Энциклопедия фильмов ужасов и фантастики  Энциклопедия советского кино

Online-кинотеатр Классика мирового кинематографа

Spider-Man

«ЧЕЛОВЕК-ПАУК»
(Spider-Man)

США, 2002, 123 мин., «Columbia»
Режиссер Сэм Райми, композитор Дэнни Элфман, сценарист Дэвид Коэпп
В ролях Тоби Магуаир, Кирстен Данст, Уилльям Дэфоу, Джеймс Франко

Питер Паркер, обыкновенный семнадцатилетний подросток, живущий со своим дядей Беном и тетей Мэй в Нью-Йорке. У него есть подружка Мэри Джейн. Во время экскурсии в лабораторию университета его кусает генетически мутировавший ядовитый паук. На следующее утро Питер с удивлением замечает, что ему больше не нужны очки, а мышцы словно налились сталью. Вскоре он обнаруживает, что без труда может лазить по стенам, прыгать на своего врага, плести паутину, способную выдержать большой вес, а также обладать странным предчувствием приближения опасности. Питер без проблем лазает по зданиям Манхэттена. Но вскоре ему надоедают безобидные шалости, использующие его новые способности. Он решает бороться с преступностью, словно Бэтмен или Супермен. Тем временем магнат Норман Осборн, отец лучшего друга Питера Гарри, занимается экспериментами по обретению сверхъестественной силы. Он превращается в Зеленого Гоблина, который пытается привлечь Питера к своим темным делам. Питер отказывается, и начинается классическое противостояние добра и зла…
Чего мы ждем от фильмов, снятых по мотивам известных комиксов и посвященных супергероям в различных ипостасях? Во-первых, зрелищности. Без этого никакому фильму такого плана просто не обойтись-герой должен защищать планету или хорошую часть человечества на воздухе, в воде, на земле, в горящей избе и на улицах, переполненных прохожими. Во-вторых, сюжета. В принципе события фильма нам обычно известны еще до похода в кинотеатр-имеется в наличии хороший герой в количестве один человек и некий антигерой в количестве одного-двух человек. Хороший герой творит добро, в то время как плохой герой старается сделать что-нибудь в высшей степени гадкое-ограбить банк, взорвать бомбу, захватить мир. И, в-третьих, нам хочется просто посмотреть хорошую историю, в которой справедливость поощряется, а зло истребляется. В таком случае «Человек-паук» окажется фильмом, прекрасно попадающим под все эти параметры. Фильм сделан шикарно, здесь практически не к чему подкопаться. Сцены, где герой всего лишь тупо смотрит на мир из-за скрывающей все лицо маски, сведены до минимума, и зрителю никогда не становится скучно. Компьютерных эффектов хватает, но их передозировки не чувствуется-немало времени в фильме уделено простым человеческим отношениям. Картина создана по мотивам комиксов компании «Marvel». Фильм развивается параллельно в трех областях: Питер учится использовать свои способности, повествуется о его романтических отношения с Мэри Джейн, а также рассказывается о его противостоянии с Зеленым Гоблином. Бюджет картины составил 139 миллионов долларов, а собрала она в мировом прокате 820 миллионов. В маленьком эпизоде в качестве ведущего на ринге рэстлеров появился любимый актер Сэма Райми Брюс Кэмпбелл, а также рэстлер Рэнди «Мачо» Сэвидж и его брат Тед Райми. На роль Зеленого Гоблина претендовали Николас Кейдж, Лайам Нисон и Джон Малкович. А на главную роль рассматривались Фредди Принц, Кристиан Бейл и Леонардо Ди Каприо. В режиссерское кресло могли сесть Дэвид Финчер, Энг Ли, Джеймс Камерон или Ян Де Бонт. Вместо Мэри-Джейн Уотсон планировалась Алисия Уитт («Четыре комнаты», 1995; «Гражданин Рут», 1996; «Городские легенды», 1998; «Сесиль-безумный», 2000; «Ванильное небо», 2001). Гонорар Тоби Магуаира составил 4 миллиона долларов. Правами на картину еще в 1986 году обладала компания «Cannon Films» (тогда на главную роль рассматривался актер Скотт Лева), потом она продала их студии «Carolco», и только после этого компания «Sony Pictures» приобрела законные виды на эту картину. Стоимость костюма человека-паука достигала 100 тысяч долларов. Во время съемок четыре костюма были украдены. Студия предложила награду в 25 тысяч за их возвращение, но никто не откликнулся. Это ремейк одноименного фильма 1977 года, поставленного режиссером В. В. Свакхамером. Спецэффекты сделал Джон Дюкстра и компании «Amalgamated Dynamics», «Sony Pictures Imageworks», «Digiscope» и «OCS/Freeze Frame/Pixel Magic». Картина номинировалась на «Оскар» за лучший звук и визуальные эффекты. Академия фантастических фильмов, фэнтази и фильмов ужасов США вручила картине свой приз «Сатурн» за лучшую музыку, а номинировала за лучшую режиссуру, спецэффекты, актера и актрису (Магуаир и Данст). Английская киноакадемия также достаточно прохладно отнеслась к фильму, номинировав его на свой приз «BAFTA» за лучшие визуальные эффекты. Оценка 3 балла.

Online-кинотеатр Классика мирового кинематографа