Энциклопедия фильмов ужасов и фантастики  Энциклопедия советского кино

Online-кинотеатр Классика мирового кинематографа

Star Wars. The Phantom Menace

«ЗВЕЗДНЫЕ ВОЙНЫ. ПРИЗРАЧНАЯ УГРОЗА»
(Star Wars. The Phantom Menace)

США, 1999, 131 мин., «20th Century Fox/Lucasfilm»
Режиссер, сценарист, монтажер и продюсер Джордж Лукас, композитор Джон Уилльямс
В ролях Лайам Нисон, Эван Макгрегор, Натали Портман, Джейк Ллойд, Теренс Стамп, Фрэнк Оз

Давным-давно в далекой Галактике беспорядки охватили звездную республику. Причиной этих проблем стало налогообложение торговых путей, которые вели в отделенные уголки Галактики. Надеясь решить эту проблему блокадой и военными звездолетами, Торговая федерация-межгалактический криминальный синдикат, стремящийся установить свой контроль над всеми межпланетными маршрутами-также прекратила все поставки на маленькую планету Набу. Она создает мощный флот боевых звездолетов и нападает на Набу. Правящая на планете юная королева Падме Амидала обращается за помощью к Верховному канцлеру. Пока республиканский конгресс бесконечно обсуждал эту тревожную цепь событий, Верховный канцлер тайно направил двух рыцарей-джедаев, опытного Куи-Гон Джина и молодого Оби-Ван Кеноби, хранителей их мира и правосудия в Галактике, уладить этот конфликт и выяснить масштаб угрозы и найти способ противостоять ей. На болотистой и бесплодной планете Татуин они встречают девятилетнего мальчика Анакина Скайуокера, мечтающего стать пилотом межпланетного звездолета и обладающего сверхъестественным даром. Он мечтает водить звездолеты, не подозревая, что ему уготована другая судьба: ему суждено стать Лордом тьмы и служить жестокому императору Палпатину. Эти трое-единственные, кто способен одолеть безжалостный преступный синдикат…
Первый из трех эпизодов, отсутствовавших почти двадцать лет, из знаменитой трилогии, объясняющий предысторию «Звездных войн»: откуда взялись космические повстанцы, кто такие джедаи, как один из лучших и благородных рыцарей Галактики Дарт Вейдер перешел на сторону темных сил, как коварный император Палпатин вообще пришел к власти и почему начались звездные войны. Сняв первую трилогия космической саги, в которой всего девять частей, Джордж Лукас хотел пролить свет на темную предысторию восстания. Охватывая сорок лет, предшествующих «Звездным войнам», начальная трилогия концентрирует внимание на восхождении императора, разрушении старой республики и рождении Дарта Вейдера. История молодого Оби-Ван Кеноби, только что окончившего академию джедаев магистра Йоды, и обольщение рыцаря-джедая темной стороной «силы»-также в центре повествования трех первых частей. «Призрачная угроза» и два фильма-продолжения будут историей упадка добродетели, потери свободы и, наконец, падения старой республики. Спустя двадцать с лишним лет хочется объяснять, почему новый фильм Джорджа Лукаса хуже трех предыдущих. «Призрачная угроза» не оправдывает наших ожиданий: до этого в каждом новом фильме Лукас готовил для зрителя какой-то сюрприз: Дарт Вейдер оказывался отцом Люка, принцесса Лея-его сестрой, мертвые джедаи появлялись снова и так далее. На этот раз знакомая по трилогии картина мира почти не претерпела изменений. Правда, появилась новая планета Мабу и новая раса гунгамов, да еще были сказаны какие-то невнятные слова про микроорганизмы, живущие в крови джедаев. Гораздо хуже то, что в отличие от пятого и шестого эпизода, повествовавших не только о космических сражениях, но и о борьбе Добра и Зла в душе человека, новый фильм опять возвращает нас в простой мир 1977 года. В результате падает напряжение: достаточно сравнить битву эвоков с солдатами Империи в «Возвращении джедая» с кульминационным сражением в «Призрачной угрозе». Здесь Зло совсем не опасно, оно механистично и предстает в облике андроидов, которых-в отличие от Дарта Вейдора-даже не жалко. Будущий Император, конечно, мерзавец, а пестролицый противник джедаев-умелый воин, но ни в одном из них нет той притягательной силы, которая чувствовалась в главном антигерое снятых ранее эпизодов. Возможно, Джордж Лукас слишком положился на спецэффекты и не стал детально прорабатывать идеологический пласт картины. Однако спецэффектов явно недостаточно для создания по-настоящему мощного фантастического фильма. Достаточно сравнить «Призрачную угрозу» с «Пятым элементом», чтобы увидеть, что все компьютерные достижения не отменяют необходимости прописать характеры и делать выразительные монтажные стыки. За прошедшие со времени постановки трилогии двадцать лет Лукас вырастил свою собственную империю-продюсерскую компанию «Lucasfilm» и-самое знаменитое детище-студию спецэффектов «Industrial Light and Magic», приложившую руку к множеству крупных проектов. Академия фантастических фильмов, фэнтази и фильмов ужасов США вручила картине свой приз «Сатурн» за лучшие спецэффекты и костюмы, а номинировала за лучшую режиссуру, грим, актера (Нисон), актера и актрису второго плана (Эван Макгрегор и Пернилла Август), юного актера и актрису (Ллойд и Портман) и как лучший фантастический фильм года. Картина номинировалась на «Оскар» за лучшие спецэффекты, звук и монтаж звуковых эффектов. Английская киноакадемия номинировала картину на свой приз «BAFTA» за лучшие визуальные эффекты и звук. Фильм получил анти-приз «Razzie» за худшего актера второго плана (озвучивавший Джар-Джар Бинкса актер Ахмед Бест), а номинировался за худшую режиссуру, сценарий, актера и актрису второго плана (Джейк Ллойд и Натали Портман), дуэт (Ллойд и Портман) и как худший фильм года. Декорации были построены только в рост обыкновенного человека. Остальное пространство дорисовывалось компьютером. Но Лайам Нисон оказался таким высоким, что для него дополнительная постройка декораций обошлась в 150 тысяч долларов. События этого фильма разворачиваются за 32 года до «Звездных войн» (1977). Происшедшие еще через десять лет события освещаются в картине с подзаголовком «Атака клонов». При бюджете в 115 миллионов долларов картина в мировом прокате собрала 926 миллионов и еще 403 миллиона выручила за право использования во всем мире. Оценка 3 балла.

Online-кинотеатр Классика мирового кинематографа