Садизм 
Вампиры 
Готика 
Подростковые фильмы ужасов 
Животные-убийцы 
Криминальные драмы 
Судебные драмы 
Мутанты 
Trash/Schlock 
Ведьмы 
Эротика 
Политика 
Giallo 
Noir 
Триллеры 
Детективы 
Предметы-убийцы 
Зомби 
Каннибалы 
Колдовство 
Медицина 
Психология 
Религия 
Мистика 
Мумии 
Оборотни 
Антологии 
Пародии 
Привидения 
Серийные убийцы 
Космос 
Компьютеры 
Будущее 
Роботы 
Инопланетяне 
Катастрофы 
Комиксы 
Сказки 
Приключения 
Шпионские фильмы 
Полицейские фильмы 
Исторические фильмы 
Боевики 
Наука 
Феномены 
Утопия 
Монстры 
Доисторические времена 
Пародии 
Философия 
Мультипликация 
Виртуальная реальность 
Вестерны 
Гангстеры 
Ниндзя/Самураи 
Боевые искусства 
Военные фильмы 
Биографические фильмы 
Путешествия во времени 
Увеличения-уменьшения

Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 18 лет.

Лучшие фильмы ужасов
часть 2

51. «О, БОЖЕ» (Oh, God!), 1977, режиссер Карл Райнер.
Очень легкая и приятная мистическая комедия про то, как Бог спустился на Землю и попытался жить среди людей. Недаром последовало два не менее удачных продолжения.
52. «ОДЕЖДА ДЛЯ УБИЙСТВА» (Dressed To Kill), 1980, режиссер Брайан Де Пальма.
Стандартный для режиссера giallo, поставленный в манере, ближе к традиционной итальянской школе. Хотя нельзя не отметить просто целые многоминутные куски, взятые из фильмов Альфреда Хичкока. Подчеркну, что актрису Энджи Дикинсон в начальной эротической сцене заменяла дублерша. Хотя и лицо актрисы выражало невероятный эротизм.
53. «ОКНО ВО ДВОР» (Rear Window), 1954, режиссер Альфред Хичкок.
Классический триллер, который можно пересматривать множество раз и все равно находить новые неожиданные моменты. Фильм мэтра, как и многие другие, моментально был растащен на цитаты. Хотя интересно, что основой фильма Хичкока послужила малоизвестная лента «Окно» 1949 года.
54. «ОПЕРАЦИЯ: СТРАХ» (Operazione Paura), 1966, режиссер Марио Бава.
Еще один готический фильм классика жанра Марио Бавы нглядно демонстрирует различие между итальянской школой фильмов ужасов и продукцией студии «Hammer».
55. «ОСНОВНОЙ ИНСТИНКТ» (Basic Instinct), 1992, режиссер Поль Верховен.
Джо Эстерхаз получил за сценарий 3 миллиона долларов, хотя основная заслуга в успехе фильма принадлежит Шерон Стоун, которая до этого снялась уже в нескольких десятках успешных картин, но статуса звезды так и не достигла. Актриса плюнула на все предубеждения, на свою интеллектуальность и решила показать зрителю именно то, чего он от нее все эти годы хотел видеть. Недавно было снято продолжение, провалившееся в прокате.
56. «ОТ ЗАКАТА ДО РАССВЕТА» (From Dusk Till Dawn), 1996, режиссер Роберт Родригес.
Насколько я помню, это единственный фильм, который я смотрел два раза два дня подряд, настолько он мне понравился. До сих пор получаю удовольствие от игры Квентина Тарантино и одной из моих любимых актрис Джульетт Льюис. Этот фильм-настоящее пиршество для гурманов и эрудитов кино. К сожалению, было снято два очень неудачных продолжения.
57. «ОХОТНИК НА ВЕДЬМ» (Witchfinder General), 1968, режиссер Майкл Ривз.
Один из немногих фильмов рано умершего режиссера. Сюжет картины понятен из названия: это готика. Откровенных кровавых и садистских сцен немного, но режиссура раскрывает несомненный талант Майкла Ривза.
