Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 18 лет.


«ДЕСЯТЬ ТЫСЯЧ ДНЕЙ»
(Tizezer nap)

Венгрия, 1967, 110 мин., ч/б, «MAFILM 4. Jatekfilmstudio»
Режиссер Ференц Коша, сценаристы Шандор Чоори и Имре Гионгусси, композитор Андрас Шолосси
В ролях Тибор Молнар, Гионги Бурос, Янош Колтаи, Янош Горбе

Перед нами проходят три десятилетия (около 10 тысяч дней) жизни крестьянской семьи, в которой глава семьи получает после Второй мировой войны землю, но сталкивается с неприятностями во время коллективизации, когда он наживает врагов…
Неплохой фильм. На Каннском международном кинофестивале картина номинировалась на «Золотую пальмовую ветвь», а получила приз за лучшую режиссуру.
Из журнала «Искусство кино». У этого фильма не совсем обычная предыстория. Сценарий его не принадлежит перу одного или двух авторов. Молодой режиссер Ференц Коша применил при его постановке метод, которым пользовался, когда ставил на экспериментальной студии имени Белы Балаша свои короткометражки. Да и этот, первый полнометражный фильм режиссера тоже можно считать детищем студии: многие члены этой студии работали над его сценарием. Задумав сделать картину о судьбе венгерского крестьянина, авторы будущего фильма, вооружившись магнитофонами, фото и кинокамерами и, конечно, записными книжками, пошли «в народ». Можно представить, сколько интересного материала, сколько человеческих судеб было запечатлено на бумаге и пленке, если первый вариант сценария составил тысячу страниц машинописного текста. Нелегка судьба одного из главных героев-безземельного крестьянина Иштвана Селеша. Даже земля, полученная им после победы народного строя; не приносит ему счастья. Ведь не изменились сразу его взгляды на власть-власть для крестьянства всегда представлялась чем-то чужим, враждебным, а извращения времен культа лишь подкрепляли это представление. Авторы показывают поворот в сознании Иштвана. Даже в трагические дни 1956 года Иштван, который был «обижен» народной властью, вес же стал на сторону тех, кто дал ему землю. При документальной верности в показе деталей деревенского быта картина наполнена лирикой. Ее всю пронизывают меткие народные выражения, что делает ее иногда трудно доступной. Попробуй без комментариев переведи русскую поговорку: «У богатого мужика хлеб брюхом не переносишь». В фильме такого рода поговорок, прибауток и т. д. (венгерских, разумеется) немало. На фестивале в Каннах тридцатилетний дебютант Коша получил приз за лучшую режиссерскую работу. Он остался верен социальной тематике и в фильме о голодовках политзаключенных в венгерских тюрьмах в 20-е годы, над которым сейчас работает.