Энциклопедия фильмов ужасов и фантастики  Энциклопедия советского кино

Online-кинотеатр Классика мирового кинематографа

The Stepfather

«ОТЧИМ»
(The Stepfather)

США, 1987, 90 мин., «Incorporated Television Company»
Режиссер Джозеф Рубин, композитор Патрик Морац
В ролях Терри О’Куинн, Шелли Хэк, Чарльз Ланьер, Джилл Шолен

Джерри Блейк выглядит добропорядочным примерным семьянином и гражданином. Он пытается создать идеальную семью, но на самом деле является настоящим маньяком. Блейк убивает своих жен (бывших вдов) и приемных детей, как только убеждается, что они не соответствуют его требованиям. Шестнадцатилетняя Стефани постепенно приходит к выводу, что человек, с которым с недавних пор живет ее мать, на самом деле сумасшедший преступник, который уже убил несколько семей. Девочка едва избегает ужасного исхода, который ее ожидал…
Сатира на американскую семью через портрет психопата-убийцы. Отзвуками эхо звучат в картине два великих фильма «Соломенные псы» (1972) Сэма Пекинпы и «Сияющий» (1979) Стэнли Кубрика. Первый показывает персонаж пацифисткого толка, который зашел слишком далеко, поддерживая свой заботливо отутюженный имидж. Парадокс в том, что, в конце концов, он выплескивает наружу такую волну насилия именно для того, чтобы этот имидж поддержать. О своей картине Кубрик сказал: «Это история о милой и спокойной семье, которая постепенно и незаметно движется к безумию». Блейк хочет видеть семью, наполненную такими стандартными стереотипами, которые поддерживаются всем американским бытием: добропорядочная мать-домохозяйка, дочь, которая не имеет друга, скажем, лет до 20 и хорошо учится в школе. Если они не соответствуют этим стандартам Блейк просто, нет, не разводится, он слишком старомоден для этого, он просто убивает их и ищет новую женщину с взрослым ребенком-нет, малыш, кричащий в три часа ночи не для него. Блейк выглядит как бомба с часовым механизмом, заведенная на неопределенное время. Третий фильм, с которым можно провести параллель, это «Синий бархат» (1986) Дэвида Линча: за фасадом ограды соседи мило болтают и сплетничают, в то время, как среди белого дня отец убивает свою семью и никто не реагирует на их крики. Умный фильм, заметно отличающийся от массы поделок в этом жанре. Ведь чаще всего эксплуатируется интерес зрителей к пугающим, леденящим душу преступлениям, благодаря чему они очищают скрытую в подсознании собственную агрессию. Джозеф Рубин очень убедительно и психологически точно раскрывает механизм вызревания преступления. Мы ведь знаем с самого начала о предыдущей кровавой расправе, поэтому уже другими глазами смотрим на то, как постепенно раздражается, приходит в неистовство герой, который собирался начать все заново и жить счастливо. Трудно переделать судьбу, изменить заложенный с детства тип поведения, отказаться от приобретенных привычек, наконец, проявить подлинную терпимость и истинную любовь к новой семье. А Блейк на это неспособен, в нем уже запрограммировано ожидание первого скандала, от которого недалеко до очередного убийства. Картина вольно основана на жизни Джона Листа, который в 1971 году убил свою семью и до 1989 года был на свободе, меняя личности и семьи. Его удалось поймать только тогда, когда его внешность показали в телепередаче «America's Most Wanted». Джозеф Рубен не хотел браться за режиссуру ужастика. Оператор Джон Линдсей был приглашен в самую последнюю минуту, так как утвержденный оператор был арестован за семейные разборки перед самым началом съемок. В кульминационной сцене все свои трюки Джилл Шолен выполнила самостоятельно. Съемки фильма заняли 40 дней. Бюджет картины составил 3 миллиона долларов, а собрала она в прокате США 2, 5 миллиона. Академия фантастических фильмов, фэнтази и фильмов ужасов США номинировала картину на свой приз «Сатурн» за лучшего актера (О'Куинн). На международном кинофестивале «Fantasporto» картина также номинировалась на главный приз. На международном кинофестивале в Ситгее картина номинировалась на Гран-при, а Джилл Шолен была признана лучшей актрисой. Картина получила приз критиков на кинофестивале в Коньяке. Оценка 3 балла.

Online-кинотеатр Классика мирового кинематографа