Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 18 лет.
В этом разделе собраны наиболее значительные персонажи в области грима,
визуальных и специальных эффектов, без которых кино существовать как таковое
практически не может. Советую почитать их биографии, посмотреть на список
фильмов, над которыми они работали: сами понимаете, плохих специалистов
в такие картины, которые имеются в их карьере, приглашать не будут. А
я предлагаю Вам прочитать мою большую статью, посвященную спецэффектам,
опубликованную в питерском журнале «Магия ПК» за ноябрь 2003 года...
Части тела отрезают, глаза вырывают, скальпы снимают, черепа распиливают,
кишки выпускают, горло перерезают, голову разбивают, глаза вытекают из
орбит, бешено вращающееся сверло насквозь пронзает человеческую голову,
омерзительные насекомые быстро обгладывают кожу с лица очередного несчастного…Не
волнуйтесь, это всего лишь спецэффекты, используемые в кинематографе!
О них и пойдет речь в этой статье. Правда, в том виде, в котором их воспринимает
большинство современных людей, обозначаемом термином CGI (Computer Generated
Imagery-образы, созданные компьютером), спецэффекты появились совсем недавно,
в начале 90-х годов прошлого века, поэтому без экскурса в историю нам
не обойтись.
Словосочетание «специальные эффекты» возникло очень давно, едва ли не
с момента рождения кинематографа. Так называли различные ухищрения, на
которые шли создатели фильмов, чтобы создать на экране нужную иллюзию.
В отличие от визуальных эффектов (об
этом чуть ниже) они создаются именно на съемочной площадке, а не в послесъемочный
период.
Если следовать исторической хронологии, то первый фильм, использовавший
спецэффекты, вышел в 1902 году. Назывался он «Путешествие на Луну» и был
поставлен современником братьев Люмьер Жоржем Мельесом. Мельес сразу предугадал
все фантастические возможности кинематографа. «Путешествие на Луну», навеянное
произведениями Жюля Верна и Герберта Уэллса, он начинил всевозможными
трюками, часть которых уже использовалась на театральной сцене, а остальные
были задуманы специально для экрана: двойная экспозиция, наплывы, стоп-кадры.
Настоящим сфинксом в истории кинематографа до сих пор возвышается шедевр
великого режиссера Фрица Ланга
«Метрополис» (1927). Сценарий картины написала его подруга Теа Фон Гарбо,
вдохновленная фантастическими рассказами Герберта Уэллса, Жюля Верна и
Виллье де Лиль-Адана. Ланг сделал все остальное: построил гигантские декорации,
умело использовал макеты, работал с многочисленной массовкой. В съемках
было задействовано 750 актеров, 30 тысяч статистов, а заняли они 310 дней
и 60 ночей.
Культовый фильм «Кинг-Конг», снятый в далеком 1933 году, стал первым разговорным
фильмом с трюкам, которые используются и ныне, несмотря на изобретение
компьютерной графики: анимация кадр за кадром уменьшенных моделей и кукол,
перенос их в естественные декорации и увеличение, рисование на стекле,
совмещаемом затем с кинокадрами, наложение нескольких кадров одного плана,
дневные съемки, изображающие ночь и др. В том далеком «Кинг-Конге» в качестве
гигантской обезьяны выступала кукла размером всего в полметра. Это уже
в 1976 году знаменитый постановщик спецэффектов Карло Рамбальди для съемок
одноименного ремейка построил гигантского Кинг-Конга, который до сих пор
стоит в качестве украшения в Голливуде.
Увеличение или уменьшение животных и людей впервые продемонстрировал в
картине «Кукла-дьявол» (1933) знаменитый постановщик спецэффектов Рэй
Харрихаузен. Позже Альфред
Хичкок сфокусировал камеру между сознательно построенным огромным
телефоном и таким же огромным искусственным пальцем человеческой руки,
чтобы был виден задний план в картине «Наберите М в случае убийства» (1954).
К спецэффектам относится также совмещение мультипликации и игрового кино.
Например, до сих пор шедевром, обласканным многочисленными наградами,
является фильм «Кто подставил кролика Роджера» (1988), где живые герои
действуют рядом с рисованными, и порой невозможно даже понять, как все
это сделано.
