Энциклопедия фильмов ужасов и фантастики  Энциклопедия советского кино

Online-кинотеатр Классика мирового кинематографа

To Have and Have Not

«ИМЕТЬ И НЕ ИМЕТЬ»
(To Have and Have Not)

США, 1944, 100 мин., ч/б, «Warner»
Режиссер и продюсер Ховард Хоукс по Эрнесту Хэмигуэю, композиторы Франц Ваксман и Уилльям Лава
В ролях Хамфри Богарт, Лорен Баколл, Уолтер Бреннан, Долорес Моран

1940 год. На острове Мартиника в Карибском море, принадлежащем Франции, живет печальный американец Гарри Морган. Он владеет небольшим катером, на котором возит богатых туристов и отдыхающих ловить рыбу. У Гарри нет семьи, его не интересует идущая Вторая мировая война, а его самый близкий друг-алкоголик Эдди. Но ситуация на острове ухудшается, туристов становится все меньше и меньше, поэтому вскоре у Гарри заканчиваются деньги, и он вынужден браться за любую работу. Однажды он знакомится с очаровательной девушкой Мэри, которая крадет в баре бумажник у посетителя. Постепенно уставший от жизненных невзгод Гарри начинает интересоваться девушкой. Когда владелец бара просит Гарри совершить на своем катере опасную поездку и перевезти на остров видного борца французского сопротивления, тот отказывается. Но завязавшиеся отношения между Гарри и Мэри приводят к тому, что его очерствевшая душа смягчается, и он соглашается на рискованное задание, по завершении которого собирается покинуть остров вместе с Мэри. Но ведь вокруг острова курсируют фашистские патрульные катера, так что Гарри еще нужно остаться живым и невредимым…
Именно во время съемок этого фильма дебютантка Лорен Баколл (род. в 1924 году) влюбилась в Хамфри Богарта, который был старше ее на 25 лет, и на следующий год стала его женой до самой смерти Богарта в 1957 году. Правда, очень падкий на женщин Ховард Хоукс, в то время ругавшийся со своей очередной пассией, актрисой Долорес Моран («Мужчина, которого я люблю», 1947; «Считая часы», 1953), ревновал Богарта за то, что Баколл не увлеклась им самим. Кстати, заметив их отношения, Хоукс попросил переписать сценарий, чтобы подчеркнуть интерес общественности к реальным романтическим отношениям между Богартом и Баколл. Первоначально предполагалось, что Моран будет играть главную женскую роль, но в итоге ей досталась роль мадам Хелен де Бурсак. Писатель Эрнест Хэмингуэй поспорил с Хоуксом, что тот не сможет экранизировать его произведение. Но режиссер отбросил больше половины сюжета рассказа (включая классовые различия героев, объясняющие смысл названия) и акцентировал внимание лишь на ранних событиях с участием главных персонажей. Это единственный фильм, снятый по произведению лауреата Нобелевской премии (Хэмингуэй), сценарий к которому написал другой Нобелевский лауреат (Уилльям Фолкнер). Несмотря на это, большинство диалогов было сымпровизировано самими актерами на съемочной площадке. Ховард Хоукс отдал идею кульминационной сцены (перестрелка на лодке) режиссеру Джону Хьюстону для его фильма «Риф Ларго» (1948), так как тот долго не мог придумать, как закончить свой фильм. На похоронах мужа Лорен Баколл свистнула вслед погружающемуся гробу. Это был намек на самую знаменитую сцену этого фильма (где они впервые сыграли вместе; потом последовали еще три фильма) со словами «Ты знаешь, как нужно свистеть? Просто сожми губы и дуй». Кстати, это сцену придумал сам режиссер, а не двое его именитых авторов (Хэмингуэй и Фолкнер). Кстати, когда Баколл была утверждена на главную роль, Хоукс спросил ее, кого бы она хотела видеть своим партнером: Хамфри Богарта или Кэри Гранта. Девушка выбрала Гранта, но Хоукс пригласил Богарта, тем самым соединив две судьбы. Героиню Баколл режиссер Ховард Хоукс моделировал на основе собственной жены в то время, Нэнси Гросс. Оценка 3 балла.

Online-кинотеатр Классика мирового кинематографа