Энциклопедия фильмов ужасов и фантастики  Энциклопедия советского кино

Online-кинотеатр Классика мирового кинематографа


«ВОДОВОРОТ»
(Whirpool)

США, 1949, 97 мин., ч/б, «20th Century Fox»
Режиссер и продюсер Отто Премингер, композитор Дэвид Раскин
В ролях Джин Тирни, Хосе Феррер, Ричард Конте, Чарльз Бикфорд, Барбара О’Нил, Эдуард Франц

Лос-Анджелес. Клептоманка Энн Саттон, жена известного психоаналитика, поймана во время попытки украсть товар в универсаме. Дэвид Корво, обладающий познаниями в психологии, вытаскивает ее из этого неприятного положения, сказав директору магазина, что тот делает своему универсаму плохую рекламу арестом богатой клиентки. Энн возвращается к своему мужу. Тот считает ее совершенно здоровой и не замечает всех психических отклонений, которыми она страдает. Корво снова встречается с Энн, и та становится его пациенткой. Он вылечивает ее от бессонницы, приказывая под гипнозом спать ровно одиннадцать часов в сутки. Некоторое время спустя, находясь под гипнозом, Энн ночью лезет в картотеку своего мужа, где хранятся истории болезни его клиентов. Энн берет карту на имя бывшей любовницы Корво Терезы Рандольф, а потом отправляется в шикарный дом Терезы и прячет карту в гардеробе. Некоторое время спустя, придя в себя, она видит, что находится в незнакомом доме и обнаруживает труп Терезы. На шее задушенной повязан ее собственный платок. Прибывает полиция и обвиняет Энн в убийстве. Все улики свидетельствуют против нее. Видимо, она совершила это преступление, находясь в помутненном состоянии рассудка. Ее муж ошеломлен разворачивающимися событиями. Он узнает от полицейского Колтона, который расследует это дело, что Тереза требовала от Корво уплаты долга в размере шестидесяти тысяч долларов. Саттон и Колтон направляются в госпиталь, где Корво оперирует женщину. Он не может доказать свое алиби. История болезни Терезы остается ненайденной. Энн упрекает своего мужа за то, что тот не смог разглядеть ее психических отклонений. Оказывается, их источником являлся ее собственный отец. Хотя он и был миллионером, но никогда не давал ей того, чего она хотела. Именно с детства Энн начала воровать. Саттон пытается распутать сложную ситуацию, в которую попала его жена. Он понимает, что она отправилась к Терезе под гипнозом. Вскоре он убеждается, что Корво мог загипнотизировать сам себя, выйти из клиники, пойти и убить Терезу. Действительно, следующей ночью Корво гипнотизирует себя с помощью лампы и зеркала и направляется в дом Терезы, чтобы забрать записи, в которых упоминается о смертельных угрозах со стороны Корво. В этот момент Энн, Саттон и Колтон входят в дом погибшей. Корво прячется. Саттон на месте преступления пытается разбудить память своей жены. Он понимает, что это его собственная слепота, его желание, чтобы она с самого начала жила не как богатая наследница, а как супруга бедного врача, оживили ее воспоминания. Понемногу Энн вспоминает, куда она спрятала историю болезни Терезы. Воспользовавшись тем, что Саттон и Колтон ищут ее в соседней комнате, Корво появляется с револьвером в руке, и заставляет Энн увести двух людей на второй этаж. Но Энн удается подать им знак, что Корво находится здесь. Корво падает и разряжает револьвер прямо в себя. Колтон констатирует его смерть и вызывает скорую помощь…
Второй из четырех фильмов Отто Премингера с Джин Тирни в главной роли. Изощренная вариация на тему треугольника героев, близкая к другой картине режиссера «Лаура» (1944). Этот мистический рассказ основывается на контрасте между разными точками зрения, которые имеют два человека на одну и ту же женщину. Цинизм и пессимизм Премингера показывает здесь, что любовь слепа, а злоба видит более далеко и более ясно, чем любовь. Хосе Феррер, человек, для которого не существует ни веры, ни закона, хочет помочь Джин Тирни, понимая все ее внутренние терзания и мучения. В то время, как ее муж-специалист, не может их ни увидеть, ни распознать. Это триумф мистического кино, которое находит баланс между персонажами так же умело, как между персонажами и зрителями. Чтобы придать достоверности, привлекательности и естественности интриге, более искусственной, чем в «Лауре», Отто Премингер мастерски использовал весь свой талант постановщика. Движения камеры подчеркивают нахождение персонажей в декорациях, словно в спокойной, но таящей опасность воде. Нежные контрасты между тенями и светом иногда демонстрируют лица героев в прозрачности аквариума. Режиссер использовал это, чтобы подчеркнуть личные переживания персонажей, и особенно, своей героини, которая является главным движущим стержнем всей истории. Обратите внимание на то, как похожи сцены допросов Лауры и Энн Саттон. Никто другой, кроме Джин Тирни, не смог бы с такой искренностью и неоднозначностью двойственности натуры изобразить своего персонажа. Внешние элегантность и безмятежность, но внутренние волнения, болезненность, мучительные возвращения в детство. С другой стороны, великолепный Хосе Феррер, талантливо исполнивший роль своего дьявольского персонажа, в конце концов, самого ставшего жертвой своих проделок. Он принадлежит к той категории всегда проигрывающих премингеровских отшельников, манипуляторов душами и волями людей, куда подбирались одни из самых любимых актеров режиссера. Оценка 4 балла.

Online-кинотеатр Классика мирового кинематографа