Энциклопедия фильмов ужасов и фантастики  Энциклопедия советского кино

Online-кинотеатр Классика мирового кинематографа

Thelma and Louise

«ТЕЛЬМА И ЛУИЗА»
(Thelma and Louise)

Франция-США, 1991, 130 мин., «MGM»
Режиссер и продюсер Ридли Скотт, композитор Ганс Циммер
В ролях Сюзан Сарандон, Джина Дэвис, Майкл Мэдсен, Харви Кейтель, Брэд Питт, Кристофер Макдональд

Молодая замужняя девушка Тельма и ее старшая подруга Луиза отправляются на уик-энд в горы отдохнуть от повседневной и рутинной жизни. Но по дороге с ними происходит неприятная, мягко говоря, ситуация. Когда в придорожном баре подвыпивший мужик пытается изнасиловать Тельму, Луизе ничего другого не остается, как застрелить его. Героини по доброй американской традиции решают найти убежище в Мексике. Но туда еще нужно добраться, ибо за Тельмой и Луизой в погоню сначала бросается вся полиция штата, а затем и агенты ФБР…
Типичный road-movie (фильм, действие которого происходит на автостраде) без малейшей претензии на оригинальность. Актрисы Голди Хоун и Мэрил Стрип искали сценарий фильма, где они могли бы сняться вместе. Они рассматривали сценарий и этой картины, но выбрали фильм «Смерть ей к лицу» (1992). Интересно, что для сцены секса между Брэдом Питтом и Джиной Дэвис режиссер начал просматривать дублерш. Когда Дэвис узнала об этом, то настояла на том, чтобы сниматься самой. В то время еще никому не известный актер Джордж Клуни пять раз проходил пробы на роль Джея Ди, которая все равно ушла Брэду Питту. Интересно, что раньше Брэд Питт потерял роль Брайана Маккафри в картине «Обратная тяга» (1991) в пользу Уильяма Болдуина, которому разрешили не играть предусмотренную контрактом роль Джея Ди в этом фильме. Зато эту роль Брэд Питт уже не упустил. Всего для съемок использовалось пять одинаковых кабриолетов «Thunderbird» 1966 года выпуска. Проект задумывался сценаристкой Калли Хури еще в 1979 году, когда она пригласила в режиссерское кресло Ридли Скотта. Тот планировал на главные роли Натали Вуд и Тьюздей Уэлд, но в 1981 году Вуд погибла, и Уэлд быстро вышла из проекта, который был положен на полку. Поиски кандидатуры на роль Луизы настолько затянулись, что Джина Дэвис вынуждена была подписать контракт с условием, что она может быть использована в любой роли по желанию продюсеров (хотя она была уже утверждена на роль Тельмы). Роль Тельмы предложили Шер, Дебре Уингер, Бриджит Фонде, Мишель Пфайффер и Кэтлин Тернер, но все они отказались. Сама сценаристка Калли Хури хотела видеть в главных ролях Холли Хантер и Фрэнсис Макдорманд. Она сама собиралась снимать этот фильм с очень маленьким бюджетом и почти документальном стиле. Одно время режиссерским креслом интересовался Ричард Доннер. На роль насильника Харлана планировался Майкл Мэдсен. Но в итоге он получил роль Джимми, от которой отказался Крис Кристофферсон. В кульминационной сцене принимало участие 24 полицейские машины и 3 вертолета. Увидев этот фильм, певица Тори Амос написала песню «Я и пистолет» об ограблении, в котором она принимала участие в 21-летнем возрасте. Готовясь к съемкам, Ридли Скотт пересмотрел фильм Теренса Малика «Пустоши» (1973). Студия очень негативно отнеслась к концовке фильма и всеми силами пыталась придумать альтернативу, но когда ее не нашлось, студии пришлось согласиться с режиссерской версией. Финальный поцелуй между героинями придумала сама Сарандон и не сказала об этом никому, кроме Джины Дэвис. Фильм получил «Оскар» за лучший сценарий, а номинировался за лучшую режиссуру, операторскую работу, монтаж и актрису (Дэвис и Сарандон). Британская киноакадемия номинировала картину на свой приз «BAFTA» за лучшую режиссуру, операторскую работу, монтаж, музыку, сценарий, актрису (Дэвис и Сарандон) и как лучший фильм года. Французская киноакадемия номинировала картину на свой приз «Сезар» как лучший иностранный фильм года. Итальянская киноакадемия признала Джину Дэвис и Сюзан Сарандон лучшими иностранными актрисами года. Также фильм получил «Золотой глобус» за лучший сценарий, а номинировался за лучшую актрису (Дэвис и Сарандон) и как лучший фильм года. На международном кинофестивале в Вальядолиде картина получила Гран-при (вместе с фильмом «Страховой агент», 1991). При бюджете 16, 5 миллионов долларов картина в прокате США собрала 45, 5 миллионов и еще 20 миллионов выручила за право использования на территории США. Оценка 3 балла.

Online-кинотеатр Классика мирового кинематографа