Энциклопедия фильмов ужасов и фантастики  Энциклопедия советского кино

Online-кинотеатр Классика мирового кинематографа

Star Wars

«ЗВЕЗДНЫЕ ВОЙНЫ»
(Star Wars)

США, 1977, 120 мин., «20th Century Fox»
Режиссер, сценарист, монтажер и продюсер Джордж Лукас, композитор Джон Уилльямс, спецэффекты Джон Дюкстра
В ролях Марк Хэммилл, Харрисон Форд, Кэрри Фишер, Питер Кашинг, Алек Гиннесс

В далекие времена в космосе господствовала «Темная звезда», которой командовал великий Мофф Таркин. Но недовольство, поддерживаемое принцессой Органой, нарастало. Корабль принцессы попадает в сети «Темной звезды» Дарта Вейдера, но принцессе удается сообщить свои планы восстания двум роботам С3РО и Р2Д2 и отправить их к межпланетному рыцарю Оби-Ван Кеноби, единственному, кто может противостоять на равных «Темной звезде». Роботы попадают к Люку Скайуокеру, племяннику Кеноби. Они решают лететь на помощь повстанцам. Сначала они вместе с космическим контрабандистом Ханом Соло и его пилотом Чубаккой освобождают на «Темной звезде» принцессу, а потом стремительно нападают на планету Явин, на которой началось восстание против великого Моффа Таркина. Начинается грандиозное космическое сражение. Повстанцы побеждены, но Скайуокер, ведомый волшебной силой, которую передал ему Кеноби, бросает свою ракету на «Темную звезду» и взрывает ее…
Огромный успех фильма был предопределен не только значительными материальными средствами. В техническом плане и виртуозности спецэффектов Джона Дюкстры постановка производит сильное впечатление. А вот сценарий фильма адресован публике детского возраста и остается на уровне космических мыльных опер и комиксов. Такого же плана фильм «Флэш Гордон» (1980), но он добавил хотя бы приятную изюминку эротизма. Когда в 1978 году «Звездные войны» покоряли экраны кинотеатров, критики кипели от ярости. Изобилующая боевыми эпизодами, утверждающая насилие картина будущего мира казалась в высшей степени опасной для юной публики. Сегодня, двадцать лет спустя, это мнение изменилось. Они были иконами для целого поколения: пылкий Люк Скайуокер, сорвиголова Хан Соло и гордая принцесса Лея. Но слава не вечна: лишь популярность Харрисона Форда разрослась до галактических размеров. Кэрри Фишер замкнулась в себе, а Марк Хэммилл играет главные роли в компьютерных играх и второсортных фильмах. Каждая история добротна настолько, насколько хороши в ней негодяи. Этот неписаный закон Голливуда особенно четко действует во Вселенной «Звездных войн». Какими бы яркими, благородными и добрыми не были героические повстанцы, своему культовому характеру звездный эпос обязан злодеям: императору-исчадию Сатаны, подлым джавам и настоящему торжеству зла в лице Дарта Вейдера. Стремительные бомбардировщики ближнего боя, отчаянные воздушные маневры, яростные космические сражения-это «Звездные войны». Даже дизайн космических кораблей установил новые критерии для жанра научной фантастики. И хотя здесь господствуют привычные обтекаемые линии, каждому кораблю свойственна индивидуальность разработки. Лучший пример-«Тысячелетний сокол» Хана Соло, «самая быстрая груда металлолома в галактике». Внешне похожий на клеща, он отражает умение своего хозяина держать ухо востро. Космические станции невероятной огневой мощи, охотники ближнего боя, реагирующие даже на тепло насекомого и тут же вступающие в бой-имперское оружие уничтожения, по боеспособности и смертоносности превосходящее оснащение восставших. «Звезда смерти» размером с Луну и тысячи имперских кораблей против горстки бунтарей-неравная и, кажется, безнадежная борьба. В «Космической одиссее 2001 года» (1968) Стэнли Кубрика применялось всего 35 технических трюков, а у Лукаса их было 360, кроме того, использовалось 75 оригинальных моделей космических аппаратов из утопического будущего и новейшая компьютерная техника, позволяющая моделировать любые «космические кадры». Вместе с тем разворачивающееся на экране действие подкупает достоверностью, к чему авторы особенно стремились. Например, схватки истребителей повстанцев со