Энциклопедия фильмов ужасов и фантастики  Энциклопедия советского кино

Online-кинотеатр Классика мирового кинематографа

Der Untergang

«БУНКЕР»
(Der Untergang)

Германия-Италия-Австрия, 2004, 156 мин., «Constantin Film Produktion/Norddeutscher Rundfunk»
Режиссер Оливер Хиршбигель, композитор Стефан Захариас
В ролях Бруно Ганц, Александра Мария Лара, Ульрих Матес, Хейно Ферч, Корина Харфух, Джулиана Келлер

Апрель 1945 года. Вторая мировая война подходит к концу. Советские войска приближаются к Берлину, в самом центре которого в подземном бункере укрылся Адольф Гитлер вместе со всем своим высшим генералитетом. Перед нами проходят последние дня жизни руководителей Третьего Рейха, свидетелем которых стала личная секретарша фюрера Траудель Юнге. После самоубийства Гитлера девушке удалось покинуть бункер, выйти из окружения и остаться в живых…
Превосходный фильм. Готовясь к съемкам, Бруно Ганц изучал пациентов, страдающих болезнью Паркинсона, в швейцарском госпитале. В руки создателей фильма попала обнаруженная в 1992 году пленка единственного «нормального» разговора Гитлера времен Второй мировой войны (с ее началом Гитлер запрещал записывать, фотографировать или снимать себя в частном порядке) с фельдмаршалом Финляндии Маннергеймом, когда Гитлер внезапно приехал на его 75-летний юбилей 4 июня 1942 года. Сотрудники финских спецслужб сделали секретную запись их разговора, в котором Гитлер 11 минут в «нормальном» тоне рассуждал о ходе войны. Эту запись также тщательно изучал Бруно Ганц, после выхода фильма в прокат заявивший, что сначала не хотел браться за роль Гитлера, но потом изменил свое мнение. Картина снята по книгам «Бункер» историка Хоакима Феста и «До последнего часа» последней личной секретарши Гитлера Траудель Юнге. На момент выхода фильма в прокат женщине было 82 года, и она долгие годы боролась с раком. Сразу после премьеры фильма киношники поспешили к ней в госпиталь, чтобы рассказать о триумфе картины. Траудель ответила, что теперь может со спокойной совестью умереть, что она и сделала несколько часов спустя. У покончившей жизнь самоубийством вместе со своим мужем Магды Геббельс в живых остался единственный сын от первого брака с промышленником Гюнтером Квандтом по имени Харальд. Он попал в плен к итальянцам в 1944 году, был выпущен на свободу в 1947 году, погиб в авиакатастрофе в 1967 году. Из 37 реальных исторических персонажей, фигурирующих в фильме, на момент его премьеры в живых оставался только телохранитель и телефонист Гитлера Рохус Миш (кроме Траудель Юнге, естественно). Интересно, что большинство уличных сцен снято в Санкт-Петербурге по той причине, что его архитектура напоминала немецкие города, и потому что большинство улиц не имело рекламных и других современных вывесок, объявлений и надписей. Большая часть речей Гитлера была подлинной, хотя и относилась к довоенным временам. Значок, который Гитлер дает Магде Геббельс, это золотой значок нацистской партии под номером 1 (хотя Гитлер не был первым членом партии). Им награждали только высших чинов партии, состоящих в ней с 1925 года. Гитлер получил его в 1933 году. Советские солдаты нашли этот значок в бункере и отдали его в КГБ. В 1996 году ФСБ призналась, что значок находится у нее, а в 2005 году выставила его в собственном музее. Но в ноябре того же года он был украден, и с тех пор его следы теряются. Сцена умерщвления детей Геббельсов произвела сильнейшее впечатление не только на зрителей, но и на самих актеров Бруно Ганца и Корину Харфух. Капсулы с цианидом во время войны большей частью изготавливались в концлагерях, где часто качественная работа саботировалась. Поэтому часто немецкие солдаты, кончавшие жизнь самоубийством с применением цианида, дополнительно выстреливали себе в голову, чтобы быть уверенными, что погибнут, если яд окажется некачественным. Именно по этой причине Гитлер сначала отравил свою любимую собаку Блонди, чтобы удостовериться, что яд действует. Бюджет фильма составил 13, 5 миллионов евро. Картина номинировалась на «Оскар» как лучший иностранный фильм, но уступила пальму первенства фильму Алехандро Аменабара «Море внутри» (2004). На международном кинофестивале в Тегеране картина получила специальный приз. Немецкая киноакадемия номинировала фильм на свой приз за лучшего актера (Ганц) и актрису второго плана (Корина Харфух и Джулиана Келер, которые сыграли Магду Геббельс и Еву Браун, соответственно). На международном кинофестивале в Мар-дель-Плате картина номинировалась на Гран-при, а получила приз за лучший сценарий. На международном кинофестивале в Санта-Барбаре Бруно Ганц получил специальный приз жюри. Оценка 3, 5 балла.

Online-кинотеатр Классика мирового кинематографа