Энциклопедия фильмов ужасов и фантастики  Энциклопедия советского кино

Online-кинотеатр Классика мирового кинематографа

What Dreams May Come

«КУДА ПРИВОДЯТ МЕЧТЫ»
(What Dreams May Come)

США, 1988, 116 мин., «Interscope Communications/Metafilmics»
Режиссер Винсент Уорд по Ричарду Матесону, композитор Майкл Кеймен
В ролях Робин Уилльямс, Анабелла Скьорра, Кьюба Гудинг, Макс Фон Сюдов

В одной американской семье в автокатастрофе погибают двое маленьких детей, Ян и Мари. Четыре года спустя такое же несчастье случается с главой семейства Крисом, который оказывается в раю. Своеобразие этого загробного мира заключается в том, что он представляет собой картины, написанные при жизни женой Криса Энни. Там царит идиллическая и беззаботная жизнь-танцы, купанья, полеты, песни, но наш герой страшно скучает по супруге. И вот до него доходит известие, что она, не выдержав таких ударов судьбы, покончила с собой. Энни попадает в ад, потому что она отказалась принять реальность того, что жизнь полна надежды и любви. Она сама создала ад, из которого никто не сможет освободить ее. Она сама убедила себя, что жизнь не стоит того, чтобы жить, и что ее судьба-вечно жить без мира, радости и довольства. Крис рад-сейчас они встретятся, но как велико его разочарование, когда он узнает, что самоубийцы попадают в ад, и обитателям рая невозможно с ними увидится. Крис не отчаивается, берет проводника, который помогает ему опуститься в глубины и пучины ада, чтобы найти Энни. Ему сообщают, что даже если он ее и найдет, то она не узнает его и не поймет-такова природа загробного мира. Крис не смущается и отправляется во все тяжкие-теперь-то терять ему уже нечего, да и торопиться некуда. Наконец, он попадает в ад: там царит противоположная картина-мрачные пейзажи, мученики, костры, схватки, пытки. Крис встречает Энни и попадает в ее реальность. Но оставаться там долго ему нельзя, так как он может потерять рассудок, и пути назад в рай уже не будет. Он говорит ей те же самые слова, которые вывели ее из кризисного состояния, когда после смерти детей она, потеряв смысл жизни, пыталась покончить жизнь самоубийством и, попав в психиатрическую больницу, подала заявление на развод. Тогда это сработало-они продолжили жить вместе. К удивлению нашего героя, сработало это и сейчас: Энни узнает Криса. Но тут возникает другая проблема: если Крис останется с ней, то сам окажется в ее положении и тоже не будет узнавать и понимать ее. Кульминация! Крис приходит в себя в раю, медленно выходит на прекрасный простор, осматривается и…слышит голос своей умершей жены. Любовь победила, и они воссоединились в райском загробном мире…
Двусмысленный фантастический фильм, не зря получивший «Оскар» за визуальные спецэффекты, но состав актеров и банальность старого как мир вопроса, с древних пор тревожащего человечество: что происходит с душой после смерти, не позволяют оценить его однозначно. Настолько шикарная работа художников, что, в самом деле, хочется очутиться в этом раю, да и ад потрясает своим оформление, особенно головами, торчащими из земли. А вот «сопливые» вставки, тревожащие героя по пути в ад, по поводу воспитания детей и кризиса семейных отношений, очень сильно приелись. Хотя нельзя не задуматься над тем, что американская пропаганда умело и настойчиво проводит в жизнь постулаты о здоровой семейной ячейке, заботливом воспитании подрастающего поколения и чувстве гордости за свою страну. Смысл картины очень прост: вечная любовь, не знающая границ и преград, деления на реальный и загробный мир. За основу авторы фильма взяли знаменитую греческую легенду об Орфее и Эвредике. Название фильма есть одна из знаменитых фраз из монолога Гамлета, начинающегося словами «Быть или не быть…». Первоначально музыку к фильму написал автор более, чем 400 саундтреков Эннио Морриконе, но она была отвергнута продюсерами и режиссером без малейших объяснений и комментариев. Художником картины был Евгений Дзанетти, а спецэффектами занимались такие компании, как «Manex Visual Effects», «Digital Domain», «CIS Hollywood» и «POP Film». Картина получила «Оскар» за лучшие спецэффекты, а номинировалась за лучшее художественное оформление. При бюджете в 85 миллионов долларов картина в мировом прокате собрала 72 миллиона и еще 23 миллиона выручила за право использования на территории США. Оценка 3 балла.

Online-кинотеатр Классика мирового кинематографа