Энциклопедия фильмов ужасов и фантастики  Энциклопедия советского кино

Online-кинотеатр Классика мирового кинематографа

Speed

«СКОРОСТЬ»
(Speed)

США, 1994, 116 мин., «20th Century Fox»
Режиссер Ян Де Бонт, композитор Марк Манчина
В ролях Сандра Баллок, Кеану Ривз, Деннис Хоппер, Джо Мортон, Джефф Дэниелс

Попытка террориста Ховарда Пейна взорвать лифт большого торгового центра Лос-Анджелеса проваливается, что приводит его в бешенство. В качестве компенсации за неудавшийся террористический акт Пейн требует у властей города денежную компенсацию в размере 3-х миллионов долларов, угрожая повторить свою попытку. Чтобы доказать всю серьезность своих намерений, Пейн закладывает бомбу под обыкновенный городской рейсовый автобус. Он угрожает взорвать его вместе с пассажирами, если автобус остановится, снизит скорость до 80 километров в час, если кто-то попытается на ходу обезвредить бомбу или высадить пассажиров. Офицер полиции Джек Трейвен пытается спасти пассажиров и на ходу пересаживается в мчащийся на большой скорости автобус. Одновременно полиция пытается установить местонахождение Пейна…
Первоначально планировалось, что роль Джека сыграет Джефф Бриджес, а роль Энни-актриса Эллен Деженерес. Ее выбрали потому, что Энни планировалась как комедийный персонаж в противопоставлении серьезному Джеку. На роль главного злодея-террориста Гарри выбрали Эда Харриса, но продюсерам показалось неправдоподобным противостояние Бриджеса и Харриса в качестве террориста. Поэтому Харриса оставили в фильме, а террориста сделали совершенно отдельным персонажем. Роль Энни отвергла актриса Халли Берри. На роль Джека проходили пробы актеры Джонни Депп, Брюс Уиллис, Арнольд Шварценеггер, Майкл Китон, Стивен Болдуин, Джордж Клуни, Уилльям Болдуин, Том Круз и Том Хэнкс. Всего в картине использовали тринадцать автобусов. Интересно, что один из автобусов участвовал в съемках более, чем 60 фильмов, рекламных роликов и видеоклипов, в частности клипе Трейси Чэпмен на песню «Telling Stories». Прыжок автобуса на якобы недостроенном мосту был реальным, но сам мост был целым, а пустоту на нем сделали компьютерным способом, стерев эту часть. Этот эпизод не был в первоначальном сценарии, а был придуман Яном Де Бонтом, когда однажды он заметил недостроенный участок моста. Естественно, для прыжка был доставлен особый автобус, который в момент разгона достигал скорости в 100 километров в час. Картина снималась на реальной автостраде близ Лос-Анджелеса, прежде чем она была открыта для общественного пользования. Хотя съемки там были сопряжены с трудностями, так как приходилось постоянно согласовывать график и места съемок с рабочими, которые завершали строительство. Аналогично было с новой линией метро, которая была закончена ко времени начала съемок, но ее открытие отложили, пока создатели фильма не сняли там все необходимые сцены. Съемки в метро заняли две с половиной недели. Некоторая часть вагонов поезда метро из финальной сцены позднее использовалась в картине «Ледяной шторм» (1997). Некоторые фрагменты сцены схода поезда с рельсов были сделаны на миниатюрных моделях. Первоначально в 1992 году сценарий фильма оказался у студии «Paramount», но та его отвергла, так как почитала, что зрители не будут смотреть два часа за одним автобусом. Тогда сценарист Грэм Йост добавил сцену в метро и отнес сценарий на студию «20th Century Fox», который пришелся ей по вкусу. Студия почувствовала, что фильм может стать большим хитом, когда на тестовых просмотрах зрители, уходя во время сеанса в туалет, старались возвратиться как можно быстрее. Кеану Ривз разбил стекло двери автобуса в начале картины совершенно случайно, но сцену оставили в фильме. В первоначальном варианте сценария автобус должен был кружить вокруг парковки стадиона «Dodgers», но студии не удалось получить разрешение на съемки. Картина превысила свой бюджет еще до завершения съемок. Когда проводили тестовый просмотр фильма, финальная сцена еще не