Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 18 лет.


БЕРТ ЛАНКАСТЕР
(Burt Lancaster)

Актер родился 2 ноября 1913 года в Нью-Йорке, США. Умер 20 октября 1994 года в Сенчури-Сити, Калифорния, США в результате сердечного приступа. Его рост 185 см. Берт Ланкастер, один из пяти детей, родился на Манхэттене в семье Элизабет и Джеймса Генри Ланкастеров, почтового работника. Все его дедушки и бабушки были иммигрантами с севера Ирландии. Он был крутым беспризорником, рано увлекся гимнастикой. Он присоединился к цирку в качестве акробата и работал там, пока не получил травму. В армии во время Второй мировой войны он познакомился с актерским мастерством. Его первым фильмом был «Убийцы» (1946), который сделал его звездой. Он был актером-самоучкой, который научился этому бизнесу на ходу. В 1948 году он основал собственную продюсерскую компанию вместе с Гарольдом Хехтом и Джеймсом Хиллом, которые руководили его карьерой. Трижды был женат. Имеет пять детей. У него убийственная улыбка, которую он назвал «Ухмылкой». Прекрасное телосложение, о котором режиссер Джон Франкенхаймер сказал: «Никто никогда не был похож на Берта Ланкастера в «Красном корсаре» (1952)». Его фильмы часто отражали его очень либеральные политические убеждения. Начал карьеру ролями в вестернах. У актера очень характерная, отрывистая манера речи, а также хриплый голос с отчетливым нью-йоркским акцентом. Часто работал со знаменитым режиссером Джоном Франкенхаймером. Был поклонником немого фильма «Неизвестный» (1927), скорее всего, потому, что действие происходило в цирке, а сам Берт в начале своей жизни много времени проводил в цирке. Однажды он сказал, что ни одна сцена ни в одном фильме не произвела на него такого эмоционального впечатления, как в этом фильме, где Лон Чейни узнает, что Джоан Кроуфорд его не любит. В ноябре 1990 года во время посещения актера Даны Эндрюс, страдавшего болезнью Альцгеймера, у него случился тяжелый инсульт. Ланкастер оставался в больнице до февраля 1991 года и был выведен из строя и не мог говорить до своей смерти в октябре 1994 года. Был главным кандидатом Сесиля Де Милля на роль Самсона в картине «Самсон и Далила» (1949). Его сыну Джимми (род. в 1946 году) поставили диагноз шизофрения. Актер чувствовал соперничество с Марлоном Брандо, который добился славы, сыграв Стэнли Ковальски на Бродвее, роль, от которой Ланкастер отказался. Войдя в десятку лучших кассовых сборов в начале 1960-х годов, именно это чувство соперничества с Брандо, который был известен как актер и крупная кинозвезда, побудило Ланкастера погрузиться в художественные фильмы и более рискованные фильмы, такие как «Леопард» (1963) режиссера Лукино Висконти, чтобы проявить себя как актер и прослыть артистом, а не просто кинозвездой. После этой переориентации своей карьеры он выскользнул из топ-10 и больше никогда не привлекал больших кассовых сборов. Происходил от ирландских протестантов из Ольстера, эмигрировавших в США в 1880-х годах. Известный своими либеральными политическими симпатиями, он был одной из звезд голливудского кино, наряду с Марлоном Брандо, Сэмми Дэвисом-младшим, Чарльтоном Хестоном, Джуди Гарланд, Гарри Белафонте, Сидни Пуатье и Полом Ньюманом, участвовавшим в марше на Вашингтон в память о Мартине Лютере Кинге в августе 1963 года. Он специально прилетел домой из Европы, где снимал фильм, чтобы принять участие в марше. Он был финансовым сторонником Кинга и Южной христианской конференции лидеров. В 1947 году ему предложили роль Стэнли Ковальски в оригинальной бродвейской постановке «Трамвай Желание» после того, как первый выбор Джона Гарфилда был отклонен из-за его требований о проценте владения пьесой. Он отказался от роли, которая досталась Марлону Брандо и сделала его легендой. Одно из его требований заключалось в том, чтобы на съемках и в локациях у него была установлен турник, чтобы он мог выполнять акробатические трюки и оставаться в форме. Он признался, что на съемочной площадке с ним всегда случались странные вещи. Он жаловался на все, иногда очень громко. Однако к концу съемок съемочная группа полюбила его и ненавидела, когда он уходит, несмотря на его жалобы. Он так и не понял, почему это произошло. Он был известным ловеласом в Голливуде, что в конечном итоге привело к тому, что его жена Норма бросила его. До тех пор, пока в 1983 году ему не сделали экстренную четверную операцию по шунтированию сердца, он сохранял фантастическое физическое здоровье, которого добился в юности, будучи акробатом. Он поразил многих, кто его знал, своей явно огромной силой. Покровительствовал Монтгомери Клифту на съемочной площадке картины «Отныне и во веки веков» (1953) из-за большого таланта своего молодого партнера. Несмотря на свою непреходящую славу, он на удивление только дважды попадал в десятку лучших звезд, зарабатывающих деньги: № 4 в 1956 году и № 10 в 1963 году. Что еще более удивительно, его