Энциклопедия фильмов ужасов и фантастики  Энциклопедия советского кино

Online-кинотеатр Классика мирового кинематографа

Vampires

«ВАМПИРЫ»
(Vampires)

США, 1998, 108 мин., «Largo/Columbia/TriStar»
Режиссер, сценарист и композитор Джон Карпентер, сценарист и продюсер Дон Якоби, спецэффекты «KNB»
В ролях Джеймс Вудс, Дэниел Болдуин, Шерил Ли, Томас Ян Гриффит, Максимилиан Шелл

Они появляются по ночам. Армия живых мертвецов, размножающихся в огромных количествах. Они бессмертны, обладают нечеловеческой силой. Эта несокрушимая раса неземных существ имеет лишь одну цель: править человечеством. Вампиры-летающие существа с людскими характеристиками. Они пьют кровь беспомощных представителей человеческого рода, пятаясь утолить свою жажду. Только храбрец осмелится сразится с вампирами. Вооруженные до зубов охотники за вампирами под руководством Джека Кроу по заданию Ватикана путешествуют по пустыне в Новой Мексике в поисках заброшенных зданий, которые вампиры используют как притоны. Они безжалостно истребляют тварей, оставляя после них лишь пепел. Но свирепый глава клана вампиров Ян Валек настигает команду Кроу в отеле и, застав ее врасплох, убивает почти всех охотников. В живых остаются только сам Кроу, его помощник и проститутка, укушенная вампиром. Кроу понимает, что их кто-то предал, так как Валек знал имя главы охотников. Он узнает, что Валек охотится за Черным распятием, которое позволит ему появляться на солнце и таким образом сделает неотличимым от обычного человека. Вирус вампиризма заражает человека в течение пяти дней, и все это время жертва сохраняет телепатическую связь с укусившим ее вампиром. Кроу, чтобы отыскать Валека, берет укушенную проститутку с собой. До сих пор охотники за нечистью были атакующей стороной, теперь же они оказались в положении жертв. В заключении выясняется, что предателем оказался руководитель проекта в Ватикане, который хочет заключить сделку с самим Дьяволом…
Хорошая картина классика фильмов ужасов, отличающаяся некоторыми оригинальными сценами. Вампир кусает девушку не в шею, а между ног; сам глава охотников отрезает головы и вбивает колы в тела своих напарников; вампиры встают не из гробов, а из песка; на солнце вампиры не превращаются в прах, а взрываются. Много крови, жестокости, бестолковой и бессмысленной стрельбы из автоматического оружия, не причиняющей не малейшего вреда вампирам. Теперь они стали полноправными членами нашего общества. Довольно однообразными выглядят смерти вампиров: они постоянно взрываются или сгорают. Тим Бартон в своем фильме «Сонная лощина» (1999) был более изобретательным: каждый раз обезглавливание происходило по-разному. Как приятно смотреть старые фильмы про вампиров, когда они были настоящими монстрами, убивали людей, пили у них кровь, распространяли повсюду зло и их боялись. Здесь их никто не боится, они просто враги, противники в обыкновенной войне. Роль Джеймса Вудса очень похожа на персонажа Мигеля Феррера из картины «Ночной полет», вышедшей в том же году. Бюджет фильма составил 20 миллионов долларов, и именно эту сумму картина собрала в прокате США. Довольно своеобразный взгляд на римскую католическую церковь: оказывается, она была заинтересована в создании расы вампиров в 13 веке. Добавлен взгляд на гомосексуализм и опасность нашествия СПИДа. Вообще есть два типа вампиров. Сверхъестественные и научные. Первые инспирированы классическим произведением Брэма Стокера. Они конфликтуют с Богом, им можно причинить боль крестом или святой водой. Они не переносят дневной свет. Они боятся чеснока и текущей воды. Они не могут войти к вам в дом, если вы их не пригласите. Научный подход к вампиризму трактуется как болезнь. Им просто срочно необходима кровь, как источник пропитания. Это как наркотическая или алкогольная зависимость. Вампир просто ничего не может с собой поделать. Ему срочно нужно выпить…крови. Первоначально в режиссерское кресло должен был сесть Расселл Малкахи, а главную роль исполнить Дольф Лундгрен. Вместо этого они предпочли проект «Под прицелом» (1996). Прямо перед началом съемок продюсеры урезали бюджет на 70%, в результате чего разгневанным киношникам пришлось срочно переписывать сюжет, чтобы уложиться в новую сумму. Автор романа Джон Стикли рассказывал, что в результате в его фильм вошло множество его диалогов, но сюжет был абсолютно другим. У Катрины на спине такая же татуировка змеи, что была на груди Снейка Плискена в исполнении Курта Расселла в картинах «Бегство из Нью-Йорка» (1981) и «Бегство из Лос-Анджелеса» (1996). Картина имеет очень похожий сюжет с фильмом «Блейд», вышедшим в том же 1998 году. В обоих фильмах есть охотник на вампиров, в обоих вампиры пытаются закончить магический ритуал, который позволит оставаться им на свету, в обоих есть героиня, постепенно превращающаяся в вампиршу. Наконец, в обоих фильмах снялся актер Тим Гвини («Смелость под огнем», 1996; «Пришелец», 2001; «Железный человек», 2008). Интересно, что перед съемками этого фильма Карпентер хотел уйти из кинематографа, так как «он перестал приносить удовольствие», но именно «Вампиры» заставили его остаться. Джеймс Вудс имеет репутацию актера, с которым трудно работать, но Карпентеру удалось с ним поладить. Дело в том, что они заключили сделку: одну сцену Карпентер снимает так, как написано в сценарии, а вторую сцену Вудсу позволяется импровизировать. И Карпентер об этом не пожалел, ибо многие предложения Вудса были превосходными. Джеймс Вудс согласился на роль, так как она была очень необычной для его устоявшегося амплуа. Это последний фильм режиссера для студии «20th Century». Карпентер считает этот фильм больше вестерном, чем фильмов ужасов. Это единственный коммерчески успешный фильм Карпентера в 90-х годах. Академия фантастических фильмов, фэнтази и фильмов ужасов США вручила картине свой приз «Сатурн» за лучший грим, музыку и актера (Вудс), а номинировала за лучшую актрису второго плана (Ли) и как лучший фильм ужасов года. Оценка 3 балла.

Online-кинотеатр Классика мирового кинематографа