Энциклопедия фильмов ужасов и фантастики  Энциклопедия советского кино

Online-кинотеатр Классика мирового кинематографа

The Terminator

«ТЕРМИНАТОР»
(The Terminator)

США, 1984, 105 мин., «Pacific Western/Orion Pictures Corporation»
Режиссер и сценарист Джеймс Камерон, композитор Брэд Фидел
В ролях Арнольд Шварценеггер, Майкл Бьен, Линда Хэмилтон, Пол Уинфилд, Лэнс Хэнриксен

Терминатор-это смесь человека и робота, который прибыл из будущего, чтобы уничтожить Сару Коннор, мать Джона, будущего главы повстанцев, которые угрожают господству машин после мировой ядерной войны. Кайл Рис, представитель повстанцев, также прибывает из будущего с противоположной миссией-защитить Сару. Полицейские офицеры Трекслер и Вукович пытаются выяснить, кто в городе убивает женщин по фамилии Коннор. Преследуемые терминатором, Кайл и Сара проникают друг к другу нежными чувствами. Но терминатор убивает Кайла, а сам в свою очередь погибает под прессом, опущенным Сарой. Девять месяцев спустя Сара рожает ребенка, прямо перед ядерной катастрофой…
«Да так, дерьмовое кино. Работы недели на две. Только нужно сделать лицо кирпичом»-сказал Арнольд Шварценеггер в одном из своих интервью о предстоящих съемках в «Терминаторе». Эти две недели сделали Арнольда суперзвездой. Не будет преувеличением сказать, что «Терминатор»-фильм во многом уникальный. Редкий пример полной гармонии сюжета, режиссуры, актерской и операторской работы. Но, прежде всего, уникальность картины состоит в универсальности главного персонажа. Терминатор, по сути, является идеальным киногероем. Он сочетает в себе все необходимые для этого черты. Терминатор-настоящий герой действия. Двигаясь к поставленной цели, он не отвлекает зрителя всякими пустяками, любовными сценами, душевными переживаниями и прочей чепухой. Терминатор-драматический персонаж. Драма его состоит в гипертрофированном чувстве долга. И если в первой части его самопожертвование можно отнести к тупому выполнению заложенной в него программы, то во второй это уже настоящий нравственный выбор. Терминатор-герой-интеллектуал. Он немногословен. Но уж если открывает рот, то будьте уверены-любая изреченная им фраза достойна увековечения в камне. Терминатор-персонаж, не лишенный самоиронии. Он чужак в этом мире, поэтому иногда попадает в двусмысленные ситуации. Кроме того, Терминатор обладает всеми необходимыми чертами истинного мачо, что способствует его популярности среди женской аудитории. Добавьте ко всему вышеперечисленному брутальное обаяние Арнольда Шварценеггера-и получите персонажа, наделенного неповторимой притягательностью хромированного металла. Неудивительно, что зритель отождествляет себя именно с мрачным злодеем Терминатором, а не с положительным героем Майкла Бьена. «Терминатор» стал стартовой площадкой не только для Джеймса Камерона и Арнольда Шварценеггера. Линда Хэмилтон, исполнительница главной женской роли, также стала получать после съемок в этом фильме более заметные роли. А оператор Адам Гринберг, до «Терминатора» практически не известный в большом кино, на сегодняшний день является одним из самых уважаемых (неоднократный лауреат «Оскара») и высокооплачиваемых кинооператоров в мире. Находкой фильма стал малоизвестный композитор Брэд Фидел, написавший по-настоящему оригинальную, механико-футуристическую музыку, которая стала полноправной частью образа Терминатора. Но не стоит забывать, что фильм это, прежде всего, детище Джеймса Камерона. Он написал оригинальный сценарий. Потратил массу времени и сил на то, чтобы сдвинуть проект с места, сумел заинтересовать своим сюжетом кинокомпанию, выбил необходимый бюджет, отыскал подходящих актеров. Камерон полностью контролировал весь съемочный процесс. Именно благодаря этому, фильм настолько целостен и гармоничен. Джеймс Камерон умудрился добиться такого совершенства монтажа, что фильм до сих пор можно использовать в качестве эталона жанра «action». Скромные, но со вкусом выполненные спецэффекты не доминируют над сюжетом, а лишь слегка оттеняют его, что ни в кой мере не умаляет зрелищности фильма. Визуальный ряд фильма также бесподобен. Не стараясь потрясти зрителя впечатляющими картинками будущего или красочными сценами перестрелок, режиссер кадр за кадром сплетает мрачную атмосферу безысходности, заставляя зрителей забыть о попкорне. Картина получила Гран-при на международном фестивале в Аворьязе. В 2008 году картина была