Энциклопедия фильмов ужасов и фантастики Энциклопедия советского кино

Online-кинотеатр Классика мирового кинематографа

The Time Machine

«МАШИНА ВРЕМЕНИ»
(The Time Machine)

США, 2002, 96 мин., «DreamWorks/Warner»
Режиссер Саймон Уэллс, композитор Клаус Бадельт
В ролях Гай Пирс, Марк Эдди, Филлида Лоу, Лаура Кирк

Нью-Йорк. 1895 год. Профессор физики и прикладной математики Александр Хартдеген безумно увлечен наукой. Опаздывая на свидание со своей возлюбленной Эммой, где он собирался сделать ей предложение, Александр видит на улице необычное техническое изобретение-прообраз автомобиля. Но сразу после трогательного момента обручения на молодых людей нападает грабитель. Эмма погибает от удара ножа. Александр с головой уходит в свои формулы, чтобы вернуть прошлое и предотвратить трагедию. Спустя четыре долгих года он добивается цели. Машина времени построена. Александр переносится обратно в тот роковой вечер, избегает пережитой хроники событий, но, оставив Эмму на мгновение одну, вновь ее теряет-она сбита тем самым странным автомобилем. Теперь Александра ничто не задерживает в этой эпохе, и он устремляется навстречу грядущему. Сначала в 2030 год, где Луна уже колонизирована, после чего еще на несколько лет вперед, когда Земля вдруг оказывается на грани катастрофы. Едва успев вскочить в Машину времени, Александр включает ее и теряет сознание. Так он оказывается в 802701 году. На глазах меняется атмосфера и рельеф планеты, и наш потерянный странник вовлекается в приключения среди абсолютно отличной от нашей цивилизации. В далеком будущем, куда попадает Александр, в результате разрушения Луны изменился климат, наступил упадок цивилизации. Человеческая раса разделилась на мирных земледельцев элойзов, живущих на поверхности и агрессивных монстров-морлоков, которые обитают под землей и употребляют в пищу людей с поверхности. Александр, узрев подобное варварство, решает навести порядок и вступает в неравный бой с морлоками…
В конце 19 века, когда молодой Герберт Джордж Уэллс окончил Лондонский университет и получил два ученых звания по биологии, шла полемика на тему равенства классов. И эта политическая борьба отразилась на «Машине времени», после которой Уэллс создал несколько произведений, ставших вечной кинематографической собственностью-это «Остров доктора Моро», «Человек-невидимка», «Война миров» и «Пища богов». Все они пронизаны единой мыслью о несовершенстве нашей цивилизации и отражают склонность автора к социалистическому обществу, где была бы стерта кастовая пропасть между бедными и богатыми. В своем дебютном романе писатель отправился на 800 тысяч лет вперед, чтобы посмотреть, как далеко все зайдет при текущем раскладе. Человечество эволюционировало в две расы-элойзов и морлоков. Первые живут на поверхности земли. Вторые, похожие на обезьяноподобных мутантов пепельного цвета, обитают под нею. По замыслу Уэллса, элойзы-потомки имущих сословий. Они наслаждаются жизнью в цветущих садах и не задумываются ни о чем. Морлоки-выродившиеся работяги, ушедшие под землю. Сейчас, в начале 21 века, эти размышления кажутся анахронизмом, отчего пришедшие им на смену идеи более чем уместны. В своей фабуле Уэллс затерялся между естественными науками, по сей день не имеющими подхода к вопросам времени, и философией, для которой это совсем не вопрос. Саймон Уэллс в середине восьмидесятых годов был художником-аниматором, завербованным для рисованной части комедии «Кто подставил кролика Роджера» (1987). Посредством этого проекта он познакомился со Стивеном Спилбергом, доверившим ему создание в Лондоне анимационной студии, где были созданы продолжения «Американского хвоста» и «Истории динозавров». Когда же в 1994 году Спилберг основал собственную студию «DreamWorks», то Саймон Уэллс вновь не был забыт и привлечен к работе в соответствующем отделе компании. Его первой ласточкой стал мультфильм «Принц Египта». Но долгие годы он был пленен мыслями об игровом фильме, и когда стало известно, что на студии затевается «Машина времени» по мотивам творения его знаменитого прадеда, Уэллс-младший выглядел кандидатурой, лучше не придумаешь. Но вскоре Саймон Уэллс понял, что из подобного сценария достойного фильма выжать не удастся, а потому через три недели съемок отказался продолжать работу над картиной. Тогда в кресле режиссера его сменил Гор Вербински и попытался поправить ситуацию. Но было уже поздно. Не помогло и то, что выход фильма был задержан после событий 11 сентября до марта 2002 года, у создателей появилось время на переработку картины. Фильм формально следует сюжетной линии романа, но преподносит все несколько в другом ракурсе. Саймон Уэллс изменил сюжет в сторону предельного упрощения, в результате чего изменилась расстановка всех смысловых акцентов. Роман мрачного фантазера Герберта Уэллса был о времени, а фильм о машине. Гай Пирс во время съемок сломал ребро, так как пытался самостоятельно исполнять все свои трюки, и очень расстраивался, когда ему запрещали. На момент съемок сама Машина времени являлась самой дорогостоящей декорацией, построенной в кино. Картина номинировалась на «Оскар» за лучший грим. Спецэффектами занимались компании «C.O.R.E. Digital Pictures», «Digital Domain», «ILM», «KNB» и «Stan Winston Studio». При бюджете в 80 миллионов долларов картина в мировом прокате собрала 124 миллиона. Оценка 3 балла.

Online-кинотеатр Классика мирового кинематографа