Энциклопедия фильмов ужасов и фантастики  Энциклопедия советского кино

Online-кинотеатр Классика мирового кинематографа

The Sting

«АФЕРА»
(The Sting)

США, 1973, 129 мин., «Universal Universal»
Режиссер Джордж Рой Хилл, спецэффекты Альберт Уитлок
В ролях Пол Ньюман, Роберт Рэдфорд, Роберт Шо, Чарльз Дернинг, Рэй Уолстон

1936 год. Мелкие преступники Лютер и Джонни мошенническим путем выуживают 11 тысяч долларов у простака, не подозревая, что эти деньги принадлежат крупному гангстеру Дойлу Лонегану. Когда бандит узнает о таком неслыханном ограблении, он отдает приказ своим людям убить Лютера. Но перед самой смертью Лютер успевает сообщить Джонни, чтобы он связался с его старым другом Генри Гондорфом в Чикаго, который продолжил бы обучать его искусству мошенничать. Правда, Генри уже давно отошел от дел после крупного провала в своей последней операции. Но, узнав, что произошло с его старым другом Лютером, а также видя огромное желание молодого Джонни отомстить Лонегану, Генри соглашается вступить в игру. Он разрабатывает хитроумный план, как обставить Лонегана на крупную сумму денег, отомстить за смерть Лютера и самим выйти сухими из воды…
Культовый фильм. На 46-й церемонии вручения «Оскара, где «Афере» должен был вручен приз как лучшему фильму года, произошел один из самых громких инцидентов в истории церемонии. Перед тем, как ведущий церемонии актер Дэвид Нивен должен был объявить выход Элизабет Тейлор, вручавшей «Афере» этот приз, на сцену выбежал абсолютно голый молодой человек Роберт Опель. Его моментально скрутила охрана, но не арестовала, а отдала на растерзание прессе, которая с удовольствием сделала из Опеля медиа-звезду. Следующие годы Опель купался в лучах славы, участвуя в радио-шоу и телепередачах. Его нанимали для частных вечеринок, где он должен был удивлять гостей своим появлением в обнаженном виде. Но в апреле 1979 года сорокалетнего Опеля обнаружили в собственной художественной галерее Сан-Франциско с огнестрельной раной. Полиция сначала решила, что это было простое ограбление, но вскоре вышла на след настоящих убийц. Оказалось, что ими были торговцы наркотиками, которым Опель задолжал крупную сумму денег. Всем убийцам в декабре 1982 года был вынесен приговор в виде пожизненного тюремного заключения. В итоге можно сказать, что многие посчитали, что появление Опеля на церемонии вручения «Оскара» было режиссерским ходом, чтобы поднять угасающий интерес к церемонии. Во время съемок в этой картине Роберт Шо получил несколько повреждений. Роберту Рэдфорду не понравился сценарий фильма, и даже после того, как он согласился сниматься в нем, то не думал, что он будет иметь такой большой успех. Роберт Шо получил роль Лонегана после отказа актеров Ричарда Буна, Стивена Бойда и Оливера Рида (впоследствии он все таки сыграл Лонегана в продолжении 1983 года). Режиссер Рой Джордж Хилл увидел сценарий совершенно случайно, а когда прочел его, то сам попросил у студии эту работу. Когда он показал сценарий Полу Ньюману, тот неожиданно им заинтересовался и также был утвержден на роль. Режиссер хотел снимать картину в естественных условиях, но продюсеры не разрешили, в результате чего практически весь фильм снят на студии «Universal». Персонаж Роберта Рэдфорда получил свое имя Джонни Хукера в честь легенды блюза Джона Ли Хукера. Фильм поставлен по роману Дэвида Маурера «Big Con» 1940 года. Мэр Чикаго Ричард Дейли два года до этого фильма отказывал всем в разрешении снимать в его городе, если это скажется на нем отрицательно, но выделил три дня на съемки этого фильма. Сценарист Дэвид Уорд написал краткий конспект всего фильма, но отказался раскрыть концовку, пока продюсеры не прочтут сценарий целиком. Роль Джонни Хукера отверг Джек Николсон. Звучит невероятно, но это первый фильм студии «Universal» со времен картины «Все спокойно на восточном фронте» (1930), получивший «Оскар» как лучший фильм года. Роберт Рэдфорд не видел этот фильм целиком вплоть до июня 2004 года. Фильм основан на фактах из жизни реальных мошенников братьев Чарли и Фреда Гондорфов, промышлявших в начале двадцатого века. Картина вышла в прокат вместе с фильмом «Американские граффити» (1973). Было снято продолжение «Афера-2» (1983) с Карлом Малденом и Джеки Глисоном в главных ролях. Картина получила «Оскар» за лучшую режиссуру, монтаж, костюмы, художественное оформление, сценарий и как лучший фильм года, а номинировалась за лучший звук, операторскую работу и актера (Рэдфорд). Причем продюсер Джулия Филиппс стала первой женщиной-продюсером в истории Голливуда, получившей «Оскар» за лучший фильм. Итальянская киноакадемия вручила Роберту Рэдфорду свой приз «David di Donatello» как лучшему иностранному актеру (наряду с Аль Пачино за роль в фильме «Серпико», 1973). Фильм номинировался на «Золотой глобус» за лучший сценарий. В 2005 году картина была внесена на хранение в медиатеку при конгрессе США. Кажется просто сумасшествием, но картина при бюджете в 5, 5 миллионов долларов собрала в прокате США 156 миллионов и более 78 миллионов выручила за право использования на территории США. Оценка 3 балла.

Online-кинотеатр Классика мирового кинематографа