Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 18 лет.


«БЕЛЫЙ ШКВАЛ»
(White Squall)

Великобритания-США, 1996, 129 мин., «Hollywood Pictures/Largo Entertainment/Scott Free Productions»
Режиссер Ридли Скотт по Чарльзу Гигу и Феликсу Саттону
В ролях Джон Сэвидж, Джефф Бриджес, Каролин Гудалл, Балтазар Гетти, Джереми Систо, Джейсон Марсден, Райан Филипп, Скотт Вольф

1961 год. Чак Гиг и другие подростки отправляется в плавание на учебном судне «Альбатрос» под руководством капитана Кристофера Шелдона. Вместе они познают дружбу, взаимовыручку, преодолевают различные трудности. Но по пути домой они попадают в белый шквал, в котором гибнут жена Шелдона-доктор на корабле, двое учеников и кок. Остальные участники плавания забрались в спасательные шлюпки, а через некоторое время их спасло мимо проходившее судно. Против капитана возбуждено дело с целью лишить его лицензии, но его ученики, ставшие уже одной командой, вступаются за него…
Фильм основан на реальных событиях.
«Альбатрос» был парусным кораблем, прославившимся, когда затонул в 1961 году с группой американских подростков на борту. Albatross был построен как шхуна на государственной верфи (Rijkswerf) в Амстердаме, Нидерланды, в 1920 году, чтобы служить в качестве лоцманского катера (названного Alk ) в Северном море. Корабль провел два десятилетия, работая в Северном море, прежде чем был куплен правительством Германии в 1937 году. Во время Второй мировой войны он служил радиостанцией для подводных лодок. В 1949 году Royal Rotterdam Lloyd купил его для использования в качестве учебного корабля для будущих офицеров своей роты (Голландский торговый флот). Тот факт, что она была маленькой, делал ее идеальной для такой работы, и дюжина стажеров могла получить личное внимание от шести или около того профессиональной команды. Находясь под голландским владением, она много плавала по Северному морю, время от времени заходя в Испанию и Португалию. Американский летчик, кинорежиссер и писатель Эрнест К. Ганн приобрел «Альбатрос» в 1954 году, переоборудовал его в бригантину, и он три года курсировал по Тихому океану. По словам Чарльза Гига, в это время «Альбатрос» пережил цунами на Гавайях. Она также использовалась в фильме 1958 года «Сумерки для богов» (с Роком Хадсоном и Артуром Кеннеди в главных ролях), сценарий которого и одноименный роман были написаны владельцем «Альбатроса» Ганном. В 1959 году компания Christopher B. Sheldon's Ocean Academy, Ltd. из Дариена, штат Коннектикут, приобрела судно, чтобы использовать его для поездок, сочетающих подготовительные занятия в колледже и обучение парусному спорту. В течение следующих трех лет Кристофер Б. Шелдон, доктор философии, и его жена Элис Страхан Шелдон, доктор медицины, проводили программы для четырнадцати студентов в странах Карибского бассейна и восточной части Тихого океана. С осени 1960 года по весну 1961 года команда из четырех инструкторов (включая Шелдонов), повара Джорджа Птачника и 13 студентов плыла на «Альбатросе» от Багамских островов через Карибское море к Галапагосским островам и обратно в Карибское море. Четырнадцатый студент был на корабле в течение первой части путешествия, но ушел в Бальбоа, Панама. В начале мая «Альбатрос» следовал из Прогресо, Мексика, в Нассау, Багамы. 1 мая шкипер Шелдон решил, что они сделают остановку на одном из островов Флорида-Кис для дозаправки. Вскоре после 8:30 утра 2 мая 1961 года «Альбатрос» был поражен внезапным шквалом примерно в 200 км. к западу от Сухого Тортугаса. Она внезапно накренилась и почти мгновенно затонула, взяв с собой Элис Шелдон, корабельного кока Джорджа Птачника и студентов Криса Користина, Джона Гудлетта, Рика Марселласа и Робина Уэтерилла. Джон Гудлетт был на палубе в последние минуты, но, вероятно, запутался в некоторых тросах или парусе тонущего корабля при освобождении спасательной шлюпки, а Кристофер Користин, как сообщается, спустился под палубу, пытаясь спасти кого-то еще. Поскольку не было времени послать сигнал бедствия по радио, прежде чем она была потеряна, оставшаяся команда использовала две ее спасательные шлюпки, чтобы пробраться к Флориде. Около 7:30 утра 3 мая две лодки были обнаружены голландским грузовым судном «Гран-Рио», которое доставило выживших в Тампу, штат Флорида. По словам Шелдона, шквал, обрушившийся на «Альбатрос», был белым шквалом, неожиданно внезапным, очень сильным шквалом. Его мнение заключалось в том, что «Альбатрос» был по сути устойчивым, безопасным кораблем, и что экипаж подростков, который уже провел на борту около восьми месяцев, был достаточно подготовлен, но это редкое погодное явление не оставило кораблю шансов. Критики этой точки зрения, однако, утверждали, что переоснащение «Альбатроса» на протяжении многих лет его различными владельцами сделало его верх тяжелым, что повлияло на его вторичную устойчивость, то есть на его способность оставаться устойчивым или даже выпрямляться после наклона в сторону, в отличие от опрокидывания. В то время, когда она была пилотом шхуны в Северном море, у корабля была гораздо меньшая и меньшая площадь парусности, а это означает, что сила ветра не имела такой силы и такого мощного угла, как в тот день, когда она затонула. Спустя почти 40 лет после гибели «Альбатроса» Дэниел С. Паррот повторно проанализировал некоторые документы о корабле и аналогичных кораблях в своей книге «Высокие корабли затонули». Он предположил, что из-за ухудшения остойчивости корабля его мог потопить даже обычный шквал. По его словам, только умелое обращение с кораблем и обычная предусмотрительность капитана корабля по раннему уменьшению площади парусов предотвратили опрокидывание переоборудованного «Альбатроса» в предыдущих условиях сильного ветра. В 1932 году немецкое учебное парусное судно Niobe постигла та же участь, в результате чего погибло 69 человек. Парротт проводит параллели с внезапными потерями Marques (1984) и оригинальной Pride of Baltimore (1986), на которые также повлияли большие площади парусов. В случае с Marques это также было результатом переоснащения за годы ее существования. Потеря «Альбатроса» побудила Береговую охрану Соединенных Штатов провести тщательный анализ мгновенной остойчивости, то есть способности судов оставаться в вертикальном положении, и требований к конструкции кораблей для школ парусного спорта. Новые правила были закреплены в Законе о парусных школах 1982 года. Рассказы о последнем путешествии «Альбатроса» были опубликованы двумя выжившими: Чарльзом Гигом, который был одним из студентов на борту корабля, и Ричардом Лэнгфордом, который был английским инструктором. Фильм 1996 года «Белый шквал» с Джеффом Бриджесом в главной роли, снятый Ридли Скоттом, представляет собой вымышленную версию гибели корабля. В фильме предполагается, что «Альбатрос» был потоплен белым шквалом, хотя в нем не упоминаются опасения по поводу мореходных качеств корабля. После гибели «Альбатроса» Шелдон работал в Корпусе мира и ненадолго открыл еще одну школу парусного спорта. Он умер 5 октября 2002 года от рака поджелудочной железы в Стэмфорде, штат Коннектикут. Ему было 76 лет.