Энциклопедия фильмов ужасов и фантастики  Энциклопедия советского кино

Online-кинотеатр Классика мирового кинематографа

While The City Sleeps

«ПОКА ГОРОД СПИТ»
(While The City Sleeps)

США, 1956, 100 мин., ч/б, «RKO»
Режиссер Фриц Ланг, композитор Хершель Бурк Гилберт
В ролях Винсент Прайс, Салли Форрест, Дана Эндрюс, Ронда Флеминг, Ида Лупино, Джордж Сандерс, Джон Бэрримор

После смерти издательского магната Эмоса Кайна, выпускавшего ежедневную газету «New York Sentinel», его сын и наследник Уолтер, напрочь лишенный журналистской хватки, с удивлением узнает, что четыре главных лица в газете, директор Марк Ловинг, главный редактор Гриффит, глава отдела фотографий Гарри Критцер и монтажер Эдвард Мобли его открыто презирают. Чтобы поднять свою личность в их глазах, он учреждает должность главного директора и предлагает им выбрать среди них наиболее подходящую кандидатуру. Он предлагает им собрать сведения об «убийце с губной помадой», который недавно убил девушку, оставив надпись на стене «Посвящается моей мамочке». Вероятно, что убийца уже совершил или собирается совершить похожие убийства. Перед своей смертью Эмос Кайн очень заинтересовался этим делом. Мобли, талантливый, но лишенный амбиций журналист, не принимает участия в этом соревновании на высокий пост. Но каждый из трех других основных претендентов, Ловинг, Гриффит и Критцер хотят завязать с Мобли близкие отношения, чтобы использовать его связи в полиции. У Мобли есть невеста, секретарша Ловинга Нэнси Лиггетт. Она просит его помочь Гриффиту, по ее мнению, самому честному из этой троицы. Мобли встречается с лейтенантом полиции Кауфманом, который рассказывает ему, что недавно была убита еще одна студентка тем же самым способом, что и первая жертва. Но Ловинг тоже не сидит сложа руки. От криминалиста Мида он получает конфиденциальную информацию: арестована консьержка дома, где проживала первая жертва. Поэтому Ловинг считает, что пока он опережает своих соперников. Но эта информация не получает своего официального подтверждения. Тем временем Мобли рассказывает Гриффиту о второй жертве. Следуя журналистской этике и должностной субординации, Гриффит докладывает об этом Ловингу. В своей колонке вечернего выпуска Мобли решает нарисовать портрет предполагаемого преступника. Он описывает его молодым и сильным человеком, любящим комиксы, рассказывающие о преступлениях, имеющим проблемы со своей матерью и подвергающимся презрению со стороны женщин. Преступник запоминает свои «приметы». Мобли делает все возможное, чтобы вывести убийцу из себя и заставить его ошибиться. Он просит Нэнси, чтобы она послужила приманкой для маньяка. Ловинг также хочет заполучить в свои сторонники Мобли, для чего посылает свою любовницу, журналистку Милдред Доннер, чтобы она соблазнила его. Она приглашает Мобли на вечеринку, но все ее усилия пропадают даром. Мобли практически не пьет и вскоре уезжает. Тем не менее, это вызывает ревность со стороны Нэнси. Третий претендент на заветную должность, Гарри Критцер, ведет себя на удивление пассивно по сравнению с Гриффитом и Ловингом. Он является любовником и протеже супруги Уолтера Кайна Дороти, поэтому считает свои козыри намного сильнее, чем у его коллег. Тем временем Ловинг с помощью информации, полученной от Гриффита, заключает выгодный контракт с кабельным телевидением и считает, что его шансы поднялись. Он практически уверен в победе. Взбешенная предполагаемым романом между Мобли и Милдред, Нэнси отказывается играть приманку для маньяка. Но слишком поздно: маньяк преследует ее. Он выслеживает ее квартиру, расположенную на той же лестничной площадке, где Критцер обычно встречается с Дороти. Подражая голосу Мобли, он просит Нэнси открыть дверь. Но та рассержена на своего жениха и не открывает. Взбешенный убийца врывается в квартиру Критцера, где находится только что пришедшая Дороти. Он нападает на нее и пытается задушить. Но Дороти защищается как лев и ей удается выскочить в квартиру Нэнси. Убийца следует за ней. Из окна комнаты Нэнси замечает идущих по улице Мобли и лейтенанта Кауфмана. Те бросаются в погоню за маньяком и после долгого преследования в туннелях метро арестовывают его. Гриффит, узнав об аресте преступника от Мобли, уже предвкушает оглушительную победу, в спешке готовя специальный выпуск. Чтобы сделать его более достоверным, он хочет найти женщину, на которую напал убийца. Он отправляет Милдред на поиски этой женщины, то есть Дороти. Милдред сталкивается с Критцером и Дороти, выходящими из квартиры Нэнси. Втроем они разрабатывают план, по которому вожделенный пост должен будет занять…Критцер. Узнав об этом, Мобли с отвращением выходит из игры. Он отправляется вместе с Нэнси в путешествие во Флориду. Из газет он узнает, что Уолтер Кайн изменил свое решение. Гриффит был назначен главным редактором, Милдред стала личным секретарем Кайна, Критцер стал посыльным по особым поручениям Кайна, а сам Мобли стал выпускающим редактором газеты…
Предпоследний американский фильм Фрица Ланга. По общему мнению, его лучший фильм. Был использован один из самых изощренных сценариев в карьере режиссера. Представлена обширная панорама американского общества, основанная на его взгляде на конкуренцию и преступность. Ланг использовал похожую полицейскую интригу в своем предыдущем фильме «Поцелуй меня насмерть», вышедшим годом ранее. Новизна сюжета состоит в том, что не показано ни однозначно хороших героев, ни однозначных злодеев. Фриц Ланг снова продемонстрировал свой любимый постулат, что в человеке свободно могут уживаться как отрицательная половина, так и положительная. А жестокость и беспощадность конкуренции сводит любую личность к одному уровню развития. Поэтому преступник, которого неистово ищут журналисты, чтобы занять вожделенный пост, становится не только их жертвой, но и их собственным зеркальным отражением. Язвительная сатира на средства массовой информации приводит к тому, что убийца, в конце концов, кажется более симпатичным, чем кучка карьеристов. Великолепная игра актеров и превосходная постановка. Начало фильма, когда показывают убийцу-курьера, который блокирует дверь свои жертвам, когда они хотят войти к себе домой, зачарованные просьбой «Позовите маму!», просто потрясающее. Хотя Ховард Дафф и Ида Лупино были супругами в реальной жизни, в этом фильме у них нет совместных сцен. Оценка 3 балла.

Online-кинотеатр Классика мирового кинематографа