Энциклопедия фильмов ужасов и фантастики  Энциклопедия советского кино

Online-кинотеатр Классика мирового кинематографа

Strange Days

«СТРАННЫЕ ДНИ»
(Strange Days)

США, 1995, 145 мин., «Lightstorm Entertainment/20th Century Fox»
Режиссер Кэтрин Биглоу, композитор Грэм Рэвелл, сценарист и продюсер Джеймс Камерон
В ролях Том Сайзмор, Джульетт Льюис, Анжела Бассетт, Ральф Файнс, Майкл Уинкотт

Пост-апокалиптическое будущее: нет радиоактивных осадков или разрушений, нет ядерных отходов и нечистот, нет опустошенной земли и уничтоженной цивилизации. Только полный хаос и упадок человечности. Эмоции-как продукт, наркотики-как компенсация современной жизни за растущее одиночество. Этот фильм рассказывает историю о Ленни Неро, бывшем полицейском, который теперь распространяет среди богатых клиентов компакт-диски, содержащие записанные на них воспоминания о насилии, убийствах, других отрицательных поступках, которые никогда клиентам не совершить. Вы словно влезаете в шкуру другого человека. Можете слышать его ушами, говорить его устами, видеть его глазами, прикасаться его руками. Однажды в руки Ленни попадает диск, который содержит воспоминания маньяка, убившего проститутку Ирис, знакомую Ленни. Незадолго до этого Ирис предупреждала его, что его бывшей супруге, певице Фейт, угрожает смертельная опасность. Убийца начинает последовательно слать Ленни другие диски, рассказывающие о совершаемых им преступлениях. Однажды он присылает диск, на котором записано убийство его знакомого рэппера Джерико, одного из самых популярных чернокожих людей города. Это убийство погружает город в анархию. Ленни начинает расследование и погружается в головокружительный водоворот шантажа, убийств и изнасилований. Выживет ли он и решит задачу?…
Последние дни уходящего 1999 года. ФБР придумало совершенно шикарное приспособление для того, чтобы следить за всякими шпионами, маскирующимися под честных людей, и за честными людьми, которых в природе, по мнению ФБР, не существует. Приспособление выглядит очень просто: это некая сеточка, которую надеваешь на голову, после чего все, что ты видишь, а также все твои чувства, ощущения и впечатления записываются специальным устройством на диск. Этот диск можно вставить в специальный аппарат, надеть сеточку на голову и на небольшое время стать другим человеком, потому что вы не только видите то, что видел он, но и чувствуете то, что чувствовал он. Разумеется, было бы слишком жирно для ФБР держать такой прибор в исключительной собственности. Ведь если подумать, устройство открывает потрясающие возможности для получения совершенно невероятных, а главное-принципиально новых ощущений. Поэтому устройство было украдено из спецслужб и распространено, хотя и нелегально. Бывший полицейский Ленни Неро промышляет поставкой клиентам различных заказанных сюжетов: от порнографии до всякого экстрима. Однако полицейское прошлое Ленни дает о себе знать, поэтому Ленни категорически не связывается ни с какими записями убийств, хотя спрос на подобные сюжеты довольно велик. Ленни живет в свое удовольствие, зарабатывает неплохие деньги, ездит на крутой тачке и, вроде, вполне доволен судьбой, если бы не одно обстоятельство: Ленни не так давно расстался со своей женой Фейт, но продолжает ее любить и от этого страдает. Сама Фейт не сильно грустит по бывшему мужу: она играет в ансамбле и с помощью нового дружка, главаря одной из бандитских группировок, надеется пролезть в большой шоу-бизнес. Но на Земле скоро наступит 2000 год, а вместе с тем, кажется, приближается какой-то апокалипсис. Полиция звереет, преступники наглеют, напряжение, витающее в воздухе, становится почти физически ощутимым-словом, совершенно ясно, что жди беды. И она к Ленни приходит в виде диска с очередным сюжетом, который Ленни просто подбросили. На диске запечатлено зверское убийство проститутки, которую Ленни знал. И по некоторым признакам Ленни понимает, что очень серьезная опасность, во-первых, грозит его бывшей жене, а во-вторых, ему самому. И Ленни приходится расследовать данное убийство и некоторые остальные, потому что убийства не прекращаются, с помощью своей старой знакомой Лорнетт, работающей водителем-охранником, и с помощью бывшего напарника-полицейского