58. «ОХОТНИКИ ЗА ПРИВИДЕНИЯМИ» (Ghostbusters), 1984, режиссер Иван Райтман.
Эдди Мерфи, думаю, не раз пожалел, что отказался от роли в этом фильме, которая была написана, кстати, именно для него. Планировавшийся малобюджетный продукт неожиданно стал громадным хитом. Неудивительно: вместе собралось столько талантливых комедиантов, начиная с Харольда Рамиса и заканчивая Биллом Мюрреем, Риком Моранисом и Дэном Эйкройдом. Было снято не менее удачное продолжение.
59. «ПЛЕТЕНЫЙ ЧЕЛОВЕК» (The Wicker Man), 1973, режиссер Робин Харди.
Культовый, хотя и малоизвестный за пределами Великобритании фильм, входящий в 100 лучших британских фильмов за всю историю кинематографа. Религиозный культ плюс довольно откровенные эротические сцены сделали фильм запоминающимся. Уже в нынешнем веке был снят ремейк с Николасом Кейджем в главной роли, провалившийся в прокате.
60. «ПОВЕЛИТЕЛЬ КУКОЛ» (Puppet Master), 1989, режиссер Дэвид Шмоллер.
В юности мне очень нравился этот фильм. Маленькие куклы оказываются сильнее больших людей. Тогда мне еще был непонятен механизм оживления кукол знаменитым аниматором Дэйвом Алленом, умершим от рака в возрасте 55-ти лет в 1999 году, так что фильм запомнился. Последовало семь продолжений, которые от фильма к фильму становились все слабее и слабее.
61. «ПОДСМАТРИВАЮЩИЙ» (Peeping Tom), 1960, режиссер Майкл Пауэлл.
Когда я работал в прокуратуре следователем, там стало известно, что я коллекционирую фильмы. Заместитель прокурора района, очаровательная стройная женщина, ненамного старше меня, попросила у меня мой каталог и выбрала этот фильм. Я думаю, она хотела посмотреть одноименную эротическую ленту Тинто Брасса, а это оказался такой жесткий и скандальный фильм. Возвращала она мне фильм с недоумением. Больше видеокассет она у меня не брала. Картина вызвала такой шквал критики, что поставила крест на карьере режиссера.
62. «ПОЛТЕРГЕЙСТ» (Poltergeist), 1982, режиссер Тоб Хупер.
Фильм, за которым стоит Стивен Спилберг, получился в его стиле. Очень мало страха и очень много претенциозности. Думаю, если бы Тоб Хупер был свободен в выборе, он сделал бы фильм намного жестче. Было снято два продолжения, но они мало что добавили к раскрытию данной темы.
63. «ПОПУТЧИК» (The Hitcher), 1985, режиссер Роберт Хармон.
Культовый фильм середины 80-х годов прошлого века. Именно он вывел Рутгера Хауэра в звезды. Сцена разрывания Дженнифер Джейсон Ли, кстати, моей второй и последней любимой актрисы после Джультет Льюис, двумя машинами, производила в то время сильное впечатление. Был снят второй фильм, а потом и ремейк, которые отдавали откровенной вторичностью и пережевыванием одной и той же темы.
64. «ПОСЛЕДНИЙ ДОМ НАЛЕВО» (Last House On Thе Left), 1972, режиссер Уэс Крейвен.
Фильм откровенно любительский, но именно этим он и интересен. Отличный пример, как можно снимать без денег, без аппаратуры, без декораций, без сюжета и без профессиональных актеров.
65. «ПОСТОЯННЫЕ НЕПРИЯТНОСТИ С ГАРРИ» (The Trouble with Harry), 1955, режиссер Альфред Хичкок.
Один из самых приятных и легких фильмов Хичкока. И, наверное, единственный в его творчестве, который можно смотреть без напряжения, хотя центральной фигурой картины является труп.
66. «ПРЕДЗНАМЕНОВАНИЕ» (The Omen), 1976, режиссер Ричард Доннер.
