Vera Cruz  Vera Cruz  Vera Cruz  Vera Cruz  Vera Cruz  Vera Cruz  Vera Cruz  Vera Cruz  Vera Cruz  Vera Cruz  Vera Cruz  Vera Cruz  Vera Cruz  Vera Cruz  Vera Cruz  Vera Cruz  Vera Cruz  Vera Cruz  Vera Cruz  Vera Cruz  Vera Cruz  Vera Cruz  Vera Cruz  Vera Cruz  Vera Cruz  Vera Cruz  Vera Cruz  Vera Cruz  Vera Cruz  Vera Cruz  Vera Cruz  Vera Cruz  Vera Cruz  Vera Cruz  Vera Cruz  Vera Cruz  Vera Cruz  Vera Cruz  Vera Cruz  Vera Cruz  Vera Cruz  Vera Cruz


Vera Cruz

«ВЕРА КРУС»
(Vera Cruz)

США, 1954, 94 мин., «Flora Productions/Hecht-Lancaster Productions»
Режиссер Роберт Олдрич, композитор Уго Фридхофер
В ролях Берт Ланкастер, Денис Дарсель, Гари Купер, Эрнест Борнайн, Сезар Ромеро, Джордж Макриди, Чарльз Бронсон

1866 год. После окончания Гражданской войны в США мексиканский народ ведет борьбу за освобождение из-под власти австрийского императора Максимилиана. Нередко бывает, что американцы так или иначе вмешиваются в конфликт. Два авантюриста-Бенджамин Трэйн, полковник армии южан, разоренный войной, и Джо Эрин, циник и эгоист, главарь банды бесшабашных наемников-за деньги получают от адъютанта императора маркиза де Лабордера задание возглавить воинский отряд и сопроводить в порт Вера Крус любовницу маркиза графиню Мари Дюварр. По дороге американцы обнаруживают, что ее карета набита сундуками, где хранятся огромные запасы золотых монет. Эти деньги-3 миллиона долларов-предназначены для того, чтобы нанять в Европе войска для императора. Однако графиня намерена их присвоить. В Вера Крусе ее ждет корабль. Графиня предлагает Трэйну и Эрину вступить с ней в долю: каждый получит треть от общей суммы. По дороге в порт конвой дважды безуспешно атакуют повстанцы-хуаристы. Графиня платит капитану, который должен взять ее на борт, и не скрывает, что собирается отплыть одна. Но появляется Эрин, довольно жестко давит на нее, и она соглашается поделить с ним добычу пополам, минуя Трэйна. Солдаты маркиза догадываются об афере и уносят золото. Трэйн, Эрин и его люди гонятся за ними, но находят лишь пустую карету. Маркиз провел ловкий обманный маневр и надежно спрятал деньги в форте. Тогда Трэйн предлагает лидеру повстанцев генералу Рамиресу помочь им отбить золото за вознаграждение в 100 000 долларов. Начинается штурм форта. Повстанцы сражаются с отвагой, которая восхищает Трэйна. Они одерживают победу. Маркиз пытается сбежать с золотом, но его убивают. Эрин намерен оставить все сокровище себе. Однако Трэйн, напротив, хочет выполнить договоренность с Рамиресом. Для этого ему приходится убить Эрина на дуэли…
За год (с июля 1954-го по май 1955) Роберт Олдрич выпускает в Америке три фильма, три ослепительных шедевра: «Апачи», «Вера Крус» и «Поцелуй меня до смерти»-и шумно врывается в историю кинематографа. Эта лента может показаться наименее выдающейся из этих трех картин, но не становится от этого менее личной. В ней есть веселый пессимизм, юмор и разрушительная жизненная сила-все, что неотделимо от внутреннего мира Олдрича. Здесь все обманывают всех-или, по крайней мере, пытаются; и ничто не в силах устоять перед повсеместной хитростью, алчностью, эгоизмом каждого персонажа: ни дружба, ни любовь, ни верность, ни честь. В финале «джентльменский» поступок героя Гари Купера (который между тем далеко не всегда ведет себя по-джентльменски) позволяет завершить фильм хэппи-эндом-оккупацией (под властью Максимилиана Первого, императора из рода Габсбургов, посаженного на трон Наполеоном Третьим, Мексика находилась с 1864-го по 1867 год; его сыграл 54-летний актер Джордж Макриди, хотя сам Максимилиан умер в 34-летнем возрасте), впрочем, довольно горьким. Впервые получив в распоряжение большой бюджет, Олдрич максимально использует возможности невезучего широкоэкранного формата и не раз выводит действие в обширные пространства, где насколько хватает глаз толпятся статисты-то на бал (снятый в роскошном дворце Чапультепека), то на бастионы вокруг большой площади, то просто-напросто на склон холма. Актерская игра, как и всегда у Олдрича, весьма колоритна как в крупных, так и в небольших ролях. Противостояние Купера и Ланкастера оборачивается в пользу Ланкастера, чья ослепительно белоснежная улыбка доминирует в этой энергичной и нигилистской картине. Во время обеденного перерыва Бронсон и Борнайн решили сходить за сигаретами в близлежащий городок. Они отправились туда на конях, в костюмах и с оружием. По дороге их остановил грузовик с вооруженными федеральными агентами, принявшими их за бандитов и взявшими на мушку. Это один из первых высокобюджетных голливудских фильмов, снятых в Мексике. Правда, местные власти были очень недовольны тем, как мексиканцы изображены в картине, поэтому настояли на том, чтобы в работе над картиной «Великолепная семерка» (1960) принимали участие их цензоры (по этой причине местные крестьяне в картине одеты в чистую белую одежду). Гари Купер принимал так много лекарств, что был импотентом во время съемок. Ему не нравилось работать с испанской актрисой Сарой Монтиель (сыгравшей Нину) также по той причине, что «он нее дурно пахнет, и она никогда не моет свои волосы». При бюджете в 1, 7 миллионов долларов картина в прокате США собрала более 11 миллионов, став одной из самых успешных в истории продюсерской компании Берта Ланкастера. Оценка 3 балла.