друг и коллега по фильмам Кирк Дуглас так и не попал в этот список за всю свою карьеру. Роберт Олтман хотел, чтобы он сыграл Неда Бантлайна в фильме «Баффало Билл и индейцы» (1976), потому что у него был «рост» великой кинозвезды, но он «мог играть это как своего рода чушь», что Олтман задумал: «Он полностью понимал фактор чуши и то, что он играл». Бантлайн, реальный писатель никелевых вестернов, придумал Баффало Билла Коди как героя вестерна. Олтман знал, что Ланкастер придумал себя как звезду, звезду нового типа, которая произвела революцию в кинематографе 1950-х годов. Сценарий его сына Билла Ланкастера для «Несносных медведей» (1976) был основан на его опыте обучения у отца. В детстве Билл был инвалидом из-за полиомиелита, и, по словам друга Джоэла Дугласа, сына Кирка Дугласа, персонажем Татума О'Нила в фильме был Билл. Тренер, которого играет Уолтер Маттэу, был основан на Берте, который был известен своей сварливостью. Актер выделил 150 000 долларов из собственных денег на завершение съемок фильма «Расскажи спартанцам» (1978) после того, как у производства закончились деньги, а до срока оставалось пять дней. График съемок уже был сокращен с 40 до 31 дня, чтобы сэкономить деньги. Заняв десятое место в опросе самых популярных кассовых звезд «Motion Picture Herald» в 1962 году, он опустился на 18-е место в 1963 году и больше никогда не появлялся в списке. Якобы появился на голливудской вечеринке по случаю вручения «Оскара» в конце 1950-х годов в стрингах и окрашенном баллончиком золотом, напоминая статуэтку премии после того, как аналогичный трюк проделал Рок Хадсон. Был вынужден сняться в четырех фильмах студии «United Artists» «Юные дикари» (1961), «Любитель птиц из Алькатраса» (1962), «Поезд» (1964) и «Тропа Аллилуйя» (1965) за гонорар в 150 тысяч долларов против его обычной ставки в 750 тысяч из-за превышения бюджетов его предыдущих фильмов, снятых на собственной студии «Hecht-Hill-Lancaster». В январе 1980 года он чуть не умер во время плановой операции по удалению желчного пузыря, когда операция, которая должна была длиться пять часов, превратилась в 11-часовое тяжелое испытание. После того, как орган был удален, группа врачей работала над восстановлением необычно маленького канала от желчного пузыря до кишечника, хотя позже Ланкастер сказал другу, что врач случайно разрезал клапан. Сообщается, что врач лег на пол, чтобы помолиться за жизнь актера. Ланкастер находился в реанимации 48 часов после операции. Он заработал много денег на «Аэропорте» (1970), который имел огромный успех благодаря 10 % прибыли, когда фильм достиг 50 миллионов долларов. Ланкастер сказал, что этот фильм был «худшим хламом из когда-либо созданных». Рассказал Брюсу Дэвисону, своему партнеру по фильму «Рейд Ульзаны» (1972), о розыгрыше, который он разыграл с Кирком Дугласом, который был на несколько дюймов ниже Ланкастера: «Я никогда не забуду время, когда мы готовились к нашей большой перестрелке, а я спрятал его подкладки под туфли. Он был так зол!». Самопровозглашенный атеист, он отказался от роли в ремейке «Бена-Гура» (1959), которую сыграл Чарльтон Хестон, но пошел по стопам Хестона, сыграв главную роль в «Моисее» (1974), телеэпопее стоимостью 5 миллионов долларов британской ATV-ITC и итальянской RAI Television. Когда репортер спросил его, следует ли он по стопам Хестона в пеплумах, Ланкастер ответил: «Если Чарльтон попал в ловушку библейских фильмов, это была его собственная вина-он принял ограничение». Хотя Ланкастер утверждал, что он атеист, некоторые из его друзей сомневались в этом. Отказался от главной роли в фильме «Паттон» (1970) из-за своих симпатий к войне во Вьетнаме, но активно боролся за главную роль в следующем фильме сценариста «Паттон» Фрэнсиса Форда Копполы «Крестный отец» (1972). Он предложил пройти кинопробу на роль Дона Корлеоне, и, несмотря на то, что руководство Paramount было заинтересовано в том, чтобы взять его на роль, Коппола хотел Марлона Брандо и получил его после того, как Брандо сделал свой собственную «кинопробу» (на самом деле это видео, снятое Копполой). И Джордж С. Скотт (сыгравший Паттона), и Марлон Брандо получали «Оскары» за эти роли и отказывались от них. Беззастенчивый политический либерал, председатель Фонда Американского союза гражданских свобод в Южной Калифорнии и активный участник кампании Джорджа Макговерна на президентских выборах 1972 года, Ланкастер был одним из 575 человек, включенных в «Список врагов» президента Ричарда Никсона 1973 года с коллегами-актерами Джином Хэкменом и Полом Ньюманом, издателем журнала Playboy Хью Хефнером и телепродюсером Норманом Лиром. Помогал оплачивать защиту Билли Дина Смита, солдата-негра, обвиненного в «фрагментации» двух офицеров во Вьетнаме в 1971 году. Ланкастер дал своим адвокатам 3000 долларов на экспертов по баллистике для дачи показаний в военном трибунале. Смит был оправдан. Был задействован