В
этом разделе я рискнул собрать фильмы жанра «giallo» (по-итальянски «желтый»).
Если говорить упрощенно, то это жанр итальянских фильмов ужасов 70-х годов
прошлого века, сочетающий элементы криминального триллера и эротики.
Изначально этот термин возник для описания серии дешевых криминальных
рассказов от издательства «Mondadori publishing house», выпущенной в ярко-жёлтых
обложках в начале 1929 года. Данная серия имела большой успех, и многие
другие издательства также стали издавать как свои рассказы, так и детективы
маститых авторов, вроде Агаты Кристи, Эдгара Уоллеса, Жоржа Сименона в
изданиях с непременной жёлтой обложкой. Позднее слово «giallo» стало в
Италии синонимом преступления с выраженной детективной составляющей.
Отличительными признаками этого жанра являются обилие кровавых и изощрённых
сцен убийств, необычная работа камеры (убийства показаны глазами самого
преступника), детектив-любитель, откровенные сцены эротического характера,
а также набор неожиданных поворотов сюжета. Демонстрация самого преступника
ограничивается, как правило, показом рук в черных перчатках. Сама личность
убийцы и его мотивы проясняются только в самом конце фильма. При этом
убийцей обязательно должен быть один из основных персонажей фильма. Еще
одной отличительной особенностью жанра «giallo» являются невероятно длинные
названия фильмов.
Основоположником этого жанра в кинематографе считается великий режиссер
Марио Бава, снявший в 1964 году фильм «Шесть женщин для убийцы», который
впоследствии был буквально растащен по цитатам в картины разных режиссеров-от
Брайана Де Пальмы до Педро Альмодовара.
Скажу откровенно: картины этого жанра очень похожи друг на друга, но,
тем не менее, интересны потому, что раскрытие личности преступника приходится
на самый конец фильма. Во многих же американских детективах личность убийцы
можно идентифицировать уже буквально к середине фильма, и его остаток
приходится смотреть лишь в ожидании показа места, выбранного режиссером
для финального противостояния героя и преступника. В 80-х годах прошлого
века жанр «giallo» стал плавно угасать, а его заменил ориентированный
на подростковую аудиторию «slasher».
Здесь Вы можете увидеть очередную часть 24-серийного документального фильма
«100 лет ужаса» (1996).