Энциклопедия фильмов ужасов и фантастики  Энциклопедия советского кино

Online-кинотеатр Классика мирового кинематографа

ВИЙ

«ВИЙ»

СССР, 1967, 72 мин., «Мосфильм»
Режиссеры и сценаристы Константин Ершов и Георгий Кропачев по Николаю Гоголю, спецэффекты Александр Птушко, композитор Карен Хачатурян
В ролях Леонид Куравлев, Наталья Варлей, Алексей Глазырин

В начале 19 века группа семинаристов отбывает из Киевского монастыря на каникулы по домам. Хому и троих его товарищей посреди степи застает ночь. Они видят одинокую ферму, где просят ночлег. Их встречает уродливая старуха. Она внимательно смотрит на Хому и отправляет его спать в амбар. Ночью она входит к нему и хочет заняться с ним любовью. Хома отталкивает ее, но старуха влезает на него, как на лошадь. Хома понимает, что дело здесь нечисто и пытается убежать. Старуха падает на землю, и Хома начинает с ожесточением ее бить. Но прямо на его глазах старая карга превращается в молоденькую девушку. В испуге Хома убегает. Он отправляется назад в семинарию, где его ждет ректор. У него есть для него поручение. Умирает дочь одного из богатейших помещиков. Она возвратилась домой с сильными телесными повреждениями и попросила, чтобы именно Хома прочитал над ней молитву. Хома вынужден отправиться на ферму. Но он прибывает слишком поздно: девушка умирает. Но ее отец, тем не менее, хочет, чтобы Хома три ночи подряд читал над ее телом заупокойную молитву. Когда Хома видит труп девушки, то приходит в ужас. Это та девушка, в которую превратилась уродливая старуха. Его запирают в церкви на ночь вместе с гробом. Страх закрадывается в его душу, когда Хома видит слезы, превращающиеся в кровь, текущие из глаз девушки. Черный кот медленно подходит к гробу. Свечи моментально потухают, как только он подносит к ним спичку. В конце концов, труп девушки встает из гроба. Хома чертит вокруг себя мелом круг, чтобы защититься от ведьмы. Это помогает. С рассветом все приходит в норму. Следующей ночью кошмары продолжаются, но принимают более агрессивные формы. Гроб начинает летать по церкви, пытаясь проникнуть за очереченную линию, где находится обезумевший Хома. Утром Хома обнаруживает, что его волосы стали седыми. Он идет к отцу девушки и говорит, что она ведьма. Он хочет покинуть ферму, но отец настаивает, чтобы Хома отслужил молебень еще одну ночь. Он пытается убежать, но люди помещика ловят его и приводят обратно. Третья ночь превращается в наиболее страшный кошмар. Ведьма проклинает его, из стен церкви появляются всевозможные монстры, демоны, гоблины, вампиры-летучие мыши, скелеты, зомби, страшные уроды и животные. Апофеозом всего становится клич: «Позовите Вия!!!» Появляется ужасное и огромное чудовище. «Поднимите мне веки!»-просит оно. Хома не может отвести взгляда от его глаз. Он тут же падет без чувств, и утром его находят мертвым. А девушка снова превращается в старую каргу, которую мы видели в начале фильма…
Первый советский фильм ужасов. Народный артист СССР Александр Птушко завоевал множество международных наград за картины «Золотой ключик» (1939), «Каменный цветок» (1946), «Садко» (1953), «Илья Муромец» (1956), «Сказка о царе Салтане» (1966), «Руслан и Людмила» (1972). Оценка 3 балла.

Online-кинотеатр Классика мирового кинематографа