Фильм я увидел в конце 80-х годов по Бакинскому телевидению, когда служил в армии. Он потряс не столько сюжетом, сколько тем, что показался очень длинным: я был еще молодым солдатом и всегда хотел спать, а картину показывали после отбоя. Было снято четыре продолжения, все очень приличного качества.
67. «ПРИВИДЕНИЕ» (Ghost), 1990, режиссер Джерри Цукер.
Фильм, который можно смотреть неоднократно. Тем более, что я его смотрел без перевода, что, как много лет назад подчеркивал Артемий Троицкий, выглядит совсем как другое кино. Жаль, что Патрик Суэйзи недавно умер от рака.
68. «ПРИЗРАК И МИССИС МУИР» (The Ghost And Mrs. Muir), 1947, режиссер Джозеф Манкевич.
Традиционная для середины двадцатого века мелодрама с мистическим оттенком. У меня складывается впечатление, что в то время любовные проблемы стояли во главе угла у всех людей на Земле.
69. «ПСИХОЗ» (Psycho), 1960, режиссер Альфред Хичкок.
Лучший фильм Хичкока, лучшая рекламная компания в истории кинематографа и лучшая роль в карьере умершего в 1993 году от СПИДа актера Энтони Перкинса. Было снято три очень неплохих продолжения и просто отвратительный цветной ремейк.
70. «ПТИЦА С ХРУСТАЛЬНЫМИ КРЫЛЬЯМИ» (L’Uccello Dalle Piume Di Cristallo), 1970, режиссер Дарио Ардженто.
Один из первых увиденных мною giallo. Согласен, я многого не понял в то время, но развязка мне очень понравилась. Сейчас могу сказать, что это один из лучших фильмов в карьере режиссера. Культовый детектив.
71. «ПТИЦЫ» (The Birds), 1963, режиссер Альфред Хичкок.
В чем не откажешь мэтру, так это в его деловой хватке. Хичкок практически никогда не был указан продюсером своих картин официально, но всегда финансовая стороны кинопроизводства находилась по его полным контролем. Это я к тому, что банальный сюжет, но превосходная рекламная компани сделала фильм невероятным хитом. Было снято продолжение для телевидения.
72. «ПУРПУРНО-КРАСНЫЙ» (Profondo Rosso), 1975, режиссер Дарио Ардженто.
Мне повезло, что в конце 80-х годов, когда я оказался армии, в роте был замполит, имевший видеомагнитофон, который он по субботам приносил в Ленинскую комнату после отбоя, и за 1 рубль разрешал смотреть всей роте фильмы до самого утра. Но повезло мне не с этим, а с тем, что довольно молодой замполит обладал, как я сейчас понимаю, отменным вкусом. Фильмы, которые он приносил, действительно относились к классике кинематографа. Я это понял несколько лет спустя, когда начал собирать свою коллекцию. Я не помню названия тех фильмов, но помню сюжет. Так вот, этот фильм был среди тех, что мы смотрели ночью в Ленинской комнате.
73. «ПЯТНИЦА 13» (Friday the 13th), 1980, режиссер Шон Каннингхэм.
Фильм-легенда и один из самых успешных брэндов в истории кинематографа. Я думаю, Джейсон порадует своим появлением на экране еще не одно поколение зрителей. Было снято более десяти продолжений, а недавно и ремейк оригинала. Все они заслуживают внимания.
74. «РАССВЕТ МЕРТВЕЦОВ» (Dawn Of The Dead), 1978, режиссер Джордж Ромеро.
Отличный фильм по двум причинам: очень мало актеров и очень много пространства, на котором разворачивается действие. В детстве я читал повесть Юрия Томина «Шел по городу волшебник», где мальчуган находит коробок спичек, ломает одну из них и оказывается во вчерашнем дне. Здорово! Пустой громадный город, ни одного человека, пустые улицы, дома, магазины. В то время это стимулирвало мое воображение. Уже в 21-м веке был снят неплохой ремейк.
75. «РЕАНИМАТОР» (Re-Animator), 1985, режиссер Стюарт Гордон.