в фильме «Старый гринго» (1989), но когда он прибыл в Мехико на репетиции в декабре 1987 года, студия сообщила ему, что его заменяют Грегори Пеком, поскольку страховка для них была слишком высокой. Он подал в суд на Columbia за свой гонорар в размере 1, 5 миллионов долларов и добился внесудебного урегулирования. В течение четырех лет пытался собрать финансирование для фильма Гектора Бабенко «Поцелуй женщины-паука» (1985), основанного на романе Мануэля Пуига, после того, как Бабенко подарил ему роман в 1981 году на церемонии Общества кинокритиков Нью-Йорка. Ланкастер должен был сыграть роль Молины, парикмахера-гея, который делит камеру с Валентином, политическим заключенным. Однако в июне 1983 года у Ланкастера случился сердечный приступ, а затем операция четверного шунтирования, и в возрасте 70 лет он практически не подлежал страховке. Ему пришлось отказаться от ролей в фильмах «Военные долины Марии» (1984), «Парк Горького» (1983), «Порождающая огонь» (1984) и мини-сериале «Наша эра».(1985). Позже фильм Бабенко был снят менее чем за 1 миллион долларов с Уилльямом Хертом в роли, которую хотел сыграть Ланкастер. Херт получил «Оскар» за лучшую мужскую роль Молины. Отклонил предложение за 1 миллион долларов сняться в ремейке «Бена-Гура» (1959). Если бы он принял это предложение, то одолел бы и Элизабет Тейлор («Клеопатра», 1963) как первую звезду-женщину, и Марлона Брандо («Из породы беглецов», 1960) как первую звезду-мужчину, преодолев порог гонорара в 1 миллион долларов. В июле 1965 года United Artists заключили соглашение с Ланкастером о прекращении сотрудничества с его продюсерской компанией Hecht-Hill-Lancaster, которая в конце 1950-х годов переживала финансовые затруднения из-за нескольких провалов и непомерных расходов и прекратила свою деятельность в 1959 году. Сумма долга составила 920 тысяч долларов. В 1964 году часть предложенного соглашения с UA заключалась в том, чтобы Ланкастер снялся в фильме «Джихад» (1966), но в конечном итоге эту роль сыграл Чарльтон Хестон. Во время Второй мировой войны он служил в отделении спецслужб, развлекая войска. Он находился в Италии большую часть войны. Перенес свой первый инфаркт на съемках фильма «Скотница Энни и маленькая попка» (1980) в 1979 году. Снялся вместе с Кирком Дугласом в семи фильмах: «Победа в Энтеббе» (1976), «Крутые мужики» (1986), «Семь дней в мае» (1964), «Список Эдриана Мессенджера» (1963), «Я всегда одинок» (1947), «Перестрелка в О. К. Коррал» (1957) и «Ученик дьявола» (1959). Он не был близким другом Кирка Дугласа, как это часто считалось. Их «дружба» была в значительной степени сфабрикована мудрой рекламой Дугласа. На самом деле они очень соперничали друг с другом и иногда в частном порядке выражали взаимное личное пренебрежение, несмотря на взаимное уважение к актерским талантам друг друга. Одной из немногих гуманитарных целей, с которыми он публично ассоциировал себя, были исследования СПИДа. В 1985 году он зачитал письмо Рока Хадсона, в котором сообщалось, что он умирает от СПИДа. Это было на голливудском ужине, на который осмелились прийти лишь очень немногие звезды, такие как Элизабет Тейлор и Берт Рейнольдс. В 1988 году был плакат с изображением Ланкастера с розой и надписью, призывающей людей быть осторожными. Лукино Висконти хотел взять Лоуренса Оливье на главную роль итальянского принца в фильме «Леопард» (1963), но его продюсер отклонил его предложение. Продюсер настоял на звезде кассовых сборов, чтобы оправдать высокий бюджет постановки, и, по сути, вынудил Висконти принять Берта Ланкастера. Десять лет спустя два оскароносных актера снова соревновались за роль другого итальянского принца, главаря мафии Дона Корлеоне, в фильме «Крестный отец» (1972), в конечном итоге проиграв Марлону Брандо. Ланкастера часто сравнивают с английским актером Дирком Богардом. Оба достигли успеха в коммерческих фильмах, затем сознательно поменяли свой имидж и ушли в авторское кино, потеряв популярность и кассовую привлекательность для продюсеров. Оба актера снялись в двух культовых фильмах Лукино Висконти: «Леопард» (1963) и «Семейный портрет в интерьере» (1974), а Богард в «Гибели богов» (1969) и «Смерти в Венеции» (1971). Присутствовал на похоронах Лукино Висконти в Риме в марте 1976 года. На пике роста он был 6 футов 1 дюйм, что можно увидеть в фильме «Вера Круз» (1954), где он явно на два дюйма ниже своего коллеги по фильму Гари Купера ростом 6 футов 3 дюйма. Первоначально было выбрано сыграть Сэма Фласки в картине Альфреда Хичкока «Под знаком Козерога» (1949), но вместо этого роль досталась Джозефу Коттену, потому что Ланкастер был сочтен слишком дорогим. Отдал два своих револьвера Ринго Старру, когда «Битлз» гостили в Голливуде в августе 1964 года. Когда кандидат от республиканцев Джордж Буш назвал Американский союз гражданских свобод «неамериканским» во время президентских выборов 1988 года, Ланкастер ответил