Энциклопедия фильмов ужасов и фантастики  Энциклопедия советского кино

Online-кинотеатр Классика мирового кинематографа

Superman

«СУПЕРМЕН»
(Superman)

Великобритания, 1978, 145 мин., «Wаrner»
Режиссер Ричард Доннер, сценаристы Марио Пьюзо, Дэвид Ньюман и Роберт Бентон, композитор Джон Уилльямс
В ролях Кристофер Рив, Джин Хэкман, Марлон Брандо, Гленн Форд, Тревор Ховард, Нед Битти, Марго Киддер

Планете Криптон угрожает гибель. Джор-Эль посылает своего новорожденного сына на планету Земля в космическом корабле. Его усыновляет семья Кентов. Повзрослев, парень устраивается работать журналистом в газету «Daily Planet» и влюбляется в застенчивую Люси Лейн. Летающий вершитель правосудия и справедливости защищает вдову и сироту, а также борется против ужасного злодея Лекса Лютора…
За роль в эпизоде не более десяти минут двукратному обладателю «Оскара» (всего 8 номинаций) Марлону Брандо заплатили около 4 миллионов долларов. Фильм получил «Оскар» за лучшие спецэффекты Леса Боуи и Дерека Мэддингса, а номинировался за лучшую музыку, монтаж и звук. Английская киноакадемия вручила картине свой приз «BAFTA» за лучшего дебютанта (Рив), а номинировала за лучшую операторскую работу, звук, художественное оформление и актера второго плана (Хэкман). Музыка Джона Уилльямса номинировалась на «Золотой глобус», а удостоилась премии «Грэмми». Академия фантастических фильмов, фэнтази и фильмов ужасов США вручила картине свой приз «Сатурн» за лучшую музыку, спецэффекты, художественное оформление, актрису (Киддер) и как лучшему фантастическому фильму года, а номинировала за лучшие костюмы, режиссуру, актера (Рив) и актрису второго плана (Валерии Перрен). Гонорар Джина Хэкмена, не говоря уже о Брандо, в несколько раз превысил зарплату тогда еще неизвестного Кристофера Рива. Первоначально картину планировал снимать Гай Хэмилтон («Падший идол», 1948; «Золотой палец», 1964; «Шпион, который меня любил», 1977; «Зло под солнцем», 1982), но после того, как основные съемки были перенесены из Италии в Англию, его заменил находящийся на волне успеха после своего «Предзнаменования» (1976) Ричард Доннер. Дело в том, что у Хэмилтона возникли на его родине проблемы с налогами, и он мог находиться в Англии только 30 дней в году. Том Манкевич («Бриллианты навсегда», 1971; «Живи и дай умереть», 1973; «Человек с золотым пистолетом», 1974; «Переправа Кассандры», 1976; «Орел приземлился», 1976; «Леди-ястреб», 1985; «Сети зла», 1987; «В бреду», 1991) и Ричард Доннер переписали сценарий и приступили к съемкам. Оператором был Джеффри Ансворт («Смысл жизни и смерти», 1946; «Паук и муха», 1949; «Адские наездники», 1957; «Водоворот», 1959; «Чингхис-Хан», 1965; «Космическая одиссея 2001 года», 1968; «Бюро по расследованию убийств», 1969; «Кабаре», 1972; «Голоса», 1973; «Дон Кихот», 1973; «Зардоз», 1974; «Убийство в восточном экспрессе», 1974; «Возвращение розовой пантеры», 1975; «Первое великое ограбление поезда», 1979; «Тесс», 1979). Картину первоначально предложили снимать Стивену Спилбергу, но продюсеры не согласились с его гонораром. Роль Супермена предложили Патрику Уэйну («Рио Гранде», 1950; «Аламо», 1960; «Хребет дьявола», 1971; «За пределами Атлантиды», 1973; «Люди, которые забыли время», 1977; «Синбад и глаз тигра», 1977; «Молодые стрелки», 1988), но так как его отец Джон Уэйн болел раком, сыну пришлось отказаться, чтобы находиться рядом с ним. На главную роль проходили пробы такие актеры, как Крис Кристофферсон, Арнольд Шварценеггер, Роберт Рэдфорд, Пол Ньюман и Чарльз Бронсон. Чтобы нарастить мышцы Кристофер Рив занялся культуризмом под руководством известного по роли Дарта Вейдера Дэвида Прауса. Заключительные титры картины длятся 7 минут-это рекорд для 1978 года. Свой образ Кристофер Рив «снимал» с персонажа Кэри Гранта из картины «Приведите мне малышку» (1938). Первоначально музыку был приглашен писать Джерри Голдсмит, но из-за конфликтов с продюсерами был уволен. При бюджете в 55 миллионов долларов картина в мировом прокате собрала 300 миллионов и еще 83 миллиона выручила за право использования на территории США. Оценка 4 балла.

Online-кинотеатр Классика мирового кинематографа