зарабатывающего рубкой дров для лавочника. За это время Камбэй находит старого друга Ситиродзи и втягивает его в предприятие. Наблюдая за поединком двух самураев, он нанимает победителя, молчаливого и очень умелого Кюдзо. Крестьяне настойчиво просят Камбэя нанять также и Кацусиро, который очень этого хочет. Камбэй соглашается, после чего заявляет, что шести человек достаточно. Но один крестьянин нанимает седьмого самурая, который кажется ему весьма грозным. Камбэй придумывает для него испытание. Но самурай оказывается совершенно пьян, и Кацусиро легко одерживает верх над ним. Никто не может поверить, что он настоящий самурай. Тем не менее, он уверяет всех в своем благородном происхождении и предоставляет родовые бумаги. Он называется именем Кикутие. Камбэй изучает бумаги и обнаруживает, что Кикутие-13 лет от роду. Так называемый самурай украл эти бумаги. Он забывается пьяным сном. Чуть позже самураи, ведомые Рикити, направляются в деревню. Самурай-самозванец, которого все в насмешку называют Кикутие, следует за ними, хвастливо жестикулируя. В деревне крестьянин Мандзо, боящийся самураев как чумы, заставляет свою дочь Сино переодеться мальчишкой. Когда самураи вступают в деревню, их никто не встречает. Рикити отводит их к старейшине, и тот извиняется за односельчан. Они в страхе: говорят, будто бандиты уже рядом и готовятся напасть на деревню. На самом деле это Кикутие распустил ложные слухи, чтобы выманить крестьян из укрытия. В последующие дни Камбэй начинает разрабатывать план обороны. Нужно построить баррикаду, затопить часть полей, чтобы получился ров с водой, пожертвовать при этом несколькими домами и мельницей. Кикутие, словно унтер-офицер, муштрует группу крестьян на потеху местным ребятишкам. Кацусиро находит в полях Сино (переодетую мальчиком) и приказывает ей немедленно приступить к тренировкам и только потом понимает, что перед ним женщина. Кикутие находит у крестьян самурайскую одежду и прочие трофеи, несомненно взятые с трупов самураев, убитых в этих краях. Эта находка поражает и огорчает защитников деревни. Кикутие стыдит крестьян: к тому же ему кажется, что они прячут от них продовольствие. Но тут же он начинает их защищать-и все вокруг понимают, что он и сам крестьянин. Кюдзо видит, как Кацусиро уходит на свидание с Сино. Кацусиро просит его держать это в тайне. Кикутие раздает детям рис из рациона самураев. Камбэй злится, когда видит, что крестьяне бросают оружие. «Это война-говорит он-Эгоист сам себя погубит». Женщины выходят из укрытия, чтобы собрать урожай. Раньше самураи ни разу не видели их. На ночном дежурстве Хэйхати замечает, что крестьянин Рикити невесел, и пытается разговорить его, но безуспешно. Днем все сообща копают ров. Кикутие пробует удержаться верхом на лошади, но тут же летит на землю. Сино хочет отдаться Кацусиро, но тот не смеет к ней прикоснуться. Они замечают лошадей, не появлявшихся ранее в деревне, и предупреждают об этом самураев. Бандиты, прибывшие на разведку, убиты; один взят в плен. Камбэй не дает крестьянам расправиться с ним, затем разрешает женщине, сына которой убили бандиты, совершить акт возмездия. Три самурая, следуя за Рикити, поджигают дома бандитов в крепости на Орлиной горе. Рикити, словно обезумев, бросается к подруге одного бандита, решившей погибнуть в пожаре; выясняется, что это его жена. Пытаясь спасти Рикити, погибает Хэйхати. Церемония вокруг могилы Хэйхати. Бандиты спускаются с холма и подбираются к деревне. Один пытается изучить ров, и его убивают. Родственники ищут старейшину, упорно не желающего покидать свой дом, хотя им решено пожертвовать в целях обороны. Крестьяне под руководством самураев атакуют бандитов по всем фронтам. Кикутие приходит в дом старейшины, подожженный бандитами, чтобы забрать оттуда его дочь и внука. «Я сам был как этот ребенок!»-восклицает Кикутие в слезах, когда берет малыша на руки. Самураи хвалят крестьян за отвагу в бою. Бандиты разгромлены на востоке, западе и юге. Но те, что остались в живых, собираются на севере. Камбэй планирует заманивать их в ловушки по одному-двое. Кюдзо забирает аркебузы у двух бандитов, убитых им одновременно. Кацусиро хочет выразить ему свой восторг, но Кюдзо больше нужен сон, чем похвалы. Наутро план Камбэя приводят в исполнение. Кикутие, переодетый в бандита, заговаривает с врагом, который принимает его за своего и платит за ошибку жизнью. Кикутие попрекают тем, что он действовал в одиночку и по своей инициативе. Двум бандитам удается пробраться вглубь деревни, и они учиняют там погром. Горобэй погибает. Много погибших и со стороны крестьян. «Следующая схватка станет решающей»-говорит Камбэй, намекая на тринадцать оставшихся в живых бандитов. Сино думает, что жить ей осталось недолго, и отдается Кацусиро. Отец стыдит и бьет ее за это. Его останавливает Камбэй. Финальная битва происходит в грязи и под дождем. Кюдзо убивает главарь бандитов, укрывшийся в доме, где прячутся женщины. Кикутие убивает его, но и сам погибает при этом. Все бандиты перебиты. Мир возвращается в эти края, и трое оставшихся в живых самураев-Камбэй, Кацусиро и Ситиродзи-смотрят, как крестьяне сажают рис. Сино, идя на работу в поле, в страхе отводит глаза от Кацусиро. «Победили крестьяне. Не мы»-говорит Камбэй…
