Энциклопедия фильмов ужасов и фантастики  Энциклопедия советского кино

Online-кинотеатр Классика мирового кинематографа

Who's Afraid of Virginia Woolf

«КТО БОИТСЯ ВИРДЖИНИЮ ВУЛЬФ?»
(Who's Afraid of Virginia Woolf?)

США, 1966, 131 мин., ч/б, «Warner»
Режиссер Майк Николс, композитор Алекс Норт
В ролях Элизабет Тейлор, Ричард Бартон, Джордж Сигал, Сэнди Деннис

Однажды вечером в гости к супружеской паре профессора истории Джорджа и его уставшей от однообразия семейной жизни жене Марте, чей отец-глава колледжа, где преподает Джордж, приходит молодая семейная чета Ника и Хани. Вскоре званый ужин превращается в невероятно насыщенное драматизмом противостояние четверых людей, чьи жизненные ценности оказываются на разных полюсах…
Роль Ника отклонил Роберт Рэдфорд. У Сэнди Деннис, которая была беременной во время съемок этого фильма, на съемочной площадке случился выкидыш. Все актеры, указанные в титрах картины, номинировались на «Оскар». Это первый фильм в истории кино, в котором прозвучало слово «педераст». На роль Марты претендовали Бэтт Дэвис, Ингрид Бергман и Патрисия Нил. На роль Джорджа претендовали Кэри Грант, Генри Фонда, Питер О'Тул, Джек Леммон (сначала он согласился на роль, но несколько дней спустя без объяснения причин отказался от нее) и Джеймс Мейсон. Джек Леммон был единственным актером, которому была предложена роль Джорджа, еще до приглашения Ричарда Бартона. Актриса Конни Нильсен, которая в то время была на контракте у студии «Warner», умоляла Джека Уорнера разрешить ей сняться в роли Хани. Для своей роли Элизабер Тейлор набрала более 13-ти килограммов. Обладатель «Оскара» оператор Гарри Страдлинг был уволен после начала съемок за попытку «приукрасить» внешность Элизабет Тейлор. Этот первый фильм в истории Голливуда, который заставил в 1968 году пересмотреть цензурные нормы Комитет по сертификации. Во время съемок этого фильма Ричард Бартон отпраздновал свое 40-летие, на которое его жена Элизабет Тейлор подарила ему белый «Oldsmobile Toronado» 1966 года выпуска. Автору пьесы Эдварду Олби было предложено 250 тысяч долларов за написание сценария к фильму. Но когда режиссер Майк Николс, а также Бартон и Тейлор прочитали его, то так возненавидели, что практически полностью возвратились к оригинальной пьесе Олби, оставив всего две фразы. Увидев это и получив чек, Олби произнес: «250 тысяч долларов за две фразы! По 125 тысяч за каждую! Видимо, они действительно очень хороши!». Единственное, что не понравилось Олби в фильме, это чрезвычайно большое количество планов сверху. Его пьеса начала показываться на Бродвее 13 октября 1962 года с Артуром Хиллом и Утой Хаген в главных ролях и демонстрировалась там 664 раза. Это первый фильм в истории Голливуда, на который не допускались дети до 18 лет без сопровождения родителей. Бюджет картины составил 7, 5 миллионов долларов и она стала самой дорогой черно-белой лентой в истории Голливуда. Гонорары Элизабет Тейлор и Ричарда Бартона составили 1, 1 миллиона долларов и 750 тысяч соответственно, а Эдварда Олби-500 тысяч. И это не включая проценты от выручки картины. Мерседес Маккембридж играла роль Марты на театральной сцене и хотела получить ее в фильме. Это четвертый из одиннадцати фильмов, в которых вместе снимались Тейлор и Бартон. Съемочную площадку однажды посетила Марлен Дитрих, но не разговаривала с Элизабет Тейлор, ограничившись беседами с Николсом и Бартоном, что сильно удивило Тейлор. Картина получила «Оскар» за лучшее художественное оформление, операторскую работу, костюмы, актрису (Тейлор) и актрису второго плана (Сэнди Деннис), а номинировалась за лучшую режиссуру, монтаж, музыку, звук, сценарий, актера (Бартон), актера второго плана (Сигал) и как лучший фильм года. Англичане вручили картине свой приз «BAFTA» за лучшего актера (Бартон), актрису (Тейлор) и как лучшему фильму года. Фильм также номинировался на «Золотой глобус» за лучшую режиссуру, сценарий, актера и актрису (Бартон и Тейлор), актера и актрису второго плана (Сигал и Деннис), а также как лучший фильм года. На премию «Грэмми» номинировалась музыка Алекса Норта. Картина в мировом прокате собрала 40 миллионов долларов и еще 14, 5 миллионов выручила за право использования на территории США. Оценка 4 балла.

Online-кинотеатр Классика мирового кинематографа