внесена на хранение в медиатеку при конгрессе США. Академия фантастических фильмов, фэнтази и фильмов ужасов США вручила картине свой приз «Сатурн» за лучший сценарий, грим и как лучшему фантастическому фильму года, а номинировала за лучшую режиссуру, музыку, актера и актрису (Шварценеггер и Хэмилтон). Превосходный фантастический боевик, наверное, лучший в своем жанре, блистающий оригинальностью сценария, каскадом невероятных спецэффектов и блестящей игрой Арнольда Шварценеггера в роли практически неуязвимого андроида. Лэнс Хэнриксен уже играл в картине Джеймса Камерона «Пираньи-2» (1981), а затем появился в другом его фильме «Чужие» (1986). Билл Пэкстон позднее сыграл в «Титанике» (1997) этого же режиссера. Выражение Арнольда «I'll be back» после этого фильма стало его визитной карточкой. Шварценеггер говорит в фильме 17 предложений! Бюджет картины составил всего 6, 4 миллиона долларов, а собрала она в мировом прокате 78, 5 миллионов. На роль Терминатора рассматривался О. Джей Симпсон, но продюсеры посчитали его слишком миловидным для хладнокровного убийцы. После чего его должен был играть Лэнс Хэнриксен. Но Арнольд прочитал сценарий и «отобрал» роль злодея у Хэнриксена. Фильм примечателен тем, что в нем появилась вторая «сильная» женщина-Сара Коннор, наряду с Рипли (Сигурни Уивер) из картины «Чужой» (1979). Интересно, что писатель-фантаст Харлан Эллисон предъявил в суд иск, утверждая, что сюжет картины был взят из его рассказов «Солдат» и «Демон со стеклянной рукой», экранизированных в телесериале «Внешние пределы» (1963). В результате судебного разбирательства Камерону пришлось включить имя Эллисона в число сценаристов. На главную роль также претендовали Майкл Дуглас, Том Селекк и Юрген Прохнов. Первоначальный сценарий фильма был продан супруге режиссера Гейл Энн Херд всего за 1 доллар. Продюсеры пригрозили прикрыть проект, если Камерон снимет дополнительные военные сцены, не предусмотренные сценарием. Съемки были задержаны на 9 месяцев, пока Шварценеггер снимался в картине «Конан-разрушитель» (1984). Камерон хотел работать, но пришлось ждать: он посвятил это время написанию сценария фильма «Чужие». Несколько лет спустя после этого фильма Линда Хэмилтон стала супругой Камерона. Незадолго до начала съемок Хэмилтон сломала колено, поэтому ей приходилось тейпировать его каждый съемочный день, а сцены action с ее участием передвинули на конец съемочного периода. На роль лейтенанта Тракслера претендовали Эдвард Джеймс Олмос («Стая волков», 1981; «Бегущий по лезвию бритвы», 1982) и Луис Госсетт («Бездна», 1977; «Челюсти-3», 1983). Роль Терминатора отверг Мел Гибсон. Потеряв роль Терминатора, Лэнс Хенриксен, тем не менее, впоследствии все-таки сыграл робота в картине «Чужие», также снятой Камероном. Интересно, что из экономических соображений картина снималась с моно-звуком. Музыку к фильму должен был написать клавишник группы «Genesis» Тони Бэнкс, но он в это время оказался занят написанием музыки к фильму «Космический корабль» (1984). Роль Сары Коннор была написана Камероном для Бриджит Фонды, но она отказалась. Также отказалась Дебра Уингер, хотя была уже утверждена. Другой кандидаткой была Татум О'Нил («Бумажная луна», 1973; «Торговцы грезами», 1976), но она выглядела слишком молодо. Потом возникли кандидатуры Кейт Кэпшоу (она снималась в это время в картине «Индиана Джонс и храм судьбы», 1984), Дэрил Ханна (предпочла фильм «Всплеск», 1984) и Кэтлин Тернер (она была занята в проекте «Роман с камнем», 1984). Арнольд Шварценеггер начал сниматься на две недели позже, чем остальные актеры. Интересно, что продюсеры настаивали, чтобы фильм заканчивался после взрыва танкера, но Камерон с огромным трудом убедил их снять финальную сцену на фабрике. В хит-параде «100 злодеев и героев» американского института кинематографии Терминатор находится в обоих списках: за этот фильм как злодей, а за картину «Терминатор-2» (1991)-как герой. Вторым актером, числящимся в обоих списках, является Аль Пачино, но за разные роли. Роль Терминатора отклонил Сильвестр Сталлоне. По сюжету Саре Коннор в фильме всего 19 лет. Всего в картине 28 трупов. Лишь один раз в одном кадре вместе появляются Арнольд Шварценеггер и Майкл Бьен, а во время финальной схватки вместо Шварценеггера выступает робот. Майкл Бьен улыбается за весь фильм лишь один раз. Оценка 5 баллов.

Online-кинотеатр Классика мирового кинематографа