Долгое время это был самый знаменитый японский фильм в истории мирового кинематографа, но начиналось все с тяжелых съемок. В результате фильм стал одних из самых длинных и дорогостоящих в истории японского кино. В какой-то момент фирма-продюсер «Toho», напуганная масштабами, которые начали приобретать эти съемки, приостановила их на время. Позднее, повторяя удар, нанесенный другой студией по «Идиоту» Накиши, сокращенному с 245 до 165 мин, «Toho» выпустила полную, 200-минутную версию фильма лишь в избранных залах в крупных городах. Остальная же часть японских зрителей получила в распоряжение 160-минутную версию; еще более укороченный монтаж был предназначен для заграничного проката. Этот фильм нельзя считать типичным примером амбициозной японской кинопродукции, поскольку действия в нем гораздо больше, чем созерцания, а движения-больше, чем раздумий. И все же гуманизм Куросавы пронизывает всю картину от начала и до конца, особенно в том, что касается столкновения двух образов жизни, двух культур-крестьянской и военной. Укороченная версия не только вносит неясность в ход сражений во второй части, но и обедняет портреты крестьян и семи самураев. Куросава не стремился создать подлинные характеры, однако позаботился о том, чтобы все семеро четко различались между собой. Каждый воплощает какую-либо сторону, характерную черту морали и духа самурая и становится в некотором роде их ходячим символом. Камбэй воплощает в себе самурайскую мудрость, с большой долей разочарованности в жизни, которая ничуть не мешает ему действовать, но лишь подчеркивает мимолетность и саморазрушительность этого действия. Хэйхати и Горобэй воплощают хитрость, жизнерадостность, рассудительность, свойственные характеру самурая. Кюдзо-аскетическую собранность, позволяющую с каким-то смирением и с безразличием к похвале совершать воинские подвиги и чудеса владения телом. Кацусиро-молодость, энтузиазм, доброту, идеализм начинающего самурая. Ситиродзи-неприметный профессионализм, намеренно остающийся в тени. Кикутие, у которого нет имени, кроме краденого (оно прицепилось к нему в насмешку)-самый сложный, увлекательный и наиболее новаторский персонаж фильма. Он находится на границе между культурами, и на их сопоставлении построена немалая часть картины. Крестьянин по происхождению, самурай по собственной воле, он предстает перед нами как краснобай, хвастун, скрывающий застенчивость за внешней отвагой и постоянно чувствующий себя не в своей тарелке. Этого забавного маргинала Куросава сделал весьма колоритным, и чуть более искусственным, нежели остальных самураев. Он многое воображает о себе, но становится, по сути, никем и превращается в марионетку из театра кукол-очень симпатичную, вызывающую то смех, то жалость. Финальная фраза Камбэя вызвала множество споров. На самом деле, по мнению Куросавы, в фильме нет проигравших, за исключением бандитов. Крестьяне одержали победу над извечным врагом, а главное-над собой. В сражении они обрели силу и сплоченность. Самураи принесли себя в жертву, но помогли победить тем, кто вечно проигрывал, а потому победили и сами-как победит позднее врач по прозвищу Рыжая Борода в одноименном фильме, хотя борьбу с нищетой, болезнями, злобой и несправедливостью ему вечно приходится начинать сначала. Это в высшей степени удручающая борьба. И главное намерение Куросавы-показать уныние, усталость главным врагом человечества. С этой точки зрения гуманизм становится для него синонимом эпоса, и все эти фильмы в целом представляют собой обширный эпос о стойкости человека. В этой картине перед нами предстает, возможно, самая внешняя часть этого эпоса. Куросава изобразил борьбу крестьян и самураев с бандитами в очень красивом визуальном стиле. Психология персонажей часто отходит на второй план перед взрывами напряженных и кипящих, но быстро остывающих чувств-как трагическое оцепенение, настигающее того или иного крестьянина при столкновении со смертью. Съемки фильма несколько раз останавливались из-за shortage лошадей для финальных батальных сражений. Актер Сейджи Миягучи, играющий самурая Кюдзо, до этого фильма вообще ни разу не прикасался к мечу. Лишь замечательные монтаж и операторская работа заставили поверить, что на экране мастер. Студия несколько раз замораживала проект из-за превышения бюджета, поэтому Куросаве каждый раз лично приходилось возвращаться в Токио и убеждать продюсеров. Ибо параллельным курсом студия снимала другой высокобюджетный фильм «Годзилла», и находилась на грани банкротства. Интересно, что предки Куросавы также были самураями. Обратите внимание, что все семь самураев основаны на реальных исторических персонажах. Первоначальный сценарий насчитывал 500 страниц. Затем три сценариста (включая Куросаву) переработали его в течение полутора месяцев в окончательный продукт. Интересно, что актеры, игравшие трех оставшихся в живых самураев, в реальной жизни умерли первыми из семи. Дайсуке Като (игравший Ситиродзи) умер в 1975 году. Исао Кимура (игравший Кацусиро) умер в 1981 году. Наконец, Такаши Шимура (игравший Камбэя) умер в 1982 году. В то время, как самурай, погибавший на экране первым (актер Минору Чиаки, игравший Хэйхати) умер самым последним из всей семерки, в 1999 году. Картина номинировалась на «Оскар» за лучшее художественное оформление и костюмы. Британская киноакадемия номинировала картину на свой приз «BAFTA» за лучшего иностранного актера (Тоширо Мифуне и Такаши Шимура) и как лучший фильм года. На Венецианском кинофестивале картина заняла второе место. Бюджет фильма составил 2 миллиона долларов.