Энциклопедия фильмов ужасов и фантастики  Энциклопедия советского кино

Online-кинотеатр Классика мирового кинематографа

X-Men-2

«ЛЮДИ ИКС-2»
(X-Men-2)

США, 2003, 133 мин., «20th Century Fox»
Режиссер, сценарист и продюсер Брайан Сингер, композитор Джон Оттман
В ролях Патрик Стюарт, Хью Джекман, Холли Берри, Йан Маккеллен, Фамке Янссен

Профессор Чарльз Ксавьер, директор школы для юных мутантов, объединяется со своим бывшим другом и нынешним врагом, повелителем металла Магнето, чтобы дать отпор безумному Страйкеру, вообразившему, что все беды в этом мире из-за людей Икс. Магнето устраивают побег из пластиковой тюрьмы, лишённой единого грамма железа, а Росомаха пытается выяснить у Страйкера тайну своего происхождения…
Первый фильм был неплохо придуманным миром, поделённым на мутантов и простых обывателей, в нём была привлекательная атмосфера и интересные герои, сыгранные хорошими актёрами. К тому же, у любого талантливого постановщика, как Брайан Сингер, всегда можно отыскать в непохожих с виду фильмах либо развитие какой-то общей темы, либо сквозного героя, спрятавшегося под разными именами. У Сингера главный герой-мрачный и зловещий демиург в маске, грозящий подмять под себя весь мир. Это и загадочный незнакомец из «Общественного доступа», приехавший наводить порядок в маленький американский пригород, и загадочный Кайзер Созе из «Обычных подозреваемых», и беглый нацист Курт Дюссандер в «Способном ученике», и Магнето в «Людях Икс». Не случайно двух последних героев играет Йан Маккеллен, который, словно в противовес своему доброму Гэндальфу из «Властелина колец», у Сингера предстаёт дважды поверженным диктатором-Дюссандер скрывается от прошлого, Магнето прячут в пластиковой тюрьме от будущего. Тут уместно вспомнить, что связь со «Способным учеником» в первой картине Сингер опосредованно установил через пролог, разворачивающийся во время Второй мировой войны. Магнето-прирождённый нацист, утверждающий идею расового превосходства мутанта над человеком. Во второй части он получает достойного противника-генерал Страйкер полностью уверен в противоположном. Сцена, где два потенциальных диктатора встречаются в тюремной камере, возможно, лучшее, что есть в фильме. Но постепенно излишне серьёзные рассуждения Сингера над природой зла, человеческой нетерпимостью и обывательским страхом перед неизвестным совсем начинают перевешивать действие, а в развлекательном фантастическом фильме такое не годится. И хотя что-то постоянно происходит, и спецэффекты занятные, и боевые сцены неплохие, а смотрится всё это менее интересно-груз чрезвычайной серьёзности и психологизма камнем тянет ленту на дно. Хуже того-режиссёру так и не удалось совсем преодолеть комиксовую сущность своего творения. На первый план, хочет того Сингер или нет, всё равно вырывается Росомаха, типичный супермен из комиксов. Он же практически в одиночку наслаждается зрительской симпатией, несмотря на то, что есть ещё целый выводок мутантов плюс вполне эффектные злодеи. Когда комикс сам пробивается на поверхность, несмотря на противодействие амбициозного режиссёра, ничего хорошего из этого не получается. Академия фантастических фильмов, фэнтази и фильмов ужасов США вручила картина свой приз «Сатурн» как лучшему фантастическому фильму года, а номинировала за лучшую режиссуру, костюмы, грим, музыку, спецэффекты и сценарий. При бюджете в 110 миллионов долларов картина в мировом прокате собрала 406 миллионов. Оценка 3 балла.

Online-кинотеатр Классика мирового кинематографа