появлением в телевизионной рекламе, в которой он сказал: «Меня зовут Берт Ланкастер, и у меня есть заявление. Я являюсь действительным членом ACLU». Пожизненный демократ и либеральный активист, он занял видное место в «Списке врагов» президента Ричарда Никсона из-за своей поддержки сенатора Джорджа Макговерна на президентских выборах 1972 года. В конце 1940-х годов он был почти занесен в черный список из-за своих либеральных политических убеждений, а ФБР хранило досье с подробным описанием его деятельности. Выступал за Майкла Дукакиса на президентских выборах 1988 года. «Расскажи спартанцам» (1978), хотя на момент выхода его мало кто видел, он широко считается величайшим антивоенным фильмом о Вьетнаме. Незадолго до обширного инсульта в ноябре 1990 года он обсуждал роль в продолжении фильма «Леопард» (1963). Некоторые из его друзей сказали ему, что он совершит большую ошибку. Самопровозглашенный атеист, он согласился сыграть коррумпированного евангелиста в «Элмере Гантри» (1960), потому что хотел сделать заявление против Билли Грэма. Его игра принесла ему «Оскар» за лучшую мужскую роль. Он не смог присутствовать на похоронах близкого друга Телли Саваласа, так как в то время был серьезно болен. Страстно искал роль умирающего композитора, обнаружившего свою гомосексуальность, в шедевре Лукино Висконти «Смерть в Венеции» (1971). Хотя роль досталась Дирку Богарду, позже Ланкастер сыграл профессора-затворника, который столкнулся лицом к лицу со своей скрытой гомосексуальностью в «Семейном портрете в интерьере» Висконти (1974). Участвовал в Марше в Вашингтоне за гражданские права 28.08.63 вместе с Чарльтоном Хестоном, Марлоном Брандо и Бобом Диланом. В 1987 году он присоединился к Грегори Пеку, Мартину Шину и Ллойду Бриджесу в телевизионной рекламе People for the American Way, либеральной группы действий, основанной Норманом Лиром, в противовес назначению Роберта Борка президентом Рональдом Рейганом в Верховный суд. В 1980-х он часто отказывался от наград за заслуги, полушутя говоря: «Отдайте их моему хорошему другу Кирку», поскольку он знал, что Кирк Дуглас будет счастливее оказаться в центре внимания. Утверждал, что многому научился у непринужденного актерского стиля и поведения Гари Купера на съемках «Веры Круз» (1954). На съемках фильма «Рейд Ульзаны» (1972) он сказал Брюсу Дэвисону, что за эти годы перенес столько пластических операций, что в возрасте 58 лет самым настоящим в нем были его глаза. Он также посоветовал Дэвисону не слишком публично участвовать в анти-вьетнамском движении, пока он не утвердится в Голливуде. Ему было почти 33 года, когда он появился в своем первом фильме «Убийцы» (1946), он работал цирковым акробатом с позднего подросткового возраста, после военной службы и выступления на Бродвее. Вместе с Грегори Пеком, Джеймсом Стюартом, Лайзой Миннелли и Орсоном Уэллсом свидетельствовали против раскрашивания старых фильмов Тедом Тернером в середине 1980-х годов. В конце 1950-х годов к нему подошел Джон Уэйн и предложил вместе снять вестерн. Ланкастер посмеялся над этой идеей, предположив, что им также понадобится Кирк Дуглас в фильме. На самом деле Ланкастер не стал бы работать с Уэйном, самым видным республиканским активистом Голливуда, который был активно вовлечен в антикоммунистическую истерию-часто называемую «охотой на ведьм»-раздутую сенатором Джозефом Маккарти в качестве одного из основателей, а затем Президент правого Альянса кинематографистов за сохранение американских идеалов. Ланкастер согласился сняться только вместе с Гари Купером, умеренным республиканцем, который дал расплывчатые показания Комитету Палаты представителей по антиамериканской деятельности (HUAC) в 1947 году, после того как Купер снялся в анти-маккартистском вестерне «Ровно в полдень» (1952). Несмотря на это, Ланкастер присоединился к минуте молчания в память Уэйна 11.06.79 во время съемок «Последних дней мертвых» (1980) после смерти Уэйна в Лос-Анджелесе. Поддержал неудачную кампанию Тома Брэдли на пост мэра Лос-Анджелеса в 1969 году. Заменил Лоуреенса Оливье в роли доктора Эрнста Яннинга в картине «Нюрнбергский процесс (1961)». Ланкастер был не в восторге от того, что Оливье часто путал его с Кирком Дугласом во время съемок картины «Ученик дьявола» (1959). Джейн Фонда призналась, что была опустошена потерей Ланкастера из «Старого гринго» (1989), потому что она так им восхищалась. Самопровозглашенный «человек Кеннеди», Ланкастер обедал с президентом Джоном Ф. Кеннеди в Белом доме. Он отложил выпуск «Семи дней в мае» (1964), когда президент был убит, а позже присоединился к своим коллегам-либеральным активистам Роберту Райану и Уиллу Гиру в главной роли в картине «Привести в исполнение» (1973), первом фильме о заговоре с целью убийства Кеннеди. Ланкастер заявил, что его «настоящая цель» заключалась в том, чтобы «вызвать у людей скептицизм». Присутствовал на мероприятии по