Star Wars. The Phantom Menace  Star Wars. The Phantom Menace  Star Wars. The Phantom Menace  Star Wars. The Phantom Menace  Star Wars. The Phantom Menace  Star Wars. The Phantom Menace  Star Wars. The Phantom Menace  Star Wars. The Phantom Menace  Star Wars. The Phantom Menace  Star Wars. The Phantom Menace  Star Wars. The Phantom Menace  Star Wars. The Phantom Menace  Star Wars. The Phantom Menace  Star Wars. The Phantom Menace  Star Wars. The Phantom Menace  Star Wars. The Phantom Menace  Star Wars. The Phantom Menace  Star Wars. The Phantom Menace


Star Wars. The Phantom Menace

«ЗВЕЗДНЫЕ ВОЙНЫ. ПРИЗРАЧНАЯ УГРОЗА»
(Star Wars. The Phantom Menace)

США, 1999, 131 мин., «20th Century Fox/Lucasfilm»
Режиссер, сценарист, монтажер и продюсер Джордж Лукас, композитор Джон Уилльямс
В ролях Лайам Нисон, Эван Макгрегор, Натали Портман, Джейк Ллойд, Теренс Стамп, Фрэнк Оз

Давным-давно в далекой Галактике беспорядки охватили звездную республику. Причиной этих проблем стало налогообложение торговых путей, которые вели в отделенные уголки Галактики. Надеясь решить эту проблему блокадой и военными звездолетами, Торговая федерация-межгалактический криминальный синдикат, стремящийся установить свой контроль над всеми межпланетными маршрутами-также прекратила все поставки на маленькую планету Набу. Она создает мощный флот боевых звездолетов и нападает на Набу. Правящая на планете юная королева Падме Амидала обращается за помощью к Верховному канцлеру. Пока республиканский конгресс бесконечно обсуждал эту тревожную цепь событий, Верховный канцлер тайно направил двух рыцарей-джедаев, опытного Куи-Гон Джина и молодого Оби-Ван Кеноби, хранителей их мира и правосудия в Галактике, уладить этот конфликт и выяснить масштаб угрозы и найти способ противостоять ей. На болотистой и бесплодной планете Татуин они встречают девятилетнего мальчика Анакина Скайуокера, мечтающего стать пилотом межпланетного звездолета и обладающего сверхъестественным даром. Он мечтает водить звездолеты, не подозревая, что ему уготована другая судьба: ему суждено стать Лордом тьмы и служить жестокому императору Палпатину. Эти трое-единственные, кто способен одолеть безжалостный преступный синдикат…
Первый из трех эпизодов, отсутствовавших почти двадцать лет, из знаменитой трилогии, объясняющий предысторию «Звездных войн»: откуда взялись космические повстанцы, кто такие джедаи, как один из лучших и благородных рыцарей Галактики Дарт Вейдер перешел на сторону темных сил, как коварный император Палпатин вообще пришел к власти и почему начались звездные войны. Сняв первую трилогия космической саги, в которой всего девять частей, Джордж Лукас хотел пролить свет на темную предысторию восстания. Охватывая сорок лет, предшествующих «Звездным войнам», начальная трилогия концентрирует внимание на восхождении императора, разрушении старой республики и рождении Дарта Вейдера. История молодого Оби-Ван Кеноби, только что окончившего академию джедаев магистра Йоды, и обольщение рыцаря-джедая темной стороной «силы»-также в центре повествования трех первых частей. «Призрачная угроза» и два фильма-продолжения будут историей упадка добродетели, потери свободы и, наконец, падения старой республики. Спустя двадцать с лишним лет хочется объяснять, почему новый фильм Джорджа Лукаса хуже трех предыдущих. «Призрачная угроза» не оправдывает наших ожиданий: до этого в каждом новом фильме Лукас готовил для зрителя какой-то сюрприз: Дарт Вейдер оказывался отцом Люка, принцесса Лея-его сестрой, мертвые джедаи появлялись снова и так далее. На этот раз знакомая по трилогии картина мира почти не претерпела изменений. Правда, появилась новая планета Мабу и новая раса гунгамов, да еще были сказаны какие-то невнятные слова про микроорганизмы, живущие в крови джедаев. Гораздо хуже то, что в отличие от пятого и шестого эпизода, повествовавших не только о космических сражениях, но и о борьбе Добра и Зла в душе человека, новый фильм опять возвращает нас в простой мир 1977 года. В результате падает напряжение: достаточно сравнить битву эвоков с солдатами Империи в «Возвращении джедая» с кульминационным сражением в «Призрачной угрозе». Здесь Зло совсем не опасно, оно механистично и предстает в облике андроидов, которых-в отличие от Дарта Вейдора-даже не жалко. Будущий Император, конечно, мерзавец, а пестролицый противник джедаев-умелый воин, но ни в одном из них нет той притягательной силы, которая чувствовалась в главном антигерое снятых ранее эпизодов. Возможно, Джордж Лукас слишком положился на спецэффекты и не стал детально прорабатывать идеологический пласт картины. Однако спецэффектов явно недостаточно для создания по-настоящему мощного фантастического фильма. Достаточно сравнить «Призрачную угрозу» с «Пятым элементом», чтобы увидеть, что все компьютерные достижения не отменяют необходимости прописать характеры и делать выразительные монтажные стыки. За прошедшие со времени постановки трилогии двадцать лет Лукас вырастил свою собственную империю-продюсерскую компанию «Lucasfilm» и-самое знаменитое детище-студию спецэффектов «Industrial Light and Magic», приложившую руку к множеству крупных проектов. Академия фантастических фильмов, фэнтази и фильмов ужасов США вручила картине свой приз «Сатурн» за лучшие спецэффекты и костюмы, а номинировала за лучшую режиссуру, грим, актера (Нисон), актера и актрису второго плана (Эван Макгрегор и Пернилла Август), юного актера и актрису (Ллойд и Портман) и как лучший фантастический фильм года. Картина номинировалась на «Оскар» за лучшие спецэффекты, звук и монтаж звуковых эффектов. Английская киноакадемия номинировала картину на свой приз «BAFTA» за лучшие визуальные эффекты и звук. Фильм получил анти-приз «Razzie» за худшего актера второго плана (озвучивавший Джар-Джар Бинкса актер Ахмед Бест), а номинировался за худшую режиссуру, сценарий, актера и актрису второго плана (Джейк Ллойд и Натали Портман), дуэт (Ллойд и Портман) и как худший фильм года. Декорации были построены только в рост обыкновенного человека. Остальное пространство дорисовывалось компьютером. Но Лайам Нисон оказался таким высоким, что для него дополнительная постройка декораций обошлась в 150 тысяч долларов. События этого фильма разворачиваются за 32 года до «Звездных войн» (1977). Происшедшие еще через десять лет события освещаются в картине с подзаголовком «Атака клонов». При бюджете в 115 миллионов долларов картина в мировом прокате собрала 926 миллионов и еще 403 миллиона выручила за право использования во всем мире. Оценка 3 балла.