Le voleur  Le voleur  Le voleur  Le voleur  Le voleur  Le voleur  Le voleur  Le voleur  Le voleur  Le voleur


Le voleur

«ВОР»
(Le voleur)

Франция-Италия, 1967, 120 мин., «Compania Cinematografica Champion/Les Productions Artistes Associes/Nouvelles Editions de Films»
Режиссер и сценарист Луи Малль, композитор Анри Лану
В ролях Жан-Поль Бельмондо, Женевьев Бюжол, Марлен Жобер, Мари Дюбуа, Пол Ле Персон, Жульен Гьомар

Начало двадцатого века. Молодой человек Жорж Рандаль, воспитывавшийся своим богатым дядей, покидает отчий дом без гроша в кармане. Жорж давно влюблен в дочь дяди по имени Шарлотта и намеревается на ней жениться. Но дядя без согласия дочери устраивает ее брак «по расчету» с богатым наследником огромного состояния. Расстроенный Жорж решает отомстить обидчику, ночью пробирается в его фамильный замок и крадет драгоценности. Вскоре Жорж обнаруживает, что профессия вора влечет его все сильнее и сильнее…
Отличный атмосферный фильм. На международном кинофестивале в Москве картина номинировалась на Гран-при.
Из журнала «Искусство кино». Одним авторитетным полицейским заявлено: деятельные лидеры современного преступного мира-это мужчины от 30 до 45. Те, кто моложе, еще зелены, а тс, кто старше, или слишком устали, или достаточно богаты. Такое обобщение, само собой, нисколько нс касается режиссеров. И все же заметим, что Луи Малль поставил «Вора», находясь как раз в середине этой возрастной шкалы. Фильм, однако, скорее созерцательный, чем авантюрный. Созерцательный-потому что Малль в лоб стилизует картинки конца века (прилизанный мальчик на семейном кладбище; возлюбленная, признающаяся в объятиях, что помолвлена с другим; депутат, за банкетной едой проклинающий негодное правительство). Именно к той эпохе относятся записки уголовника-анархиста, взятые за основу фильма. Введен комментирующий голос героя, и под его блатную диктовку появляются, как движущиеся фигурки часов, фигуры сообщников, старинных фраеров и полицейских. Картина могла бы стать совсем холодной, но режиссер гальванизирует ее системой парадоксов. Самый большой из парадоксов-охватывающий все остальные-это изображение допотопной методики краж и взлома. С тупым скрипом и треском вскрывает герой пузатые бюро. Поднимая недопустимый ночной грохот, он проламывает разъеденную специальной кислотой стенку примитивного сейфа и уносит добычу в саквояже скандальных размеров. Аудитория Луи Малля знает из других фильмов о технике и оснастке современного преступления столько, что показанный в «Воре» профессионал международного класса кажется ей слепым ребенком. Дважды использован парадокс «кража в краже». Придя взламывать сейф, герой застает за этим занятием собравшуюся бежать из дома жену самого банкира. Комизм в том, что она действует еще более любительским способом. А вот подставные «бродячие музыканты» отвлекают жильцов к окнам, пока герой во внутренних комнатах потрошит фамильные драгоценности. Но чу-шаги: это хозяин вернулся стащить из кошелька жены пару монет. Не моргнув глазом, герой прихватывает остальное. Спокойно парадоксальны его сообщники. Один прикрывается сутаной аббата. Вместо «не убий» он говорит: «не иди на мокрое дело». Другая-светская дама-наводчица. В вихре танцев и ухаживаний она изучает расположение комнат, окон, задвижек-чтобы получить 33 процента. Сын владельца мастерской сейфов-медвежатник, а дочь избрала ремесло шлюхи. «В ее деле экзальтация очень вредит здоровью»-вздыхает мать за семейным обедом. Малль критикует наивный капитализм и вынуждает нас любить своего героя-этого наивного врага общества. В поступках Жоржа Рандаля столько же искренности и человеческого вдохновения, сколько в бегстве Гогена на Таити. Но наши симпатии к герою лишь условны, как условен весь этот «золотой век» уголовщины. Вспоминается «Карманник» Брессона, где точность наблюдений, боль и серьезность, невзрачные лица мелких уголовников и цитаты из Достоевского производят душевное очищение. Брессон-философ, Малль-всего лишь дежурный фельетонист. Некоторую скучноватость «Вора» с лихвой искупает Жан-Поль Бельмондо. В его ужимках, в его наглых и грустных глазах-человеческий фокус этого кукольного стилизованного фильма.
«Он отрицает все, на чем покоится буржуазное общество»-кажется, эти слова кинокритика Жан-Луи Бори, выступающего на страницах еженедельника «Нувель обсерватер»-единственное суждение о фильме Луи Малля, с которым соглашаются все знатоки кино. Сценарий фильма создан Луи Маллем в содружестве с Жаном-Клодом Карьером по роману Жоржа Дарьена, изданному во Франции в 1897 году. Герой фильма Жорж Рандаль, выходец из богатой семьи, становится вором из протеста против бездушия и фарисейства буржуазного общества. Герой возвращается в лоно семьи, из которой вышел, лишь в момент предсмертной агонии ненавистного дядюшки, некогда отнявшего у него невесту-Шарлотту. На глазах у умирающего Жорж рвет завещание, по которому дядюшка хотел лишить его наследства, и тут же подделывает новое завещание в пользу Шарлотты. Дядя умирает. Теперь Жорж богат и счастлив с любимой женщиной. Казалось, можно бы остепениться. Но, в отличие от романа, где герой отказывается от воровства, фильм показывает нам вора, который решил продолжать «свое дело» из принципа-чуть ли не ради утверждения своего человеческого достоинства-как сказал сам Луи Малль в беседе с корреспондентом «Монд». Глубина и эффективность протеста героя против морали буржуазного общества по-разному оценивается критиками фильма. Если Пьер Бийар на страницах журнала «Экспресс» готов объявить произведение Луи Малля «великой чисткой всей нашей общественной жизни» («Вор»-нечто большее, чем просто хороший фильм. Это значительный фильм, знаменующий творческую зрелость одного из самых талантливых деятелей французского кино»), то уже упоминавшийся Жан-Луи Борн аттестует общественно-разоблачительное звучание фильма как явно недостаточное. «Котелок Бельмондо заслонил от кинокамеры Луи Малля мир. Эстетство убивает скептицизм».