сбору средств Элизабет Тейлор «Обязательство к жизни» 19 сентября 1985 года, несмотря на то, что его предупреждали, что его появление возродит давние слухи о его сексуальной ориентации. На мероприятии Ланкастер зачитал письмо Рока Хадсона, в котором он признал, что болен СПИДом. Ему помешали сыграть оскароносную роль Уилльяма Херта в роли яркого парикмахера-гея в фильме «Поцелуй женщины-паука» (1985), когда 26 августа 1983 года ему пришлось перенести четверное шунтирование после сердечного приступа. Он считал, что его голосовые связки были повреждены после того, как во время операции ему в горло вставили трубки. В 1961 году он объявил о своем намерении снять биографический фильм о Микеланджело Буонаротти, в котором он сыграет главную роль и, возможно, изобразит художника гомосексуалистом. Однако он был вынужден отложить проект из-за пятимесячного графика съемок фильма «Леопард» (1963). Позже Чарльтон Хестон сыграл Микеланджело в фильме «Муки и радости» (1965). Хестон в своей автобиографии отрицал, что художник был геем. В 1965 году отклонил роли Чарльтона Хестона в картине «Джихад» (1966) и Ричарда Бартона в фильме «Шпион, пришедший с холода» (1965). Вместе с режиссером Джоном Хьюстоном снял «Непрощенную» (1960) как левый ответ на эпический вестерн Джона Форда «Искатели» (1956). Получил сокращение зарплаты, чтобы снять «Охрану замка» (1969), который он намеревался сделать окончательным антивоенным фильмом и аллегорией конфликта во Вьетнаме. Отказался от роли Клинта Иствуда в роли Гарри Каллахана в фильме «Грязный Гарри» (1971). Сюжет, который некоторые называют фашистским-законник, который выходит за рамки закона, чтобы убить преступника-противоречил его вере в коллективную ответственность за уголовную и социальную справедливость и защиту прав личности. Актер подхватил гепатит на съемках фильма «Скотница Энни и маленькая попка» (1980). В 1987 году организация Aid for AIDS проголосовала за «Человека года» за его обширную работу от их имени, в том числе за разрешение использовать его фотографию на их ежегодной рождественской открытке. Первоначально он был выбран на роль Виктора Матюра в «Плащанице» (1953), но отказался от нее из-за христианской темы. Снялся в шести фильмах режиссера Джона Франкенхаймера. В 1957 году он попросил о встрече с директором ФБР Дж. Эдгаром Гувером, который ответил: «Я не буду приветствовать Ланкастера из-за его подрывных связей». Чтобы продлить свой паспорт в январе 1954 года, он был вынужден отправить письмо в Государственный департамент, в котором писал: «Теперь я не коммунист. Я никогда не был коммунистом и не симпатизирую коммунистическому движению». У него есть только один внук, внучка Кей, родившаяся в 1966 году от его сына Билла Ланкастера. Кстати, Билл написал сценарий культового фильма «Несносные медведи» (1976), имевшего несколько продолжений и ремейк. Дочь Сигле работала моделью, затем стала социальным работником. Имя его дочери Сигле произносится как Шейла. Его сын Джимми родился с деформацией стопы, и в детстве ему приходилось носить гипс, который приходилось постоянно менять. Когда дочь Джоанна родилась с такой же деформацией, они решили не использовать гипс, а посмотреть, перерастет ли она эту деформацию. Сына Билли назвали в честь мертвого брата Ланкастера. Его дочь Сьюзен Элизабет была названа в честь его матери Лиззи. У него есть пасынок Джон Шерер от вдовы Сьюзи. Одной из его первых актерских ролей, была роль в немузыкальной бродвейской пьесе «Звуки охоты» (1945) в роли сержанта Джозефа Муни. В следующем году он снялся в своем первом фильме «Убийцы» (1946). Его дом сгорел (как и многие другие) во время знаменитого пожара в Бел-Эйр-Брентвуде 6 ноября 1961 года. Он был потомком английских эмигрантов в Ольстере. По иронии судьбы, он не был очень хорошим пловцом, несмотря на то, что был чрезвычайно разносторонним спортсменом со времен циркового акробата, и ему пришлось тренироваться с профессиональным тренером по плаванию для роли в «Пловце» (1968), роль, которую он взял после того, как спросил свою дочь Джоанну, что она думает о сценарии. По его желанию он был похоронен без какой-либо панихиды. На его могиле в Мемориальном парке Вествуд есть надгробие, на котором просто написано: «Берт Ланкастер, 1913-1994». Ему предложил роль Монтгомери Клифта в «Красной реке» (1948) агент Чарльз К. Фельдман, который пытался подписать контракт с бывшим акробатом, но Ланкастер только что подписал контракт с агентом Гарольдом Хехтом и поэтому отказался от роли, чтобы сняться в фильме «Убийцы» (1946). Ему предложили роль в картине «Дикие гуси» (1978), но он считал ее хуже, чем в «Ашанти» (1979), которой он интересовался, но условия не могли быть согласованы. Во время Великой депрессии он зарабатывал себе на жизнь, работая обнаженной моделью днем и поющим официантом ночью. В конце 1940-х годов он вел переговоры о том, чтобы сыграть главную мужскую