штурмовиками империи в точности выстроены по схеме воздушных боев Второй мировой войны. Академия фантастических фильмов, фэнтази и фильмов ужасов США вручила картине свой приз «Сатурн» за лучшие костюмы, режиссуру (вместе со Стивеном Спилбергом за картину «Близкие контакты третьей степени», 1977), грим, музыку (также вместе с картиной «Близкие контакты третьей степени»), спецэффекты, сценарий, монтаж, актера второго плана (Гиннесс) и как лучшему фантастическому фильму года, а номинировала за лучшего актера и актрису (Форд, Хэммилл и Фишер). Картина получила «Оскар» за лучшие костюмы, художественное оформление, монтаж, музыку, звук и спецэффекты, а номинировалась за лучшую режиссуру, сценарий, актера второго плана (Гиннесс) и как лучший фильм года. Британская киноакадемия вручила картине свой приз «BAFTA» за лучшую музыку и звук, а номинировала за лучшие костюмы, монтаж, художественное оформление и как лучший фильм года. Картина также удостоилась «Золотого глобуса» за лучшую музыку, а номинировалась за лучшую режиссуру, актера второго плана (Гиннесс) и как лучший фильм года. В 1989 году картина было внесена на хранение в медиатеку при конгрессе США. Кэрри Фишер первоначально должна была сниматься в картине «Кэрри» (1976), но, в конце концов, выбрала роль принцессы Леи. Второй претенденткой на роль принцессы была Джоди Фостер. Кандидатами на роль Хана Соло были Курт Расселл, Ник Нолт и Кристофер Уокен, так как Джордж Лукас хотел, чтобы никто из главных исполнителей ранее не снимался в его картинах. Харрисон Форд сыграл у Лукаса Боба Фалфу в фильме «Американские граффити» (1973), но в процессе тестов режиссер понял, что никто лучше Форда на эту роль не подходит. Голос Дарта Вейдера дублировал актер Джеймс Эрл Джонс (хотя первоначально режиссер хотел попросить это сделать Орсона Уэллса, но потом передумал, так как голос Уэллса был слишком узнаваемым). Интересно, что сыгравший Дарта Вейдера актер Дэвид Праус и озвучивавший его Джеймс Эрл Джонс так никогда и не встретились во время съемок этого фильма. Грим сделали Рик Бейкер и Дуг Бесуик. Знаменитые начальные титры картины впервые были использованы в картине «Призрачная угроза» (1939). Имя дроида Р2DД происходит от слов «Reel-2, Dialogue-2». Вейдер по-немецки значит «отец». Впоследствии Алек Гиннесс с не очень большим удовольствием вспоминал съемки в этом фильме и был рад, что его персонаж Оби-Ван Кеноби погибает (он утверждал, что это была его собственная идея, так как он не хотел сниматься в продолжении, которое уже планировалось). Также Гиннесс рассказывал, что выкидывал письма фанатов саги, приходящие к нему, даже не распечатывая. Одно время Лукас хотел пригласить на эту роль Тоширо Мифуне, а также сделать принцессу Лею японкой. Первоначально Лукас хотел использовать классическую музыку, как это сделал Стэнли Кубрик в своем фильме «Космическая одиссея 2001 года» (1968), но когда Спилберг познакомил его с композитором Джоном Уилльмсом, они пришли к соглашению, что тот напишет музыку в романтическом стиле 19-го века. Роль Чубакки сыграл работник госпиталя Лондона Питер Мейхью, рост которого был 218 см. С этого момента его жизнь круто изменилась! Представители игрушечного бизнеса не были готовы к успеху этой картины, поэтому, когда на Рождество их магазины начали осаждать дети в поисках игрушечных героев «Звездных войн», владельцам пришлось выдавать им ваучеры, по которым они начали получать сами игрушки лишь в марте следующего года. Одно время Лукс хотел сделать Хана Соло чернокожим. Режиссер лепил характер Хана Соло со своего близкого друга Фрэнсиса Форда Копполы. Экономия достигала такого уровня, что все члены съемочной группы летели в Лондон экономичным классом. Продюсеры были смущены, что у Чубакки не было одежды и настойчиво просили Лукаса, чтобы он одел на него шорты. Также продюсерам не нравилось само название фильма, но весь съемочный период все члены съемочной группы пытались придумать что-то другое, но не смогли. Лукас начал писать сценарий картины еще в 1974 