Культовый фильм, который вывел в люди целую группу талантливых людей, это и Стюарт Гордон, и Брайан Юзна, и Джон Карл Беклер. Смесь кровавых эффектов и непроизвольного юмора невольно вводит зрителя в оцепенение. Вроде и море крови и груды расчлененных трупов и преувеличенно серьезные лица актеров, а вроде как и не страшно. Было снято два не менее удачных продолжения.
76. «РЕБЕККА» (Rebecca), 1940, режиссер Альфред Хичкок.
Еще одна таинственная мелодрама середины прошлого века. Озабоченность героев своими внутренними переживаниями и любовными страстями, на мой взгляд, затмевает детективную сторону картины. Я ожидал более жесткого фильма.
77. «РЕБЕНОК РОЗМАРИ» (Rosemary’s Baby), 1968, режиссер Роман Полански.
Не стоит ждать от этого нашумевшего фильма каких-либо откровений. Это очень простой фильм, снятый практически для телевидения, и даже не для вечернего эфира. Наверное, книга писателя Айры Левина лучше. Впрочем, так как за этим фильмом стоял бизнесмен от кино Уилльям Кастл, иного ожидать было трудно. Удивительно, неужели он действительно хотел, чтобы в режиссерское кресло сел сам Альфред Хичкок?
78. «РЕЗНЯ КАННИБАЛОВ» (Cannibal Holocaust), 1980, режиссер Руджеро Деодато.
Однозначно самый одиозный и культовый фильм в жанре каннибализма. Сидящая на колу женщина впечатляет! Правда, для нынешнего поколения молодежи, фильм не будет представлять никакого интереса.
79. «САЛО ИЛИ 120 ДНЕЙ СОДОМА» (Salo O Le 120 Giornate Di Sodoma), 1975, режиссер Пьер Паоло Пазолини.
Скандальный фильм, граничащий с очень откровенной эротикой, хотя не стоит забывать, что в то же время вышла картина «Калигула» (1979) Тинто Брасса с откровенными порнографическими сценами. Вскоре после выхода этой картины на экраны Пазолини был убит.
80. «СЕДЬМАЯ ЖЕРТВА» (The Seventh Victim), 1943, режиссер Марк Робсон.
Очень хороший и крепкий фильм жанра «noir», то есть смеси классического детектива и триллера. Правда, здесь еще примешан религиозный культ, что было весьма необычно для того времени.
81. «СЕМЕЙКА АДДАМС» (The Addams Family), 1991, режиссер Барри Сонненфилд.
Отличная картина, в которой органично сплелись превосходный черный юмор, прекрасные актеры (в первую очередь Анжелика Хьюстон), ну и, конечно же, талантливая постановка Барри Сонненфилда. Это очень сильный режиссер, знающий чувство меры и обладающим хорошим вкусом. Было снято два продолжения, но если второй фильм не уступал оригиналу, то третья картина снималась только для телевидения.
82. «СЕМЬ» (Seven), 1995, режиссер Дэвид Финчер.
Фильм, поднявший новую волну интереса к картинам о серийных убийцах. Очень своеобразная режиссура, которая с одинаковой долей случая могла как поставить крест на карьере режиссера в Голливуде, так и вывести его на первые роли. К счастью, произошло второе. Финчер находится на другом полюсе режиссуры Голливуда по отношению к Стивену Соммерсу, Майклу Бею и Роланду Эммериху.
83. «СЕРДЦЕ АНГЕЛА» (Angel Heart), 1987, режиссер Алан Паркер.
По мнению многих критиков, это второй после «Изгоняющего дьявола» (1973) самый страшный фильм ужасов в истории кинематографа. Что ж, можно с этим согласиться, но меня больше всего привлекает в картине игра Микки Рурка. Однозначно, это его лучшая роль до недавнего «Рэстлера».
84. «СИЯЮЩИЙ» (The Shining), 1980, режиссер Стэнли Кубрик.
Культовый фильм ужасов. Джек Николсон на пике своей популярности после успеха картины «Полет над гнездом кукушки» (1975). Минимум актеров, максимум напряжения и страха. Интересно, что Стивену Кингу картина не понравилась и он убедил продюсеров 17 лет спустя снять ремейк, который я смотреть настоятельно не рекомендую, настолько он слабый
85. «СМЕРТЕЛЬНАЯ ЛОВУШКА» (Deathtrap), 1982, режиссер Сидней Люмет.
