
«СИНДРОМ
СТЕНДАЛЯ»
(La Sindrome Di Stendhal)
Италия, 1996, 120 мин., «Cine 2000/Medusa Produzione»
Режиссер, сценарист и продюсер Дарио
Ардженто, композитор Эннио Морриконе, спецэффекты Сержио
Стивалетти
В ролях Ася Ардженто, Томас Кретчман, Марко Леонарди, Джон Квентин, Соня
Топацио, Луиджи Диберти
Героиня
никак не может вспомнить, как она очутилась во Флоренции и зачем отправилась
в картинную галерею Уфици. Удалось воссоздать в памяти лишь эпизод, как,
залюбовавшись одним из полотен, она вдруг потеряла сознание и рухнула
на пол. Много позднее из беседы с психоаналитиком выяснилось, что подобный
странный недуг всю жизнь мучил Стендаля, и он подробно описал его в одном
из своих произведений. Этот синдром может производить галлюцинации, удвоение
личности и даже привести жертву к самоубийству. В гостиничном номере,
куда героиня вернулась, у нее вновь от напряжения закружилась голова,
и девушка погрузилась в глубокий сон: будто она опять вошла в картину
и именно там увидела тело изнасилованной и зверски убитой девушки и услышала
голос инспектора полиции Манетти: «Это уже десятая жертва в Риме. Во Флоренции
были совершены аналогичные преступления-там были изнасилованы три женщины.
Поезжай туда, Анна, и займись расследованием». Ситуация начала проясняться.
Значит, она-инспектор римской полиции Анна Манни и в надежде найти преступника
отправилась в галерею Уфици. Именно там психопат-убийца по имени Альфредо
узнает о том, кто «сидит у него на хвосте» и пытается использовать болезнь
Анны в своих целях. После чего начинается странная игра в кошки и мышки.
Синдром Стендаля-это способность человека сильно-до обморока-воспринимать
картины, переносясь в изображенную на холсте реальность. Грань между внутренним
и внешним оказывается размыта, и потому для Анны столкновение с маньяком
оказывается роковым. Ужас настолько входит в ее плоть и кровь, что даже
после смерти убийцы ей все еще кажется, что он жив. Новые трупы только
подтверждают это-но и без столь зримых знаков присутствия мы понимаем,
что Анна права: соприкоснуться со злом-значит впустить его в свою душу.
Отвернись от картины, поверни глаза зрачками внутрь-то, что ты различишь
во внутренней тьме, навсегда лишит тебя покоя. Теперь даже зажав уши руками,
ты расслышишь шаги, даже сквозь закрытые от ужаса веки легко различишь
руки убийцы. Ближе к финалу фильм становиться чуть более традиционным,
чем хотелось бы, выруливая на проторенную дорожку «giallo». Но кульминационная
сцена в логове убийцы, во время которой в Анне просыпается дремавшая доселе
разрушительная сущность, безусловно, имеет право называться классической…
Запутанный, жестокий и кровавый фильм, как всегда у Дарио Ардженто. Много
хороших сцен, хорошей музыки. Сцен сексуального насилия много, но ни единой
части обнаженного женского тела не показано. Бережет отец дочку, но та
в роли инспектора полиции неубедительна. Развязка неожиданна, но труднообъяснима.
Сложный фильм для интеллектуального зрителя. Дарио Ардженто использовал
в этом фильме идею, что и искусство может быть опасным. «Синдром Стендаля»
снят после путешествия режиссера в США, где он сделал картину «Травма»
(1992). В обоих фильмах главную женскую роль играет его дочь Ася, дебютировавшая
в 11 лет в картине «Демоны-2»
(1987) Ламберто Бавы,
снятой по сценарию ее отца. В дальнейшем сотрудничество дочери и отца
продолжалось и, учитывая жанровую специфику фильмов Ардженто, подобный
тандем выглядит немого жутковато-особенно если учесть, что руки убийцы,
которые мы видим едва ли не в каждом фильме режиссера, принадлежат ему
самому. Впервые в своей карьере режиссер использовал компьютерные спецэффекты (также это произошло впервые в истории кино всей Италии).
Название фильма пришло от реальной болезни, впервые научно диагностированной во Флоренции в 1982 году. Свое имя она получила от французского писателя Стендаля, который страдал подобными приступами в 1817 году. Интересно, что, по мнению экспертов, болезнью в большей или меньшей степени страдает 80% всего человечества. Сам Дарио Ардженто имел печальный опыт такого приступа, который оставил у него неизгладимое впечатление на всю оставшуюся жизнь. Картину планировали снимать в США с Дэрил Ханной в главной роли, но планы провалились, и киношники вернулись в Италию. На главную роль первоначально рассматривались Бриджит Фонда и Дженнифер
Джейсон Ли. Академия фантастических фильмов, фэнтази и фильмов ужасов
США номинировала картину на свой приз «Сатурн»
за лучший VHS-релиз. При бюджете в 3, 8миллиона долларов картина в прокате
Италии собрала 5, 5 миллиардов итальянских лир. Оценка 4 балла.