была снята, а существовала лишь в анимированном варианте. Но зрителям она так пришлась по вкусу, что студия решила еще немного «раскошелиться» и снять ее. Начальная сцена с лифтом пришла в голову Яну Де Бонту после съемок картины «Крепкий орешек» (1988), где он был оператором. Там он застрял в лифте на 40-м этаже небоскреба и был вынужден выбираться из него через спасательный шлюз, прыгая на крышу кабины соседнего лифта. Интересно, что первоначально режиссерское кресло предложили Квентину Тарантино, но тот отказался. Аналогично поступил финский режиссер Ренни Харлин. Самолет, с которым сталкивается автобус в финальной сцене, стоил 80 тысяч долларов. Интересно, что часы, которые носит Джек, продавались со скидкой. После выхода картины спрос на них возрос, и часовая компания вновь запустила их в производство. Интересно, что один из эпизодов фильма случился в реальной жизни. Когда водителю школьного автобуса стало плохо с сердцем, один из школьников сел на его место, нажал на педаль тормоза и остановил автобус на краю дороги. Когда его спросили, как он смог это сделать, мальчуган ответил, что смотрел этот фильм, где есть аналогичный эпизод. Этого мальчика наградили во время перерыва матча по американскому футболу. Сцена с жевательной резинкой на сиденье в автобусе была придумана самой Сандрой Баллок. В первоначальном сценарии у водителя автобуса случается сердечный приступ, а в окончательном варианте фильма его застреливают. Сандра Баллок действительно училась водить автобус для съемок в этом фильме. Ее гонорар за эту роль составил 600 тысяч долларов. Кеану Ривз первоначально отверг роль Джека, так как посчитал сценарий Грэма Йоста копированием «Крепкого орешка». И лишь когда Ян Де Бонт пригласил Джосса Уидона переписать сценарий, актер дал согласие на съемки. Интересно, что студия «20th Century Fox» не была уверена, что Кеану Ривз такая большая звезда, чтобы в одиночку вытащить фильм, и настаивала, чтобы в пару к нему была добавлена более звездная актриса, чем Сандра Баллок. Ян Де Бонт отказался. Студия смягчилась лишь две недели спустя после того, как съемки картины начались. Режиссер посчитал, что у Кеану Ривза слишком чувственные волосы для сурового полицейского и коротко постриг его. Когда студия увидела актера в таком виде, она была в шоке и собиралась заморозить съемки, пока у Ривза снова не отрастут нормальные волосы. Ривз самостоятельно сделал 90% всех своих трюков. Режиссер Джон Мактирнан отказался снимать этот фильм, посчитав, что его должен снимать новичок. Продюсеры выбрали Яна Де Бонта, который был оператором на двух фильмах Мактирнана «Крепкий орешек» и «Охота за Красным октябрем» (1990). Роль Энни отвергли такие актрисы, как Гленн Клоуз, Сигурни Уивер, Барбара Херши, Джессика Ланж, Мэрил Стрип, Анжелика Хьюстон, Джейн Сеймур, Кэтлин Тернер, Ким Бессинджер, Дебра Уингер, Джина Дэвис, Кэрри Фишер, Мелани Гриффит, Мишель Пфайффер, Розанна Аркетт, Деми Мур, Эмма Томпсон, Мег Тилли, Дэрил Ханна, Мег Райан, Дженнифер Джейсон Ли, Элли Шиди, Джоди Фостер, Бриджит Фонда, Сара Джессика Паркер, Брук Шилдс, Джулия Робертс, Камерон Диас, Вайнона Райдер, Алисия Милано и Дайан Лейн. Аэропорт Лос-Анджелеса запретил взрывы на своей территории, чтобы не пугать пассажиров, поэтому столкновение автобуса с самолетом снимали в городке Mojave. Эти съемки заняли три недели. Картина получила «Оскар» за лучший звук и монтаж звуковых эффектов, а номинировалась за лучший монтаж. Академия фантастических фильмов, фэнтази и фильмов ужасов США вручила Сандре Баллок свой приз «Сатурн» как лучшей актрисе (наряду с Джеми Ли Кертис за роль в картине «Правдивая ложь», 1994), а номинировала за лучшую режиссуру и как лучший фильм года. Англичане вручили картине свой приз «BAFTA» за лучший монтаж и звук, а номинировали за лучшие спецэффекты. При бюджете в 28 миллионов долларов картина по всему миру собрала 350, 5 миллиона. Оценка 4 балла.

Online-кинотеатр Классика мирового кинематографа