роль в фильме под названием «Грешник, поцеловавший ангела» с Ларейн Дэй, но проект так и не был реализован, потому что Ланкастер ненавидел сюжетную линию и отказался делать это, из-за чего студия все отменила. Не начал сниматься, пока ему не исполнился 31 год. Рассматривался на роль Грегори Пека в картине «Вертикальный взлет» (1949). Отказался от главной роли в фильме «Город тьмы» (1950), которая досталась Чарльтону Хестону как его дебют в кино. Он искал роль дона Вито Корлеоне в фильме «Крестный отец» (1972) до того, как был выбран Марлон Брандо, но никогда не рассматривался на эту роль. Несмотря на свою репутацию человека, обладающего физической силой и ловкостью и поддерживающего свое тело в наилучшей форме, он был заядлым курильщиком. Сообщается, что в день своего 80-летия он впал в кому. Сильный и подвижный человек, несмотря на постоянное курение, из-за того, что он был цирковым акробатом, он, к сожалению, потерял две роли в фильмах Сесила Б. Демилля из-за политики. Демилль, ультраконсервативный республиканец, отказался рассматривать Ланкастера, либерального демократа, на роли в фильмах «Самсон и Далила» (1949) и «Величайшее шоу мира» (1952). Сидней Поллак говорил, что вплоть до 1975 года, когда ему было за 60, Ланкастер все еще делал гигантские качели в баре, курил сигареты, пил мартини каждый вечер и бегал трусцой три раза в неделю. По его завещанию, после его смерти не должно было быть панихиды. Он сказал Бернардо Бертолуччи на съемках «Двадцатого века» (1976), что за эти годы перенес столько пластических операций, что его глаза были единственной настоящей чертой лица. В более поздних фильмах он носил шиньон, но отказался от него для художественных фильмов. Сын Джеймса (1876-1961) и Элизабет (1877-1929) Ланкастер. Оба родились в Нью-Йорке. Съемки фильма «Через реку и в деревья» режиссера Валерио Зурлини с Ланкастером и Одри Хепберн в главных ролях должны были начаться в апреле 1981 года, но производство в конечном итоге было заморожено. По крайней мере, в одной его биографии утверждалось, что он был бисексуалом и на протяжении всей своей жизни имел сексуальные отношения с мужчинами. Был известен как очень закрытый человек и не любил слишком часто давать интервью. Его единственная внучка, Кей Кристин Ланкастер, умерла в возрасте 51 года 20 августа 2017 года. Ее прах похоронен вместе с прахом ее отца Билла Ланкастера. У нее не было детей. На съемках фильма «Представитель закона» (1971) он схватил режиссера Майкла Уиннера и угрожал сбросить его с горы в Дуранго, Мексика. В 1984 году получил награду за психическое здоровье от отделения психиатрии Калифорнийского университета в Ирвине. Заставил будущего кавалера своей дочери Джоанны карабкаться по 25-футовой веревке, прежде чем тот получил разрешение на свидание с ней. Первая жена Джун Эрнст была акробатом-подростком, когда они поженились. Чтобы произвести впечатление на клиентов в Marshall Fields, он обычно делал стойку на руках на прилавке и катил тележку по проходу. Партнер по бриджу Нормана Мейлера в 1960-х годах. Во время службы в армии США он познакомился с артисткой USO Нормой Андерсон, которая помогла ему пройти прослушивание в театре, когда он вернулся в Нью-Йорк. Он женился на ней после съемок в картине «Убийцы» (1946). Получив травму во время выступления в роли акробата, он работал водителем грузовика, пожарным, упаковщиком мяса и продавцом галантерейных товаров в сети универмагов Marshal Fields. Директор ФБР Дж. Эдгар Гувер приказал хранить файлы по Ланкастеру с 1948 по 1963 год. Когда он был одним из организаторов турнира по гольфу среди знаменитостей, Джон Хьюстон, снявший его в фильме «Непрощенная» (1960), нанял небольшой самолет, чтобы сбросить тысячи мячей для пинг-понга с надписью «Берт Ланкастер-отстой» из-за спора между ними. Один из немногих актеров, удостоенных чести выступить на марше Мартина Лютера Кинга на Вашингтон в 1963 году. Выступал за Джорджа Макговерна на президентских выборах 1972 года. Отказался от стипендии для игры в баскетбол в Нью-Йоркском университете, чтобы стать акробатом цирка братьев Кей. В детстве был избит матерью за то, что принес домой не ту мелочь из продуктового магазина. Подрался на ножах во время учебы в средней школе ДеВитта Клинтона в Нью-Йорке. Он получил травмы, из-за которых несколько месяцев был прикован к постели. Призван в 1942 году в армию США. Служил в отряде специального назначения 5-й армии. В юности он хотел быть оперным певцом, так как у него было хорошее сопрано, но в 17 лет потерял его, когда у него сломался голос. Однако его страсть к опере никогда не ослабевала, поскольку он входил в правление оперной труппы Лос-Анджелеса. Его любовь к искусству передалась его детям, которые все связаны с ними. Во время съемок фильма «Профессионалы» (1966) на перевале Койот в Долине огня в Неваде он взобрался на одну из скал высотой 150 футов. Ему было 53 года.