В картине «Бегство из Нью-Йорка» (1980) впервые появилась так называемая
компьютерная графика, хотя на самом деле таковой еще не была (в то время
она обошлась бы слишком дорого). Просто сделали небольшой макет города,
закрасили его в черный цвет, а потом нанесли яркие линии, обозначающие
границы. Камера двигалась над макетом, создавая впечатление компьютерного
изображения.
Начало эры компьютерных спецэффектов по большому счету связано с выходом
на экраны культового фильма «Космическая одиссея 2001 года» (1968) Стэнли
Кубрика, съемки которого заняли 7 месяцев, а последующая доработка
более чем 200 планов со спецэффектами-17 месяцев. О том, что картина стала
самой значительной из научно-фантастических фильмов, говорили невероятный
бюджет (10 миллионов долларов) и богатство использованных технических
средств. Отказавшись от каких-либо измышлений (никаких зеленых человечков
или космических уродов), Кубрик подошел к своему фильму с почти документальной
достоверностью. Единственным злодеем оказался компьютер.
В 1977 году малоизвестный тогда режиссер Джордж
Лукас выпустил фильм «Звездные войны», ставший синонимом поп-культуры
кино конца семидесятых годов. Его сюжетная линия не нова, однако Лукасу удалось
рассказать ее по-новому, с применением невероятных оптических спецэффектов.
В съемках было использовано 360 технических ухищрений, 75 оригинальных моделей
космических аппаратов из утопического будущего и новейшая на то время компьютерная
техника, позволяющая моделировать любые «космические кадры». Всего на спецэффекты
Лукас потратил ровно треть десятимиллионного бюджета картины.
Фактически это был настоящий прорыв-именно Лукас доказал, что спецэффекты
способны привлечь в кинотеатр не меньше зрителей, чем «звезды», и эта идея
во многом изменила будущее американского кино. Именно этого Лукасу не могут
простить до сих пор. Продюсеры увидели, что детские мечты и фантазии-настоящее
золотое дно. Американское кино стремительно направилось в сторону примитивности
и упрощенности, а основной его аудиторией стали подростки.
Спустя два года на экраны вышел фильм режиссера Ридли
Скотта «Чужой». Однако лишь четвертый фильм из сериала («Чужой», 1979;
«Чужие», 1986; «Чужой-3», 1992) стал первым, в котором использовались
CGI-технологии. Это позволило сделать «чужого» легко двигающимся, не прикрепленным
ни к чему, не спрятанным наполовину от камеры, потому что его держит в
это время чья-то рука. Существо теперь могло ходить где попало, прыгать,
взбираться на стены. Но стал ли от этого фильм лучше оригинала, где «чужого»
играл актер в костюме и кукла, сделанная Гансом-Руди Гигером?
К понятию спецэффекты относятся и визуальные эффекты, позволяющие создавать
разнообразные иллюзии с помощью оптических приспособлений или компьютера.
Вспомните картину «Хищник» (1987) с Арнольдом
Шварценеггером в главной роли. Драматичная история единоборства в
джунглях человека с инопланетянином в невидимом скафандре стала возможной
на экране благодаря привлечению специалистов по электронике и оптике из
Нью-Йоркского ассоциации Ричарда Гринберга. Сложность заключалась в том,
что «невидимый» инопланетянин должен быть видимым зрителю. По экрану движется
контурное изображение человекоподобного существа, в котором отражаются
лесные заросли. Этакое жидкое зеркало, «ртутный человек», настолько прозрачный,
что сквозь него проходят солнечные лучи. Специалисты по визуальным эффектам
добились большого правдоподобия, конструируя инопланетянина с помощью
компьютера, методом соляризации, покадровой съемки и других технических
решений, частью применявшихся впервые.
Один из самых знаменитых и дорогих спецэффектов в истории кино-морфинг
(morphing), что означает созданную на компьютере плавную и органичную
трансформацию двух элементов, находящихся в движении, из одного в другой.
Впервые этот эффект был использован в 1984 году в видеоклипе-ремиксе песни
Джимми Хендрикса «Are You Experienced» (группа «Devo»). В игровом кино
первый эпизод с использованием морфинга появился в картине «Уиллоу» (1988).
Кстати, компания «ILM» (Industrial Light and Magic) получила приз за создание
компьютерной графической программы Morf, которая делает возможной трансформацию
на экране одного объекта в другой.
Смотрите первую часть документального сериала «Искусство кино» (2009), посвященного спецэффектам.