Практически театральная постановка с минимумом актеров и одной-двумя декорациями, но сюжет Айры Левина настолько хитро закручен, что фильм надолго остается в памяти. Очень сильная картина!
86. «СОБАЧИЙ МИР» (Mondo Cane), 1962, режиссеры Паоло Кавара, Франко Проспери и Гвалтьеро Джакопетти.
Документальный фильм, ставший прорывом в документальном кинематографе. Для того времени это было не то, чтобы смело, просто эксклюзивно. Тогда такое просто не показывали. Но сейчас смотрится без эмоций: это каждый день можно увидеть по телевидению в прайм-тайм. Было снято продолжение, где режиссеры, решив поспекулировать на удачном оригинале, уже внесли немного игровых эпизодов, а не только документалистику.
87. «СОННАЯ ЛОЩИНА» (Sleepy Hollow), 2000, режиссер Тим Бартон.
Один из лучших режиссеров-эрудитов американского кинематографа снял впечатляющую готическую сказку, наполненную невероятным количеством отрубленных голов. И это еще при том, что, согласно имеющейся информации, цензура как минимум треть черепушек попросила вырезать.
88. «ТА ВИЛЛА РЯДОМ С КЛАДБИЩЕМ» (Quella Villa Accanto Al Cimitero), 1981, режиссер Лучио Фулчи.
Режиссер на пике своей популярности. После скандалов с фильмами Руджеро Деодато, Джо Д’Амато и Умберто Ленци, выпущенные кишки, вылезающие из глазниц черви и льющийся изо рта гной уже не выглядел столь отталкивающим. Тем более, что, в отличие от упомянутых режиссеров, Фулчи даже умудрился вставить несколько более-менее связных диалогов.
89. «ТЕНЬ ВАМПИРА» (The Shadow Of The Vampire), 2000, режиссер Элиас Меридж.
Фильм на основе реальных событий, как в 1922 году немецкий режиссер Фридрих Вильгельм Мурнау снимал свой шедевр «Носферату-симфония ужаса». Игра Уиллема Дефоу бесподобна, он получил множество наград, но вот «Оскар» американцы ему зажилили.
90. «ТЕХАССКАЯ РЕЗНЯ БЕНЗОПИЛОЙ» (The Texas Chainsaw Massacre), 1974, режиссер Тоб Хупер.
Так же, как и про Джорджа Ромеро, могу сказать, что это единственный фильм, на котором держится репутация Тоба Хупера, как культового режиссера фильмов ужасов. Картина, право, хороша, но вот потом Хупер должен был ковать железо, пока горячо, а он уехал на свое ранчо в Техасе и выращивал там свиней, пока о нем основательно не подзабыли. А когда режиссер вернулся-его поезд уже ушел. Было снято три продолжения и современный ремейк. Все они заслуживают внимания зрителей.
91. «УЖАС ЭМИТИВИЛЛЯ» (The Amityville Horror), 1979, режиссер Стюарт Розенберг.
Культовый фильм про дом с привидениями, ставший таким не только потому, что поставлен по реальным событиям, но и потому, что был наполнен излишне реалистичными спецэффектами. Было снято семь продолжений и современный ремейк. От фильма к фильму они становились все слабее и слабее, а ремейк вообще не заслуживает внимания.
92. «УЖАСНЫЙ СЕКРЕТ ДОКТОРА ХИЧКОКА» (L'Orribile Segreto Del Dottor Hichcock), 1962, режиссер Рикардо Фреда.
Тема некрофилии для того времени была очень смелой. Здесь она показана в викторианской атмосфере, которая создает идеальный фон для демонстрации порочности человеческого рода, более ужасной, чем присутствие гипотетических монстров. Настоящее кино!
93. «УРОДЫ» (Freaks), 1932, режиссер Тод Броунинг.