Некоторые гонорары актера: «Убийцы» (1946)-20 000 долларов, «Грубая сила» (1947)-45 000 долларов, «Ярость пустыни» (1947)-1250 долларов в неделю, «Отныне и вовеки веков» (1953)-120 000 долларов, «Молодые дикари» (1961)-150 000 долларов, «Нюрнбергский процесс» (1961)-750 000 долларов, «Любитель птиц из Алькатраса» (1962)-150 000 долларов, «Семь дней в мае» (1964)-200 000 долларов, «Поезд» (1964)-150 000 долларов, «Тропа Аллилуйя» (1965)-150 000 долларов, «Скорпион» (1973)-750 000 долларов + 10% от прибыли, «Последнее сияние сумерек» (1977)-750 000 долларов.
У актера есть «Оскар» за лучшую роль в картине «Elmer Gantry» (1960), а также номинации за лучшие роли в фильмах «Atlantic City» (1980), «Birdman of Alcatraz» (1962) и «From Here to Eternity» (1953). Британская киноакадемия вручила актеру свой приз «BAFTA» за лучшую роль в картинах «Atlantic City» (1980) и «Birdman of Alcatraz» (1962), а также номинировала за лучшую роль в картине «Elmer Gantry» (1960) и лучшую роль второго плана в фильме «Local Hero» (1983). На Берлинском международном кинофестивале Ланкастер был назван лучшим актером за роль в фильме «Trapeze» (1956). Итальянская киноакадемия вручила Ланкастеру свой приз «David di Donatello» как лучшему актеру за роли в фильмах «Atlantic City» (1980) и «Gruppo di famiglia in un interno» (1974). У актера есть «Золотой глобус» за лучшую роль в фильме «Elmer Gantry» (1960), а также номинации за роли в фильмах «Phantom of the Opera» (1990), «Atlantic City» (1980), «Birdman of Alcatraz» (1962) и «Rainmaker» (1956). На Венецианском международном кинофестивале Ланкастер был признан лучшим актером за роль в фильме «Любитель птиц из Алькатраса» (1962). В 1958 году у актера появилась собственная звезда на Аллее славы.
«Пусть встанет настоящий Берт Ланкастер!»-так называлась статья о творчестве этого актера, опубликованная несколько лет назад в журнале «Лайф». Что же имел в виду автор, вложивший в этот заголовок некоторый оттенок неодобрения? Прежде всего разноплановость сыгранных Ланкастером ролей, ибо он был одним из тех, кто начал расшатывать постамент, на котором столько лет прочно зиждилась голливудская система «звезд». В том, что этот актер«звезда», ни у кого не было никаких сомнений: астрономические цифры гонораров, большое количество сыгранных ролей, непреходящий успех у публики. Но ведь «звезда» это и постоянный образ, к которому привыкает зритель, а Ланкастер, что ни роль, поворачивается какой-то иной своей стороной!
Правда, в начале работы Ланкастера в кино его амплуа казалось весьма четким и определенным. Перед ним простирались соблазнительно легкие пути. Он мог следовать примеру Кларка Гейбла, сексуальный магнетизм которого помог ему почти тридцать лет продержаться на экране в одном и том же качестве-героя-любовника. И не просто продержаться, а долгое время быть «звездой № 1» на голливудском небосклоне. Ланкастер, правда, не был так красив, как этот кумир скучающих домохозяек, но известно, что смазливые красавцы сейчас не в моде. Грубоватое, как бы высеченное из камня лицо с тяжелым подбородком, пышным чубом и простецкой улыбкой, широкие плечи и исходящее от Ланкастера ощущение сдержанной силы более соответствуют современным представлениям о мужской красоте. Второй путь был еще более перспективным. Блестящее владение своим тело-мрезультат спортивной натренированности и цирковой подготовки-открывало перед Ланкастером будущность преемника Эррола Флинна-героя многочисленных приключенческих фильмов. Наши зрители помнят героя «Королевских пиратов» и «Приключений Робин Гуда». Всевозможные чудеса акробатики Берт Ланкастер проделывал ничуть не хуже Флинна. Но, попробовав и то и другое, Ланкастер не остановился ни на одном из этих образов, а выбрал трудный путь характерного актера, который, сохраняя свою основную актерскую тему, ухитряется быть разным в каждой новой роли. Однако начало актерской карьеры Ланкастера было типичным для голливудских кинозвезд, которых приводит на это поприще капризный и слепой случай. Тридцать пять лет своей жизни Бертон Стефан Ланкастер и не помышлял о кино. Мечты этого стройного молодого человека, выросшего в семье бедного нью-йоркского клерка, не простирались дальше спортивной карьеры. Его высокий рост обеспечил ему прочное место в бейсболе, а это в свою очередь помогло поступить в университет, где Ланкастер блистал, правда, лишь успехами в спорте, мечтая в будущем о месте преподавателя физкультуры в колледже. Но терпения осилить до конца курс наук не хватило. В конце второго года учебы Ланкастер вместе с одним из своих товарищей подготовил акробатический номер с шестом и начал трудную жизнь странствующего акробата. Цирки менялись один за другим, помещения были маленькими, плохо освещенными, очень часто Ланкастера, державшегося на пятнадцатиметровом перше на голове партнера, вообще не было видно. Все это длилось около десяти лет. Сразу же после вступления США во вторую мировую войну двадцативосьмилетнего Ланкастера призвали в армию, где он был включен в состав эстрадной группы, развлекавшей американских солдат.
