Энциклопедия фильмов ужасов и фантастики  Энциклопедия советского кино

Online-кинотеатр Классика мирового кинематографа

Suspiria

«ВЗДОХ»
(Suspiria)

Италия-ФРГ, 1976, 98 мин., «Seda Spettacoli»
Режиссер, сценарист и композитор Дарио Ардженто, композитор Клаудио Симонетти, постановщик спецэффектов Жермано Натали
В ролях Джессика Харпер, Алида Валли, Джоан Беннетт, Стефания Касини, Флавио Буччи, Удо Кьер

Молодая американка Сюзи Баньон приезжает во Фрайбург, чтобы продолжить свое обучение в известной академии балетных танцев. В дождливую и грозовую ночь ей никто не открывает дверь. На пороге дома она сталкивается со студенткой Пэт, что-то кричащей об ужасных секретах. Этой же ночью она оказывается убитой. На следующий день Сюзи приходит в академию, где ее встречает преподавательница мисс Таннер. Сюзи знакомится с директором академии мадам Бланк, которую в это время допрашивает полиция. Странные события, происходящие в академии, не на шутку тревожат Сюзи. Слепому пианисту Дэниелу, уволенному мисс Таннер, перегрызает горло его собственная собака. Сюзи заболевает, и доктор требует, чтобы она оставалась в постели. Сюзи и ее подруга Сара решают разузнать, что происходит в академии. Они обнаруживают, что преподавательницы, которые должны в конце рабочего дня покидать академию, на самом деле остаются в неком потайном месте. Но Сюзи находится под воздействием лекарств, и Сара одна отправляется на поиски. Естественно, на нее кто-то нападает и убивает. На следующее утро мадам Бланк говорит Сюзи, что Сара решила уехать из города. Сюзи не верит такому объяснению и обращается к психиатру Сары Фрэнку. Одновременно Сюзи начинают мучить приступы загадочной болезни. Она узнает от профессора Милиуса, что в академии когда-то жила знаменитая колдунья Елена Маркос по прозвищу «Черная королева». В этом доме она устраивала шабаш ведьм. Сюзи обнаруживает потайную комнату, где как раз заседают сторонники оккультизма под предводительством мадам Бланк и мисс Таннер. Они планируют убить Сюзи. В конце концов, академия, которая является пристанищем колдунов во главе с Матерью Вздоха, сгорает со всеми своими обитателями. Только Сюзи удается спастись…
Снятый сразу после картины «Пурпурно-красный» (1975), «Вздох» принадлежит к той же струе, но использует мистические элементы в полицейской интриге. Первый фильм из предполагавшейся трилогии по книге «Три Матери», второй картиной стала «Ад» (1979), а третья, о Матери Стона, так никогда и не была снята до 2007 года. Сценарий не оригинальный, но Дарио Ардженто компенсировал эту отрицательную сторону количеством захватывающих и сильнодействующих эффектов. Нервы зрителя постоянно подвергаются суровому испытанию-например, во время невероятной сцены, где слепому пианисту перегрызает горло его собственная собака. Этот эпизод использовал в своей картине «За чертой» (1981) Лучио Фулчи. Джессику Харпер («Голубая игуана», 1988) Ардженто увидел в картине Брайана Де Пальмы «Призрак рая» (1974) и пригласил ее сниматься в этом фильме. Настоящее путешествие в миры гипнотического, иллюзорного и новоорганического искусства. Это не простой фильм ужасов или триллер, это целая гамма смешанных кинематографических жанров. Великолепные декорации, архитектура, рок-н-ролльное сопровождение, операторская работа. Визуальный ряд с преобладанием трех основных насыщенных цветов составляет главное достоинство картины. Режиссер использовал уже вышедшую из употребления трехполосную цветовую гамму «Technicolor», которая не позволяла четко разграничивать цвета. Естественно, не обошлось без любимых Дарио Ардженто личинок, гусениц и червей. Очень трудно проследить единую сюжетную линию картины. Скорее, это тщательно и умело составленные отдельные эпизоды, связанные одной идеей. Очень громкая и практически постоянно звучащая музыка Клаудио Симонетти (лидера группы «Гоблины»), прерывающаяся только на время диалогов. Феминистский фильм: мужчины исполняют в картине лишь ряд второстепенных и незначительных ролей. Дарио Ардженто рассказывал о том, почему ведьмы в картине говорят на русском языке: «Я тогда подумал, что они должны говорить на особом языке. В тот период я как раз интересовался эзотерическим течением в России начала двадцатого века. Была, например, знаменитейшая ведьма Блаватская, был Гурджиев…Я подумал, что это важно. Тем более, что ведьмы в картине говорят и о балете. Поэтому я и придумал, что все начальство в балетной школе-русские. Я всегда мечтал, что когда-нибудь смогу снять фильм в России. Даже у моей дочери русское имя-Ася. Я дал ей это имя в честь русской поэтессы Цветаевой. Когда я вылетал из Рима, моя дочь сказала мне: «Везет тебе, папа, что ты увидишь Россию. Там, наверное, очень красиво». Фильм, конечно, менее сильный, чем «Пурпурно-красный», но имел большой коммерческий успех. Снова сценарий своему мужу помогала писать Дарья Николоди, которая должна была сниматься в главной роли, но режиссер решил использовать более молодую актрису. Плюс продюсеры настояли, чтобы главную роль играла американская актриса для лучшего продвижения фильма на кинорынке США. Автобиография Ардженто «Разбитые зеркала, разбитый разум» взяла свое название из слов, сказанных в фильме Удо Кьером. Съемки фильма заняли четыре месяца. Во время съемок многие актеры разговаривали на разных языках, что создавало довольно много трудностей, но при дубляже фильма на английский язык этого не заметно. Идея картины пришла в голову Ардженто, когда он услышал от матери Николоди историю о том, что она убежала из музыкальной академии в Германии, так как там практиковалось колдовство и черная магия. Ардженто писал сценарий школы балета для 12-летних девочек, но продюсеры резонно посчитали, что такой насыщенный насилием фильм с участием детей будет запрещен. Тогда режиссер увеличил возраст учениц до 20 лет, но не внес изменения в сценарий, поэтому поведение и диалоги учениц остались на детском уровне. Главная роль была предложена актрисе Тине Омонт, но она была занята в другом проекте. Академия фантастических фильмов, фэнтази и фильмов ужасов США номинировала картину на свой приз «Сатурн» за лучшую актрису второго плана (Джоан Беннетт, это ее последний фильм). В прокате Италии картина собрала почти 1, 5 миллиарда (это не опечатка) итальянских лир. Оценка 4 балла.

Online-кинотеатр Классика мирового кинематографа