Энциклопедия фильмов ужасов и фантастики  Энциклопедия советского кино

Online-кинотеатр Классика мирового кинематографа

The Shining

«СИЯЮЩИЙ»
(The Shining)

США, 1997, 273 мин., «Warner»
Режиссер Мик Гаррис по Стивену Кингу, композитор Николас Пайк
В ролях Стивен Уэббер, Ребекка Де Морней, Куртланд Мид, Уил Хорнеф

Молодой человек Джек Торранс-бывший школьный учитель, страдающий алкоголизмом. Сейчас он стал писателем, но избавиться от алкогольной зависимости ему пока не удается. Он решает предпринять очередную попытку бросить пить и вместе со своей женой Уэнди и семилетним сыном Дэнни решает отправиться в отдаленный отель, расположенный в горах Колорадо, на период зимнего межсезонья, в качестве смотрителя. Джек хочет закончить там новый роман, а также вдали от соблазнов веселой жизни победить свою пагубную привычку. Но огромный безлюдный отель, а также однообразные бесконечные дни постепенно начинают оказывать влияние на психическое состояние Джека. Ему начинают мерещиться призраки гостей, когда-то останавливавшихся в отеле. Однажды Джек срывается и напивается вновь. Видения и галлюцинации в голове Джека становятся все сильнее и агрессивнее, что неминуемо приводит к трагической развязке…
Бессмысленный и даже вредный ремейк одноименного культового фильма Стэнли Кубрика 1980 года. Картина снята исключительно по той причине, что Кингу не понравилась версия Кубрика. Однажды на съемочную площадку этого фильма забрел режиссер Фрэнк Дарабонт, чтобы обсудить со Стивеном Кингом грядущую экранизацию его книги «Зеленая миля» (1999). Мик Гаррис воспользовался подвернувшимся случаем и снял Дарабонта в массовке в качестве призрака в гостиной. Начальный разговор Торрансов в машине слово в слово воспроизводит диалог из оригинала. Интересно, что отель, в котором снимался фильм-именно тот отель, который стал источником вдохновения для Стивена Кинга, проводившего там отпуск в межсезонье, когда тот был практически пуст. Писатель жил в номере 217. Когда Джек говорит по радио со своим умершим отцом, из носа актера Ствиена Уэббера пошла кровь. Этого не предусматривалось в сценарии, а кровь неожиданно пошла из носа актера. Голос отца принадлежит актеру Мигелю Ферреру, который уже снимался у Мика Гарриса в еще одной экранизации Кинга «Противостояние» (1994). Роль Джека Торренса первоначально была предложена Тиму Дэйли, который уже работал со Стивеном Кингом над его экранизацией «Буря столетия» (1999). Но Дэйли был занят, поэтому вместо себя предложил своего друга и коллегу по сериалу «Крылья» (1990) Стивена Уэббера. Борьба героя с алкоголизмом есть прямая отсылка к собственной борьбе с алкоголем Стивена Кинга в конце 70-х годов, когда он писал этот роман. Именно эту тему, как движущую силу всего повествования, выкинул из своей экранизации Стэнли Кубрик. Стивену Кингу это чрезвычайно не понравилось, так как он хотел подчеркнуть, что все проблемы героя идут именно от алкоголизма, и в этой картине вернул ее обратно. Пчелы в сцене на крыше были добавлены с помощью компьютерных спецэффектов. В небольшой роли в гараже появился Сэм Райми. Сцена в вестибюле между Джеком и Уэнди длится почти десять минут: неслыханное время для телевизионной постановки, ибо она стоит очень дорого. Поэтому все остальные сцены в фильме значительно короче. Фраза Уэнди по отношению к Джеку «Ты можешь взять свою работу и засунуть себе в задницу!» была сокращена на одно последнее слово по цензурным соображениям. Картина получила телевизионную премию «Эмми» за лучший грим и монтаж звуковых эффектов, а картина номинировалась как лучший телесериал года. Академия фантастических фильмов, фэнтази и фильмов ужасов США вручила Стивену Уэбберу свой приз «Сатурн» как лучшему телевизионному актеру, а картину номинировала как лучший телефильм года. Бюджет картины составил 25 миллионов долларов. Оценка 2 балла.

Online-кинотеатр Классика мирового кинематографа