Макса. Кэтрин Биглоу всегда относилась к той довольно редкой породе режиссеров, которые снимают фильмы не только ради коммерческого успеха. Ее всегда интересовала психология человеческих взаимоотношений, природа насилия и то, почему насилие так соблазнительно выглядит на экране. Несмотря на то, что данная картина явно снималась в расчете на большую кассу и широкий прокат, Биглоу осталось верной себе: сценарий фильма практически лишен традиционной туповатости. Различные футуристические исследования-проникновение в кусочек чужой жизни, новые технологии слежения-делаются не столько для эффекта, сколько ради попыток осмысления, к чему могут привести подобные достижения новейших технологий, которые действительно могут появиться в самое ближайшее время, а вопросы исследования различных психологических аспектов взаимоотношений персонажей являются чуть ли не главными в фильме, несмотря на то, что основой картины считается детективный сюжет. Этот подход режиссера привел к двум вещам: картина получилась очень хорошей, но в прокате практически провалилась. Несмотря на мастерство Биглоу, умный сценарий и отличное продюсерское чутье Камерона, весьма недешевый в производстве фильм в прокате не окупил вложенных средств. Он оказался слишком сложным в восприятии для публики, и результаты проката настолько разочаровали Биглоу, что она на пять лет вообще отошла от режиссуры. Одни критики этот фильм относят к кибер-панку, и для этого, безусловно, есть все основания. Другие считают, что это фантастический триллер. Третьи считают, что некая научно-фантастическая составляющая-всего лишь фон для социальной сатиры и попыток исследований различных тонкостей психологии отношений главных героев. Четвертые видят в картине достаточно динамичный и захватывающий детектив, изобилующий весьма резкими поворотами сюжета. Это и очень эффектный и зрелищный фильм, и одновременно попытка создателей фильма поразмыслить над довольно непростыми вопросами, которые на самом деле могут встать перед обществом очень скоро. Очевидно, что авторы картины пытались перенести проблемы настоящего зараженного общества в вымышленное будущее, чтобы проанализировать их. Это фильм о влиянии новых технологий на личность и общество в целом. Смотреть за поступками других их глазами-не единственная характеристика новой технологии. Это особенный кинематографический эксперимент о природе и взаимоотношениях вымысла и реальности. Это единственная причина того, что секс и насилие в фильме кажутся такими шокирующими, такими личными. Если во время убийств в фильме Майкла Пауэлла «Подглядывающий» (1960) жертву заставляли смотреть на свои смертельные агонии, то точка зрения, представленная здесь, заставляет нас потреблять видения самого убийцы. Отличный фильм на тему виртуальной реальности с музыкой «Deep Forest», «Skunk Anansie», «Tricky», Мэрилина Мэнсона, Питера Габриэля, «Strange Fruit». Превосходна Джульетт Льюис в роли рок-певицы типа Пи-Джей Харви, которая, кстати, написала песню для актрисы. Льюис сама исполнила все свои вокальные партии. Картина напоминает видеоклип «Smack My Bitch Up» группы «Prodigy». Джеймс Камерон-бывший муж 43-летней Кэтрин Биглоу. Интересно, что «Странные дни»-это название альбома группы «Doors» 1967 года. Эта песня звучит в фильме в исполнении группы «Prong» вместе с клавишником группы «Doors» Реем Манзареком. В создании спецэффектов принимал участие Стэн Уинстон. Смесь «Бегущего по лезвию бритвы» (1982) и классического детектива 40-х годов. Бюджет картины составил 42 миллиона долларов. Джеймсу Камерону помогал писать сценарий сотрудничавший с Мартином Скорсезе Джей Кокс («Век невинности», 1993; «Банды Нью-Йорка», 2002). Спецэффектами занимались компании «Banned From The Ranch Entertainment», «Digital Domain», «Fantasy II Film Effects» и «The Computer Film Company». Академия фантастических фильмов, фэнтази и фильмов ужасов США вручила картине свой приз «Сатурн» за лучшую режиссуру и актрису (Бассетт), а номинировала за лучшего актера (Файнс), сценарий и как лучший фантастический фильм года. При бюджете в 42 миллиона долларов картина в прокате США собрала лишь 8 миллионов. Оценка 3 балла.

Online-кинотеатр Классика мирового кинематографа