The Truman Show  The Truman Show  The Truman Show  The Truman Show  The Truman Show  The Truman Show  The Truman Show  The Truman Show  The Truman Show  The Truman Show


The Truman Show

«ШОУ ТРУМАНА»
(The Truman Show)

США, 1998, 103 мин., «Paramount»
Режиссер Питер Уэйр, композитор Буркхард Фон Далвиц
В ролях Джим Кэрри, Эд Харрис, Лора Линней, Наташа Макилхон

Вокруг главного героя Трумана Бербенка построена гигантская сфера-телевизионная студия, где разместился целый остров. Статисты разыгрывают вокруг не подозревающего, что он воспитан и вскормлен съемочной группой, среднестатистического американца Трумана хорошо поставленные американские сценки. В остальном жизнь Трумана продолжается в обычном идиотическом и самодостаточном железном ритме комфортабельного ада. Вернее, должна так продолжаться по замыслу Кристофа-демонического главного режиссера шоу и его же владельца. Потому что, когда Труман узнает, что в течение всей своей тридцатилетней жизни являлся главным действующим лицом телевизионного шоу и двадцать четыре часа в сутки находился под наблюдением пяти тысяч телевизионных камер, которые транслировали его жизнь в каждый американский дом, он начинает бунт. Но все его попытки уйти от глобального наблюдения производят жалкое впечатление, однако вызывают и симпатию тоже. Осознав ситуацию, Труман обманывает надсмотрщиков и пытается прорваться на лодке на Фиджи, куда, как ему сказали, уехала девушка, в которую он был влюблен, на самом деле уволенная за попытку объяснить Труману его положение актриса из шоу. Несмотря на синтезированный Кристофом ураган, Труман прорывается к границам своего мира: его лодка утыкается в поверхность сферы, и Кристофу ничего не остается, как выпустить своего персонажа в большой мир…
В сущности, сама идея оригинальностью не блещет. Еще в семидесятые годы на телевидении США шел сериал с участием документальных героев. Типичная американская среднего класса семья разрешила поставить в своем доме телекамеры и снимать все подряд. Сначала герои немного стеснялись, но потом как будто забыли о существовании телекамер и показали себя на полную катушку. Американская аудитория была в шоке, увидев себя в неприятном и резком, но истинном свете. Данная картина осуждает сложившийся порядок вещей, а также образ действий потребителей. Авторы картины продемонстрировали эластичную способность человека сопротивляться насильственно вменяемым ложным догмам. В пользу фильма сработали такие факторы, как несколько устаревшее, но изящное режиссерское мастерство Питера Уэйра, обладающего способностью сделать приемлемой в постмодернистском мире достаточно старомодную сентиментальность, а также актерская пластика Джима Кэрри, проявляющаяся в фильме не столько в его знаменитой интенсивной мимике, сколько в психологической гибкости рисунка роли. Его Труман-это еще, конечно, и вариант Форреста Гампа, в котором молчаливое большинство с радостью узнавало себя четыре года назад. Безусловно, Труман и Форрест суть проявления одного варианта. На Трумана в телевизоре аудитория смотрела, как в зеркало. Первоначально роль Кристофа была предложена Деннису Хопперу, но тот покинул съемочную площадку после первого дня съемок. Его в срочном порядке заменил Эд Харрис и в итоге получил «Золотой глобус» и номинацию на «Оскар» за лучшего актера второго плана. Много элементов фильма повторяют сюжет романа Филиппа Дика «Time Out Of Joint» 1957 года, в котором повествуется о человеке из 1998 года, для которого правительство создало обстановку 1957 года. Картина также номинировалась на «Оскар» за лучшую режиссуру и сценарий Эндрю Никкола. Академия фантастических фильмов, фэнтази и фильмов ужасов США вручила картине свой приз «Сатурн» за лучший фильм, сценарий и номинировала Джима Кэрри как лучшего актера, Питера Уэйра как лучшего режиссера и Эда Харриса как лучшего актера второго плана. Фильм получил награду BAFTA за лучшее художественное оформление, оригинальный сценарий, режиссуру, а номинировался за лучшую операторскую работу, спецэффекты, актера второго плана (Эд Харрис) и как лучший фильм. Картина получила «Золотой глобус» за лучшую музыку, актера (Кэрри), а также номинации за лучшую режиссуру, фильм и сценарий. Картина была награждена призом «Золотой сателлит» за лучшее художественное оформление. MTV вручило свой приз Джиму Кэрри, как лучшему актеру, а также номинировало фильм как лучший фильм года. На международном кинофестивале в Валльядолиде картина номинировалась на главный приз «Golden Spike». Также картина получила множество других призов по всему миру. При бюджете в 60 миллионов долларов картина в мировом прокате собрала 240 миллионов и еще 56, 5 миллионов выручила за право использования на территории США.