Zardoz  Zardoz  Zardoz  Zardoz  Zardoz  Zardoz  Zardoz  Zardoz  Zardoz  Zardoz

Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 18 лет.

Zardoz

«ЗАРДОЗ»
(Zardoz)

США, 1973, 106 мин., «20th Century Fox»
Режиссер, сценарист и продюсер Джон Бурман, композитор Дэвид Мунроу
В ролях Шон Коннери, Шарлотта Рэмплинг, Сара Кестелман, Джон Алдертон, Ниалл Багги

В 2293 году опустошенной планетой, пережившей катастрофу, правят сверхумные интеллектуалы, открывшие секрет бессмертия и живущие в «вортексе». Они достигли таких вершин мудрости, что размножаться нормальным способом уже не хотят. Те, кем они правят, бруты и экстерминаторы-люди дикие, суровые, но обладают способностью размножаться, убивать и видеть сны. Они работают, сами того не подозревая, на общество избранных членов общества. Эти бессмертные общаются с внешним миром посредством Зардоза, греческой театральной маски, которая заставляет чернь собирать урожай. Экстерминатор Зед, запрограммированный одним из бессмертных, уставшим от вечной жизни, проникает в «вортекс». Он приносит туда способность размножаться, полностью потерянную «бессмертными» и соблазняет красавицу Консуэллу. Зед возвращает право умирать людям после 25 лет. Это наглядно демонстрирует печальный конец интеллектуалов…
Фантастическая лента, претендующая на построение модели будущего, где мир разделен на две части. В одной в роскошных дворцах, изолированных от остального мира невидимым барьером, «вортексах», живут избранники. За границей «вортексов»-разрушенные города, толпы голодных, оборванных людей, за которыми гоняются свирепые вооруженные всадники. Но зритель так и остается в неведении, что же хотели сказать авторы картины, поданной в форме малопонятной философской притчи. Фильм содержит недомолвки и откровенные загадки, как, например, почему гигантская летающая голова Зардоза, которую бессмертные посылают в обычный мир, напоминает скульптурный портрет Карла Маркса? Обратите внимание на девиз Зардоза «Оружие-это хорошо! Пенис-это зло!» Трудно объяснить сюжет и идею картины. Непросто сформулировать даже причины, по которым этот фильм был снят. Фильм стал самым артистичным и скандальным, самым причудливым творением Джона Бурмана. В нем появилось множество новаторских экспериментов со светом, цветом, различными отражениями и странными изображениями, созданными специальными зеркалами. Все это позволило критикам писать о фильме в напыщенном и снобистском стиле, претендуя на то, что они все поняли. Их рецензии были насыщены терминами, относящимися к науке и проблемам морали. Другие журналисты, мыслящие более приземленно, утверждали, что картина представляет собой претенциозную чушь. Фильм был снят три года спустя после последнего появления Шона Коннери в роли Джеймса Бонда в картине «Бриллианты навсегда». Над картиной работала хорошо известная режиссеру съемочная группа. Оператор Джеффри Ансворт («Смысл жизни и смерти», 1946; «Водоворот», 1959; «Чингхиз-Хан», 1965; «Космическая одиссея 2001 года», 1968; «Кабаре», 1972; «Убийство в восточном экспрессе», 1974; «Возвращение розовой пантеры», 1975; «Супермен», 1978), умерший в 1978 году во время съемок картины «Тесс». Джон Бурман использовал в маленьких ролях всю свою семью: жену Кристель (она также занималась костюмами), детей Катрин (она позднее снялась в роли Игрейн в картине отца «Экскалибур», 1981) и Чарли (снялся в роли Томми в картине отца «Изумрудный лес», 1985), а также снялся сам в роли раба-фермера. Начальные кадры картины снимались рядом с домом режиссера в Ирландии. Первоначально на роль Зеда рассматривался Берт Рейнольдс, но актер получил травму спины. Шон Коннери согласился сниматься практически без раздумий. Джону Бурману, только что номинированному на «Оскара» со своим фильмом «Освобождение» (1973) с участием Рейнольдса, срочно требовался известный актер. Сначала правительство Ирландии запретило ввоз съемочной группой в страну оружия из-за участившихся террористических актов. Денег не хватало до такой степени, что, вместо того, чтобы одеть актеров массовки в необходимые по сюжету красные туфли, приходилось их рисовать на ногах ирландцев, принимавших участие в съемках. Фильм получил свое название от букв заглавия картины «The (Wi)ZARD(of)OZ» (1939). Картина не принесла успеха свои создателям, при этом значительно опустошив их карманы. Но благодаря своей оригинальности, яркости и нестандартности, а также тому, что почти весь фильм Шон Коннери играл полуобнаженным, картина остается в памяти знатоков кино. Английская киноакадемия номинировала Джеффри Ансворта на свой приз «BAFTA» за лучшую операторскую работу (также за фильм «Убийство в восточном экспрессе»). Бюджет картины составил 1 миллион долларов.