Энциклопедия фильмов ужасов и фантастики Энциклопедия советского кино

Online-кинотеатр Классика мирового кинематографа

Terminator-3: Rise Of The Machines

«ТЕРМИНАТОР-3. ВОССТАНИЕ МАШИН»
(Terminator-3: Rise Of The Machines)

США-Германия, 2003, 125 мин., «Warner/Columbia TriStar»
Режиссер Джонатан Мостоу, композитор Марко Белтрами
В ролях Арнольд Шварценеггер, Ник Стал, Клэр Дейнс, Дэвид Эндрюс, Кристанна Локен

Десять лет прошло с тех пор, как Сара Коннор и её сын Джон избежали смерти от жидкометаллических рук киборга, присланного из будущего. В нём Джон возглавляет людей в неравной схватке с вышедшими из-под контроля машинами оборонительной системы Skynet. Система эта не оставляет попыток избавиться от лидера противника и уже в третий раз забрасывает в наши дни робота-убийцу новейшей модификации T-X. Внешний вид-сексапильная женщина. Внутреннее содержание-нанотехнологии. Смысл жизни-нести смерть по заказу. А он таков-ликвидировать всех будущих соратников Джона Коннора. О нём самом машины не обнаружили в базах данных никаких сведений, и потому в начальном списке T-X он не фигурировал. У Джона действительно не было дома, жил он на улице, работал где попало, да ещё подсел на наркотики. Его боевая мама скончалась в Мексике от лейкемии, и только в снах по ночам ему являлось будущее таким, о котором он узнал мальчишкой, и бремя которого стало неподъёмным. Грядущее пришло к нему снова. Разбив витрину ветеринарной клиники, чтобы найти там хоть какие-то таблетки, Джон оказывается под замком у её служащей-Кэйт Брюстер. Неожиданно выясняется, что он с Кэйт вместе учился в школе, пока не забросил её ввиду того, что помогал спасать планету от гибели. Удивительным образом Кэйт числится среди целей T-X. Хорошо вовремя подоспел старый знакомый Джона-терминатор Т-101. Как и раньше силам Сопротивления удалось отправить его в прошлое, чтобы защитить своего 22-летнего вождя. Однако теперь он запрограммирован исполнять не его приказы, а Кэйт, чей отец Роберт Брюстер вкалывает на секретном проекте. Им оказывается возрождённый Skynet…
По сценарию развития событий от Джеймса Камерона и Гейл Энн Херд 1984 года человечество само роет себе могилу, развивая технократию в передовых темпах и объёмах. Окружая себя думающей автоматикой и вверяя ей всё, от мелкого быта до глобального обеспечения национальной безопасности, не рискуем ли мы в один безоблачный день утратить над ней контроль? И на что способна неодушевлённая машина, окажись в её власти собственный создатель? Да на то же, на что способен пойти съехавший с катушек человек, прикидывающий себя Богом-продиктовать свои законы вместо существующих и уничтожить непокорённых. Эта, можно сказать, классическая философия пессимистов от фантастики была обёрнута страхом перед ядерной угрозой со стороны двух сверхдержав. Не случившийся 29 августа 1997 года судный день, когда могло погибнуть 3 миллиарда человек, произошёл бы оттого, что компьютерная оборонительная система Skynet нанесла ядерный удар по России с обязательным расчётом, что последуют неминуемые ответные действия. И восстали машины из пепла, и война их против человечества шла десятилетиями, и всё никак машинам не удавалось обезглавить сопротивление. Мешал свой среди чужих-терминатор модели Т-101, перепрограммированный из плохого в хорошего. Схема не изменилась и в фильме Джонатана Мостоу, только вот философия исчезла в небытие, подсчёт ценности человеческой жизни поставлен на поток. На протяжении всей трилогии Арнольд и терминатор были едины. Актер с фактурной внешностью, на экране гораздый исключительно на невыполнимые миссии, своих артистических данных никогда не завышал и даже постоянно в ролях над ними иронизировал. Терминатор, киборг с металлической начинкой, покрытой живой тканью-для Арнольда точнейшая находка. Даже играть особо ничего не надо-будь собой, будь всегда. Потому лента Мостоу представляет собой театр одного актёра, ради которого старается второй план. Жаль, но когда абсолютная максима темы осталась в прошлом, а авторы нового фильма только и делают, что развивают ностальгию на старом материале, возникает понимание, что лучше всё-таки сто раз услышать, чем один раз увидеть. В век научно-технического прогресса апокалипсис перестал восприниматься как что-то осязаемое. Ведь 2000 год мы перешагнули, а пресловутый Y2K так и не смог совершить непоправимое-все компьютерные системы работали нормально. Даст Бог, и Skynet не будет чрезвычайно умной сетью и не завладеет миром. По сути, расхождений с первым и вторым фильмом немного. Можно сказать даже, что в этой картине в отсутствие новых идей было решено отдать дань прежним картинам и изящно над ними поизмываться. Тут и обязательный заезд на тяжелой технике по городским улицам, и традиционное появление в сияющей сфере и замечания злобных терминаторов о том, как хороши чужие средства передвижения. Все точно так же, как и обычно, разве что сделано с достаточной долей юмора. И Арнольд почти не постарел и сохраняет восхитительную форму, он по-прежнему спаситель человечества и глас из будущего. Вот только спецэффекты стали покруче, да погони порезвее. Нет в третьей части той величественности, той значительности, которая ощущалась в «Терминаторах» прошлого века. Обновленный, он смотрится, как простой второсортный боевик с бюджетом почти в 200 миллионов долларов (в мировом прокате фильм собрал 434 миллиона). Конечно, видно, что деньги эти были потрачены с умом. Не понятно, по какой причине введенный в фильм юмор изничтожает сам культ «Терминатора»-фильма-предупреждения, поучительной истории об угрозе апокалипсиса. Но, к сожалению, случилось так, что Голливуд в настоящее время представляет собой гигантский механизм, огромную фабрику развлечений, цель которой-порадовать зрителя зрелищем и обогатиться. В случае с «Восстанием машин», цель свою он выполнил-фильм стал большим событием. Эдвард Фурлонг собирался снова вернуться к роли Джона Коннора, но его постоянные проблемы с наркотиками не позволили ему сниматься. Роль отошла к Нику Сталу. Роль режиссера сначала была предложена Ангу Ли, но тот отклонил предложение, чтобы снять «Халка» (2003). За исключением Арнольда Шварценеггером, единственным актером, который появился во всех трех фильмах, был Эрл Боэн, сыгравший доктора Силбермана. Кристанна Локен номинировалась на приз «Сатурн» академии фантастических фильмов, фэнтази и фильмов ужасов США как лучшая актриса второго плана, а фильм номинировался за лучший грим, спецэффекты и как лучший фантастический фильм года. Спецэффектами занимались компании «Anatomorphex», «ILM», «Pacific Data Images» и «Stan Winston Studio». Оценка 2 балла.

Online-кинотеатр Классика мирового кинематографа