Энциклопедия фильмов ужасов и фантастики  Энциклопедия советского кино

Online-кинотеатр Классика мирового кинематографа

Twelve Monkeys

«ДВЕНАДЦАТЬ ОБЕЗЬЯН»
(Twelve Monkeys)

США, 1995, 129 мин., «Atlas Entertainment/Universal»
Режиссер Терри Гиллиам, композитор Пол Букмейстер
В ролях Брюс Уиллис, Мадлен Стоу, Брэд Питт, Кристофер Пламмер, Билл Рэймонд, Дэвид Морс

Мрачная история начинается в 2035 году, когда смертельный вирус буквально опустошает Землю. По руинам городов бродят только дикие звери. Немногие уцелевшие прячутся в подземельях и, боясь заразиться, постоянно носят странного вида защитные костюмы из пластика. Но, поскольку так долго продолжаться не может, решают отправить в рискованное путешествие в прошлое опасного преступника Джеймса Коула, который должен обнаружить и устранить причины катастрофы. Коул оказывается в 1990 году в психиатрической больнице, где рассказывает, что в 1997 году от смертельного вируса погибнут пять миллиардов человек, а оставшиеся в живых покинут поверхность Земли, и вновь животные станут хозяевами мира. Ему, конечно, не верят, а между тем Коул ничего не придумал: на самом деле он добровольно перенесся из будущего. Досадная ошибка помешала ему оказаться в необходимом 1996 году, и он попадает в 1990, где знакомится с психиатром Катрин Рейли, которая внимательно выслушивает его и решает проверить рассказ коула. Но телефонный разговор, на котором настаивает Коул, ни к чему не приводит, так как информация, которой он располагает, была рассчитана именно на 1996 год, то совсем не тот человек поднимает трубку. В лечебнице Коул знакомится со странным молодым человеком по имени Джеффри Гоинс, помешавшимся сыном известного ученого. Тот разглагольствует о свободе воли и внимательно выслушивает рассказ Коула. И, тем не менее, свободолюбивому посланнику удается бежать из психиатрической лечебницы и покинуть неправильный год. Теперь его засылают именно в 1996 год, где он быстро разыскивает Рейли, ставшую за шесть лет доктором психиатрии. У Коула нет другого выхода: захватив единственную женщину, которую он знает в новом мире, в качестве заложницы, он, раненый, отправляется на поиски следов террористической организации «Армия двенадцати обезьян», которая, по мнению людей будущего, и послужила причиной апокалипсиса. Неожиданно он встречает Гоинса, который живет двойной жизнью. С одной стороны он трудолюбивый помощник своего отца, с другой-тот самый лидер «Армии двенадцати обезьян», который выпустит на волю смертоносный вирус из лаборатории своего отца, воспользовавшись идеей, поданной ему Коулом в 1990 году. На протяжении всего фильма Коулу предстоит преодолеть целый лабиринт различных времен и миров, тюрем и психбольниц, и, в конце концов, понять, что именно он сам является центральной трагической фигурой, ключом к борьбе с Армагеддоном. И не случайно для этой миссии выбор пал на него…
Фильм снят на основе сценария Криса Маркера, снявшего в 1963 году получасовой черно-белый фильм «La Jetee», состоящий из серии апокалиптических фотографий и являющийся непревзойденным научно-фантастическим видением. Он рассказывает о последствиях ядерной войны и жизни в подземельях оставшихся в живых жителей Парижа. В нем герой в своих снах путешествует во времени и возвращается в детство к одному и тому же лицу, которое он увидел в аэропорту Орли. Сюда следует добавить глубину мысли, многослойность и мрачный тон адаптации. Картина номинировалсь на «Оскар» за лучшего актера второго плана (Брэд Питт) и костюмы. На Берлинском международном кинофестивале картина номинировалась на Золотого медведя, но заняла третье место. Брэд Питт получил «Золотой глобус» как лучший актер второго плана. Академия фантастических фильмов, фэнтази и фильмов ужасов США вручила картине свой приз «Сатурн» за лучшие костюмы, актера второго плана (Питт) и как лучшему фантастическому фильму года, а номинировала за лучший сценарий, режиссуру, актера и актрису (Уиллис и Стоу). Сценарий помогал писать Дэвид Уэбб Пиплз («Как мы остановили войну», 1969; «День после Троицы», 1980; «Доктор Дракула», 1981; «Бегущий по лезвию бритвы», 1982; «Леди-ястреб», 1985; «Кровь героев», 1988; «Левиафан», 1989; «Непрощенный», 1992; «Солдат», 1998). А оператором выступил такой монстр, как Роджер Пратт («Монти Питон и святой Грааль», 1975; «Жизнь мозга», 1979; «Бразилия», 1985; «Мона Лиза», 1986; «Приключения барона Мюнхгаузена», 1988; «Бэтмен», 1989; «Король-рыбак», 1991; «Год кометы», 1992; «Франкенштейн», 1994; «Гарри Поттер и секретная комната», 2002). Мораль картины: когда вернетесь в прошлое, никому не говорите, что вы прибыли из будущего. Иначе вас или упекут в тюрьму, или выбьют эту дурь из головы, или посадят в психиатрическую лечебницу. Режиссер снова обратился к темам, которые исследовал в картинах «Бразилия» (1985) и «Король-рыбак» (1991): терроризм, путешествие во времени, древнее пророчество, тирания науки, тюремное заключение и узкая грань между здравомыслием и безумием. Обратите внимание на множество заимствований из картин Альфреда Хичкока и фильма «Головокружение» (1958), в частности. При бюджете в 29 миллионов долларов картина в мировом прокате собрала 167 миллионов и еще 26 миллионов выручила за право использования на территории США. Оценка 3 балла.

Online-кинотеатр Классика мирового кинематографа