Энциклопедия фильмов ужасов и фантастики  Энциклопедия советского кино

Online-кинотеатр Классика мирового кинематографа

Ultimo tango a Parigi

«ПОСЛЕДНЕЕ ТАНГО В ПАРИЖЕ»
(Ultimo tango a Parigi)

Франция-Италия, 1973, 136 мин., «United Artists»
Режиссер и сценарист Бернардо Бертолуччи, композитор Гато Барбьери
В ролях Мария Шнайдер, Марлон Брандо, Мария Мики, Джованна Галлетти, Катерина Аллегре

Однажды молодая парижанка Жанна знакомится с таинственным американцем средних лет Полом. Тот рассказывает ей, что его жена недавно покончила жизнь самоубийством, поэтому у него сейчас очень большое горе. Неожиданно между столь разными людьми пробегает искра страсти, которая перерастает в бурный сексуальный роман. Любовники не говорят друг другу своих имен, и просто встречаются для занятий сексом на съемной квартире. Но у Жанны есть жених Том, за которого она вскоре собирается выйти замуж. Постепенно занятия сексом между странными любовниками перерастают в садомазохистские игры, и Жанна оказывается на перепутье: продолжать эти необычные отношения с Полом или бросить его ради молодого и привлекательного, но пустоголового Тома…
Фильм, сломавший карьеру и всю жизнь Марии Шнайдер (1952-2011), позднее снявшейся в фильмах «Профессия: репортер» (1975), «Сиделка» (1975), «Ненависть» (1980), «Мама Дракулы» (1980), «Отель Бункер-палас» (1989). Большую часть своих диалогов Марлон Брандо сымпровизировал, так как чувствовал, что написанное в сценарии не соответствует его стилю, образу и репутации. Идея фильма пришла в голову самому Бертолуччи, мечтавшему когда-нибудь заняться любовью с обыкновенной женщиной, повстречавшейся на улице, даже не знакомясь с ней. Первоначальный вариант картины длился более четырех часов. После выхода этого фильма в прокат (с порно-рейтингом Х) суд Болоньи лишил Бернардо Бертолуччи всех гражданских прав (в том числе права голосовать) на пять лет. Актер Жан-Пьер Лео («Четыреста ударов», 1959; «Уик-энд», 1967), сыгравший роль жениха Жанны по имени Том, так уважительно относился к заморской кинозвезде Брандо, что боялся встречаться с ним. Поэтому все свои сцены он снимал по субботам, когда Брандо отказывался работать. В результате два актера так никогда и не встретились на съемочной площадке в течение всего фильма. Когда Марлон Брандо в первый день прибыл на съемочную площадку, на нем был сантиметровый слой грима. Увидев его, оператор Витторио Сторато и Бертолуччи были просто шокированы, как и сам актер, не понимавший, как можно снимать при естественном освещении с минимальным добавлением искусственного света. В результате Бертолуччи попросил Брандо стереть грим носовым платком. Ингмар Бергман заметил, что фильм вызывает такие чувства, словно он повествует о двух гомосексуалистах. Интересно, что бы он сказал о фильме Райнера Вернера Фассбиндера «Кулачное право свободы» (1975)? На главные роли также рассматривались Жан-Луи Трентиньян и Доминик Санда. Сцена анального секса (которая поставила крест на карьере Шнайдер) не была прописана в сценарии, а в последнюю минуту была придумана Брандо и Бертолуччи, которые даже не посоветовались с актрисой. Слезы Шнайдер в этой сцене настоящие, потому что она была шокирована происходящим перед камерой. Мария Шнайдер позднее рассказывала, что временами текст Брандо был просто прилеплен к ее голому телу, так как Брандо плохо видел, да и с трудом запоминал его. Во время съемок режиссер пытался объяснить Брандо, о чем этот фильм. Позднее Брандо признавался, что он так и не понял, о чем толковал ему Бертолуччи. В автобиографии Брандо указана причина, по которой он не смог сделать свою полностью обнаженную сцену: на съемочной площадке пенис у него сморщивался до размера грецкого ореха. Картина номинировалась на «Оскар» за лучшего режиссера и актера (Брандо). Также Марлон Брандо номинировался на приз английской киноакадемии «BAFTA». Итальянская киноакадемия вручила Марии Шнайдер специальный приз «David di Donatello» (также за роль в фильме «Дорогие родители», 1973). Музыка Гато Барбьери номинировалась на премию «Грэмми». Также фильм номинировался на «Золотой глобус» за лучшую режиссуру и как лучший фильм года. При бюджете в 1, 3 миллиона долларов картина в мировом прокате собрала 97 миллионов и еще 37 миллионов выручила за право использования во всем мире. Оценка 3 балла.

Online-кинотеатр Классика мирового кинематографа