Twelve Monkeys  Twelve Monkeys  Twelve Monkeys  Twelve Monkeys  Twelve Monkeys  Twelve Monkeys  Twelve Monkeys  Twelve Monkeys  Twelve Monkeys  Twelve Monkeys


Twelve Monkeys

«ДВЕНАДЦАТЬ ОБЕЗЬЯН»
(Twelve Monkeys)

США, 1995, 129 мин., «Atlas Entertainment/Universal»
Режиссер Терри Гиллиам, композитор Пол Букмейстер
В ролях Брюс Уиллис, Мадлен Стоу, Брэд Питт, Кристофер Пламмер, Билл Рэймонд, Дэвид Морс

Мрачная история начинается в 2035 году, когда смертельный вирус буквально опустошает Землю. По руинам городов бродят только дикие звери. Немногие уцелевшие прячутся в подземельях и, боясь заразиться, постоянно носят странного вида защитные костюмы из пластика. Но, поскольку так долго продолжаться не может, решают отправить в рискованное путешествие в прошлое опасного преступника Джеймса Коула, который должен обнаружить и устранить причины катастрофы. Коул оказывается в 1990 году в психиатрической больнице, где рассказывает, что в 1997 году от смертельного вируса погибнут пять миллиардов человек, а оставшиеся в живых покинут поверхность Земли, и вновь животные станут хозяевами мира. Ему, конечно, не верят, а между тем Коул ничего не придумал: на самом деле он добровольно перенесся из будущего. Досадная ошибка помешала ему оказаться в необходимом 1996 году, и он попадает в 1990, где знакомится с психиатром Катрин Рейли, которая внимательно выслушивает его и решает проверить рассказ коула. Но телефонный разговор, на котором настаивает Коул, ни к чему не приводит, так как информация, которой он располагает, была рассчитана именно на 1996 год, то совсем не тот человек поднимает трубку. В лечебнице Коул знакомится со странным молодым человеком по имени Джеффри Гоинс, помешавшимся сыном известного ученого. Тот разглагольствует о свободе воли и внимательно выслушивает рассказ Коула. И, тем не менее, свободолюбивому посланнику удается бежать из психиатрической лечебницы и покинуть неправильный год. Теперь его засылают именно в 1996 год, где он быстро разыскивает Рейли, ставшую за шесть лет доктором психиатрии. У Коула нет другого выхода: захватив единственную женщину, которую он знает в новом мире, в качестве заложницы, он, раненый, отправляется на поиски следов террористической организации «Армия двенадцати обезьян», которая, по мнению людей будущего, и послужила причиной апокалипсиса. Неожиданно он встречает Гоинса, который живет двойной жизнью. С одной стороны он трудолюбивый помощник своего отца, с другой-тот самый лидер «Армии двенадцати обезьян», который выпустит на волю смертоносный вирус из лаборатории своего отца, воспользовавшись идеей, поданной ему Коулом в 1990 году. На протяжении всего фильма Коулу предстоит преодолеть целый лабиринт различных времен и миров, тюрем и психбольниц, и, в конце концов, понять, что именно он сам является центральной трагической фигурой, ключом к борьбе с Армагеддоном. И не случайно для этой миссии выбор пал на него…
Фильм снят на основе сценария Криса Маркера, снявшего в 1963 году получасовой черно-белый фильм «La Jetee», состоящий из серии апокалиптических фотографий и являющийся непревзойденным научно-фантастическим видением. Он рассказывает о последствиях ядерной войны и жизни в подземельях оставшихся в живых жителей Парижа. В нем герой в своих снах путешествует во времени и возвращается в детство к одному и тому же лицу, которое он увидел в аэропорту Орли. Сюда следует добавить глубину мысли, многослойность и мрачный тон адаптации. Картина номинировалсь на «Оскар» за лучшего актера второго плана (Брэд Питт) и костюмы. На Берлинском международном кинофестивале картина номинировалась на Золотого медведя, но заняла третье место. Брэд Питт получил «Золотой глобус» как лучший актер второго плана. Академия фантастических фильмов, фэнтази и фильмов ужасов США вручила картине свой приз «Сатурн» за лучшие костюмы, актера второго плана (Питт) и как лучшему фантастическому фильму года, а номинировала за лучший сценарий, режиссуру, актера и актрису (Уиллис и Стоу). Сценарий помогал писать Дэвид Уэбб Пиплз («Как мы остановили войну», 1969; «День после Троицы», 1980; «Доктор Дракула», 1981; «Бегущий по лезвию бритвы», 1982; «Леди-ястреб», 1985; «Кровь героев», 1988; «Левиафан», 1989; «Непрощенный», 1992; «Солдат», 1998). А оператором выступил такой монстр, как Роджер Пратт («Монти Питон и святой Грааль», 1975; «Жизнь мозга», 1979; «Бразилия», 1985; «Мона Лиза», 1986; «Приключения барона Мюнхгаузена», 1988; «Бэтмен», 1989; «Король-рыбак», 1991; «Год кометы», 1992; «Франкенштейн», 1994; «Гарри Поттер и секретная комната», 2002). Мораль картины: когда вернетесь в прошлое, никому не говорите, что вы прибыли из будущего. Иначе вас или упекут в тюрьму, или выбьют эту дурь из головы, или посадят в психиатрическую лечебницу. Режиссер снова обратился к темам, которые исследовал в картинах «Бразилия» (1985) и «Король-рыбак» (1991): терроризм, путешествие во времени, древнее пророчество, тирания науки, тюремное заключение и узкая грань между здравомыслием и безумием. Обратите внимание на множество заимствований из картин Альфреда Хичкока и фильма «Головокружение» (1958), в частности. При бюджете в 29 миллионов долларов картина в мировом прокате собрала 167 миллионов и еще 26 миллионов выручила за право использования на территории США. Оценка 3 балла.