Скажу просто: я смотрел этот фильм, когда мне было уже за тридцать, и он стал единственным, при просмотре которого мне было действительно не по себе. Ничего больше писать не буду. Расшибитесь в лепешку, но достаньте его и посмотрите. Входит в тройку самых страшных фильмов в истории кинематографа. Картина также практически поставила крест на карьере Тода Броунинга, ибо вызвала невероятный скандал и была урезана на 30 минут.
94. «ФАНТАЗМ» (Phantasm), 1978, режиссер Дон Коскарелли.
Третий режиссер после Джорджа Ромеро и Тоба Хупера, чья известность зиждется на единственном фильме. Коскарелли сам его придумал, сам поставил, сам снял три не менее удачных продолжения, а теперь живет на проценты от былой известности. Летающие шарики мне безумно понравились.
95. «ФРАНКЕНШТЕЙН» (Frankenstein), 1931, режиссер Джеймс Уэйл.
Грим Джека Пирса, ставший его визитной карточкой, сделанный для монстра в исполнении Бориса Карлоффа, в те годы заставлял зрителей выбегать из залов кинотеатров. Классика жанра, которую нужно посмотреть хотя бы раз.
96. «ХОЛМЫ ИМЕЮТ ГЛАЗА» (The Hills Have Eyes), 1977, режиссер Уэс Крейвен.
После успеха «Последнего дома налево» (1972) Уэс Крейвен понял простую истину. Не нужно уметь снимать кино, нужно уметь привлечь к нему внимание. В очередной раз он обратился к сенсационному, даже скандальному сюжету-семье каннибалов-и снял простенький фильм ужасов, неожиданно ставший классикой. Было снято хорошее продолжение, а уже в нашем веке-два невероятно жестоких ремейка.
97. «ЧЕЛЮСТИ» (Jaws), 1975, режиссер Стивен Спилберг.
Спилберг он и в Африке Спилберг. Талант не пропьешь, а уж его режиссеру не занимать. Уже в этом фильме начала формироваться неповторимая манера Спилберга: минимум того, что может не понравиться публике и максимум удобноперевариваемого действия. В итоге и овцы целы и волки сыты. Было снято три неплохих продолжения.
98. «ЧЕТЫРЕ МУШКИ ИЗ СЕРОГО БАРХАТА» (Quattro Mosche Di Velluto Grigio), 1975, режиссер Дарио Ардженто.
Очередной giallo в моем списке оказался потому, что это один из немногих фильмов, где Дарио Ардженто внимательно следует детективной линии, не распыляясь на внешние эффекты. Минималистская концепция, правда, исходила из ограниченного бюджета, который был у режиссера вплоть до 1999 года, когда на съемках «Призрака оперы» ему впервые пришлось работать почти с десятимиллионнным бюджетом.
99. «ЧТО СЛУЧИЛОСЬ С МАЛЫШКОЙ ДЖЕЙН?» (What Ever Happened To Baby Jane?), 1962, режиссер Роберт Олдрич.
Превосходный психологический триллер с отличным актерским ансамблем. Две постаревшие звезды-Бэтт Дэвис и Джоан Кроуфорд, по сути, играют самих себя. Фильм тоже был растащен на цитаты, вплоть до самого сюжета. А Дэвис так понравился ее персонаж, что она использовала похожие образы еще в нескольких фильмах, вышедших в последующие годы.
100. «ШЕСТЬ ЖЕНЩИН ДЛЯ УБИЙЦЫ» (Sei Donne Per L'Assassino), 1964, режиссер Марио Бава.
Очень хороший giallo, действие которого разворачивается в доме моды. Отличные декорации, красивые женщины во главе с бывшей моделью Евой Барток и действительно закрученная детективная и интрига. Очень стильный и красивый фильм.
Смотрите документальный фильм «Не совсем Голливуд-потрясающая, нераскрытая история австралийского эксплуатационного кино» (Not Quite Hollywood: The Wild, Untold Story of Ozploitation!, 2008), посвященный истории австралийского эксплуатационного кино 70-х-80-х годов прошлого века.

 

 
(продолжение)