Энциклопедия фильмов ужасов и фантастики  Энциклопедия советского кино

Online-кинотеатр Классика мирового кинематографа

Taxi Driver

«ТАКСИСТ»
(Taxi Driver)

США, 1976, 113 мин., «Columbia»
Режиссер Мартин Скорсезе, сценарист Пол Шредер, композитор Бернар Эррманн, гример Дик Смит
В ролях Роберт Де Ниро, Джоди Фостер, Альберт Брукс, Харви Кейтель, Питер Бойл

26-летний ветеран Вьетнама Трэвис Бикл работает таксистом в шумном и многолюдном Нью-Йорке. Страдая бессонницей, Трэвис предпочитает работать по ночам, становясь непроизвольным свидетелем неприглядной ночной жизни мегаполиса. Все его попытки познакомится с приличной девушкой заканчиваются неудачей. А по ночам его клиентами становятся в основном проститутки, бедняки, наркоманы, мелкие бандиты, сутенеры и прочее отребье Нью-Йорка. Не видя другого выхода из сложившейся ситуации, Трэвис покупает пистолет и собирается убить того, кто кажется ему олицетворением всех бед и несчастий на свете…
Одно время главную роль предлагали известному певцу Нилу Даймонду. На режиссерское кресло претендовал Брайан Де Пальма, но затем продюсеры переключили внимание на его товарища Мартина Скорсезе. Они предложили ему стать режиссером фильма с условием, что он пригласит на главную роль Роберта Де Ниро. Когда Де Пальму уволили, продюсеры картины, чтобы загладить свою вину, дали начинающему режиссеру финансовую компенсацию. В середине съемок Де Ниро уехал в Италию, чтобы сняться в фильме Бернардо Бертолуччи «Novecento» (1976), а Мартин Скорсезе в это время заканчивал работу над картиной «Элис здесь больше не живет» (1974). Роль Тома, которую сыграл Альберт Брукс, первоначально предложили Харви Кейтелю. Готовясь к своей роли, Кейтель общался с реальными сутенерами. Роль Чарльза Палантина первоначально предложили Року Хадсону, но он в то время был связан обязательствами с производителями телесериала «McMillan and Wife» (1971). Готовясь к роли, Роберт Де Ниро в течение месяца по 12 часов в день водил такси, а также изучал психические заболевания людей. Для наиболее откровенных сцен с обнажением 12-летней Джоди Фостер пригласили ее 19-летнюю сестру Конни. Когда Трэвис звонит Бетси по телефону, чтобы извиниться за то, что он повел ее на порнографический фильм «Ur karlekens sprеk» (1969), он звонит из вестибюля театра Эда Салливана, расположенного на Бродвее. Из-за повреждений, полученных во время съемок картины «Фермер» (1977), актер Джордж Меммоли был вынужден отклонить маленькую роль взбешенного пассажира Тревиса, которую сыграл сам Мартин Скорсезе. На роль Тревиса претендовал Джефф Бриджес, которого и имел в виду Пол Шредер во время написания сценария. Пластинка, которую Тревис покупает Бетси, была альбомом актера и певца Криса Кристофферсона «The Silver Tongued Devil and I». Сценарист Пол Шредер написал сценарий после того, как прочитал опубликованный дневник Артура Бремера, осужденного за убийство метившего в президенты США Джорджа Уолласа. Персонаж Тревиса назван так в честь Мика Тревиса из картин «Если…» (1968) и «О, счастливчик» (1973), которые очень нравились Скорсезе. Интересно, что роль в картине отклонил Аль Пачино. Просмотрев всех имеющихся в их распоряжении блондинок, продюсеры картины пригласили на роль Бетси Фарру Фоссетт, хотя главной претенденткой была Сибил Шеппард. А ведь та, в свою очередь, отказалась от съемок в картине «Nickelodeon» (1976), ожидая начала работы над этим фильмом. Такси, которое водит Тревис, было компании «Checker». Компания прекратила их выпуск в 1982 