году. На роль принцессы претендовала вокалистка поп-группы «Берлин» Терри Нанн. Премьера фильма была перенесена с Рождества 1976 года на 25 мая 1977 года, хотя продюсеры и опасались, что премьера будет затенена картиной «Полицейский и бандит». Но в конце проката обоих фильмов в США выяснилось, что «Звездные войны» по сборам в два раза превзошли фильм с участием Берта Рейнольдса. Интересно, что кинотеатры США отказывали показывать этот фильм. Тогда студия «20th Century Fox» пригрозила им, что эти кинотеатры не получат права на показ грядущего хита «Обратная сторона полуночи» (1977), сборы которого, в итоге, составили лишь 10% от сборов «Звездных войн». До 1977 года самая большая годовая прибыль студии «20th Century Fox» была 37 миллионов долларов. В 1977 году она составила 79 миллионов. Обычно студия выпускала 20 фильмов в год, но успех этой ленты позволил в 1978 году выпустить всего семь новых фильмов. Конспект истории Лукаса содержался на 14 страницах, но когда он начал писать настоящий сценарий, то за год он вырос до 200 страниц. Правда, Лукас заметил, что в этих страницах он раскрыл лишь треть того, что было в 14-страничном конспекте. В итоге оставшиеся идеи он решил оставить на два других фильма. Кэрри Фишер и Харрисон Форд позднее рассказывали, что их диалоги были настолько трудными, что они попросили Лукаса изменить несколько фраз. Студия «Industrial Light and Magic» потратила на создание новаторских спецэффектов 5 миллионов долларов. Это первый фильм в истории, собравший более 300 миллионов долларов. Когда владелец студии «20th Century Fox» Алан Лэдд посетил премьеру фильма в Японии, то был шокирован наступившей тишиной после окончания сеанса. Он просто не знал, что в Японии-тишина-высшая степень уважения и почтения. Костюм Кэрри Фишер не мог ей позволить носить лифчик, поэтому ее грудь тейпировали. Это самый короткий из всех шести фильмов саги. Интересно, что начальные титры написал Брайан Де Пальма. Съемки были настолько тяжелыми, что Лукас слег в госпиталь с повышенным кровяным давлением. Первым персонажем, который появился в сценарии Лукаса, был Дарт Вейдер. Именно этот фильм спас студию «20th Century Fox» от банкротства. Картина была снята на камеры «VistaVision» пятидесятых годов, так как они имели более высокую четкость изображения, чем какие-либо другие. После выхода картины в прокат стоимость таких камер возросла в несколько раз. Ботинки Питера Кашинга оказались ему малы, поэтому он одел их в нескольких дублях, а остальное время снимался в костюме Таркина, но на ногах были простые шлепанцы. Сыгравший Wedge Antilles актер Деннис Лоусон-дядя актера Эвана Макгрегора, сыгравшего Оби-Ван Кеноби в картине «Звездные войны. Призрачная угроза» (1999) и двух последующих. Джордж Лукас попросил себе гонорар в 175 тысяч долларов и 40% прав на сопутствующие товары. Продюсеры согласились, в результате Лукас выручил за продукцию «Звездных войн» сотни и сотни миллионов долларов. В настоящее время эта статья контракта является намного более важной, чем гонорар и проценты от прибыли проката. Часть фильма снимали в Тунисе. Это единственный фильм саги, номинировавшийся на «Оскар» как лучший фильм года. Лукас относился к актерам очень по-деловому, призывая их делать лишь «быстрее» и «интенсивнее». Однажды, когда Лукас потерял голос, актеры преподнесли ему две таблички, на которых были написаны два этих слова. Это единственный фильм саги, в котором не появляется Йода. Роль принцессы была предложена Мелани Гриффит. Это первый фантастический фильм, номинировавшийся на «Оскар» как лучший фильм года. Фильм до сих пор входит в число самых прибыльных фильмов в истории кинематографа без учета инфляции доллара! Питер Кашинг отснял свои роли за 4 дня в мае 1976 года, а картина вышла в прокат ровно год спустя: в мае 1977 года. При бюджете в 13 миллионов долларов картина в мировом прокате собрала 776 миллионов и еще 780 миллионов выручила за право использования во всем мире. Оценка 5 баллов.

Online-кинотеатр Классика мирового кинематографа