Энциклопедия фильмов ужасов и фантастики  Энциклопедия советского кино

Online-кинотеатр Классика мирового кинематографа

Spellbound

«ЗАЧАРОВАННЫЙ»
(Spellbound)

США, 1945, 111 мин., ч/б, «United Artists/Vanguard»
Режиссер Альфред Хичкок, композитор Миклош Росса
В ролях Ингрид Бергман, Грегори Пек, Михаил Чехов, Лео Кэрролл

Доктор Мерчисон, директор психиатрической клиники в Грин Маннер, собирается уйти на пенсию. В это время в клинику прибывает его преемник, молодой и симпатичный доктор Эдвардс. Он немедленно очаровывает всех, включая доктора Констанцию Петерсен, которая незамедлительно влюбляется в него. Но молодая женщина скоро узнает, что Эдвардс-это не настоящее имя доктора, и что человек, которого она любит-параноик, страдающий амнезией, который воображает, что он убил доктора Эдвардса. После их разговора в смятении молодой человек убегает из клиники. Констанция его находит и везет к своему старому знакомому профессору, доктору Брюлову. Доктор, проанализировав сны больного, приходит к выводу, что однажды на самом деле во время катания на лыжах с горы он видел, как настоящий доктор Эдвардс упал в пропасть. В действительности же молодого человека зовут Джон Баллантин. Возвратившись вместе с Констанцией на гору, где произошел несчастный случай, к нему возвращается память. Его комплекс виновности появился в тот день, когда он стал свидетелем смерти своего младшего брата, поскользнувшегося на лестнице и напоровшегося на штырь решетки. Полиция устанавливает, что настоящий доктор Эдвардс во время спуска с горы на лыжах был застрелен из пистолета. Настоящий виновник-доктор Мерчисон, который сам признается в этом Констанции, прежде чем покончить жизнь самоубийством. Преступление он совершил для того, чтобы остаться директором клиники и не уходить на пенсию…
Продюсированный знаменитым Дэвидом О'Селцником («Кинг-Конг», 1933; «Анна Каренина», 1935; «Унесенные ветром», 1939; «Ребекка», 1940), «Зачарованный» ознаменовался встречей Альфреда Хичкока и Ингрид Бергман, с которой мэтр сделал два своих следующих фильма «Печально известный» (1946) и «Под знаком Козерога» (1949). Сюжет фильма-любовь женщины, которая хочет любой ценой вылечить человека, которого любит-на самом деле проникновенная защитительная сентенция в пользу психоанализа, науки, которая тогда была очень популярна в США, и к которой всегда был неравнодушен Альфред Хичкок. Фильм разворачивается как длинный путь пары в поисках правды, в лабиринте, усеянном символами всех киножанров, под прекрасный музыкальный фон, который сводится к двум основным великолепным мотивам, за которые Миклош Росса («Багдадский вор», 1940; «Книга джунглей», 1942; «Убийцы», 1946; «Камо грядеши?», 1951; «Юлий Цезарь», 1953; «Бен-Гур», 1959) получил «Оскар». А картина также номинировалась за лучшую режиссуру, актера второго плана (Михаил Чехов), спецэффекты, операторскую работу и как лучший фильм года. Эпизоды снов, заказанные у Сальвадора Дали, неоднократно переписанные, не имеют ничего общего с сюрреализмом. Наконец, согласно Книге рекордов Гиннесса в разделе кино в этом черно-белом фильме упоминается самый короткий цветной эпизод в истории кино-сцена, показывающая самоубийство Мерчисона, когда после выстрела из пистолета несколько кадров на очень короткий промежуток времени становятся ярко-красными от крови. При бюджете в 1, 7 миллионов долларов картина в прокате США собрала 7 миллионов и еще 5 миллионов выручила за право использования на территории США. Оценка 5 баллов.

Online-кинотеатр Классика мирового кинематографа