году, а последняя машина исчезла с улиц Нью-Йорка в 1999 году. Журнал «Premiere» поместил этот фильм в список «25-ти самых опасных фильмов в истории кинематографа». Мартин Скорсезе лично предложил главную роль Дастину Хоффману, но тот отклонил ее, про себя подумав, что «Скорсезе, должно быть, сошел с ума». Позднее актер очень сожалел о своем отказе. Легендарный композитор Бернар Эррманн умер незадолго до выхода фильма, который посвящен в его честь. Он умер несколько часов спустя после возвращения с сессии записи музыки к фильму. Сначала он не хотел браться за работу над этой картиной, но согласился, когда увидел сцену, в которой Тревис размазывает голову Шнеппса о его бутерброд. Пол Шредер, переживавший во время написания сценария (в 1972 году) большие проблемы личного плана (развод с женой, уход любимой девушки, увольнение с работы, одиночество), написал сценарий за пять дней в арендованной квартире его девушки, уехавшей на несколько месяцев. Для вдохновения Шредер держал на письменном столе заряженный пистолет. В сцене в кафе Тревис просит принести ему яблочный пирог с тертым сыром. Когда полиция арестовала знаменитого серийного убийцу Эда Гейна, тот попросил принести ему кусок яблочного пирога с тертым сыром в обмен на полное признание. В 1988 году на ступеньках дома 226 по улице East 13th Street, где снималась финальная перестрелка, погибли две девочки, просто вышедшие поиграть. Персонаж Тома, которого играл Альберт Брукс, имел немного диалогов в сценарии, но актер сумел расширить свою роль, ибо режиссер позволил ему импровизировать на съемочной площадке. Первой кандидатурой на роль Ирис была Мелани Гриффит, но ее мать Типпи Хедрен не позволила ей сниматься в этом фильме. Также на эту роль претендовали Эллен Баркин, Ким Бесинджер (она отказалась от роли, предпочтя продолжить работу модели), Джина Дэвис, Кэрри Фишер, Бо Дерек, Ким Кэттралл, Розанна Аркетт, Кристи Макникол, Дженнифер Джейсон Ли, Мэриел Хэмингуэй, Брук Шилдс, Мишель Пфайффер, Линда Блэйр (вторая кандидатура после Гриффит) и Дебра Уингер. Третьей кандидатурой была Джоди Фостер, и ей удалось получить роль, убедив Скорсезе, что она сможет сыграть малолетнюю проститутку. На роль Бетси претендовали Джейн Сеймур, Голди Хоун, Гленн Клоуз, Мэри Стинбюрген и Сюзан Сарандон. А актрисы Барбара Херши, Лайза Минелли, Изабель Аджани, Орнелла Мути, Сигурни Уивер и Мэрил Стрип отказались сами. Миа Фэрроу сама предложила свою кандидатуру на роль Бетси, но Мартин Скорсезе ее забраковал. Оливер Стоун утверждал, что прообразом Трэвиса Бикла был именно он. Несмотря на обвинения в жестокости, в картине всего четыре трупа. На Каннском кинофестивале картина получила «Золотую пальмовую ветвь». Картина номинировалась на «Оскар» за лучшую музыку, актера (Де Ниро), актрису второго плана (Фостер) и как лучший фильм года. Музыка Бернара Эррманна номинировалась на премию «Грэмми». Англичане вручили картине свой приз «BAFTA» за лучшую музыку и актрису-дебютантку (Фостер, также за роль в картине «Багси Мэлоун», 1976), а номинировали за лучшую режиссуру, монтаж, актера (Де Ниро) и как лучший фильм года. Картина также номинировалась на «Золотой глобус» за лучший сценарий и актера (Де Ниро). В 1994 году картина была внесена на хранение в медиатеку при конгрессе США. При бюджете в 1, 3 миллиона долларов картина только в прокате США собрала 21, 1 миллион и еще 12, 5 миллионов заработала за право использования на территории США. Оценка 4 балла.

Online-кинотеатр Классика мирового кинематографа