После окончания войны Ланкастер случайно познакомился в Нью-Йорке с ассистентом театрального продюсера, которому для бродвейского спектакля «Звуки охоты» нужен был высокий, стройный, широкоплечий актер на роль сержанта. Ланкастера пригласили на пробу и тут же утвердили. Пьеса провалилась, но критики благожелательно отозвались о дебютанте, и он получил сразу семь предложений сниматься в кино. По совету импресарио, начинающий актер решил сыграть полицейского в уголовной драме «Фурия пустыни». Роль не удалась. Выпуск фильма на экран задержался как раз настолько, чтобы актер в 1946 году успел сняться в экранизации новеллы Хемингуэя «Убийцы». Короткая, трехстраничная новелла не давала материала для полнометражного фильма, и ее расцветили многочисленными подробностями историей боксерского прошлого героя, его романом с коварной обольстительницей, не чуждой уголовному миру, и т. д. Эти вставки, сделав более плавным движение сюжета, во многом уничтожили ту атмосферу, которая была главной в рассказе. И все же в нескольких ключевых эпизодах режиссеру Роберту Сьодмаку сопутствовала удача. Лучший эпизод картины разговор Ника Адамса с Оле Андерсоном-целиком обязан своим успехом Ланкастеру. На всем его протяжении мы почти не видим лица актераон лежит отвернувшись. Но его поникшая спина, только напоминающая о былой силе, его потерявший окраску, словно «шелестящий» голос выражают такую безысходность, что становится страшно. Он произносит совсем мало слов. Но и молчание его довольно выразительно и красноречиво. Эта отличительная черта дарования Ланкастера проявилась уже здесь, в первой картине, принесшей ему признание. В 1948 году актер вместе со своим импресарио организовал кинофирму «Хект-Ланкастер», популярность которой принесли в основном приключенческие ленты-«Пламя и стрела», «Пират в алом», «Женщина южных морей», где Ланкастер ловко взбирался по канату, качался на висячих канделябрах и расправлялся со множеством врагов. На эти зрелища публика повалила толпой, принося фирме большие деньги, а Ланкастеру шумный успех. Потом актер писал об этих своих ролях: «В большинстве моих ранних картин мы заполняли провалы в сюжете действием. Как только ситуация становилась малодостоверной, тотчас же вводился эпизод, где я прыгал через высокий забор или ударял злодея мешком с бобами по голове. После этого я обнимал девушку-и слабое место в сюжете было ликвидировано». Эти слова показывают, что Ланкастер не обманывался относительно природы своего успеха. Уже в этот период он тянется к другим, более серьезным ролям и в 1953 году снимается в одном из лучших своих фильмов «Отсюда в вечность». Эта экранизация романа Джеймса Джонса, осуществленная режиссером Фредом Циннеманом, рассказывала о буднях полка американской армии на Гавайях в канун нападения японцев на ПирлХарбор. Задыхается в обстановке казарменной жестокости, страха и бесправия рядовой Роберт Прюитт (Монтгомери Клифт). Забивают до смерти в тюрьме веселого итальянца Анджелло (Фрэнк Синатра), не желавшего мириться с расизмом и насилием над личностью. В этом страшном мире сержант Милтон Уорден ухитряется не только выжить, но и остаться самим собой, противопоставив оболванивающей муштре силу своего духа. Не раз на протяжении фильма приходится удивляться неожиданной многомерности характера героя. В одной из сцен Уорден-Ланкастер играет в карты, играет расчетливо и осторожно, как и полагается это делать человеку, застегнувшему душу на все пуговицы. А несколькими эпизодами позже он беспечно пьянствует в кабачке с солдатами, беспечно до тех пор, пока один из них не начинает надвигаться на другого с осколком бутылки в руке. Взгляд выросшего между ними сержанта холоден и тверды его пальцы, сжавшие руку драчуна. Впечатление сильного, но несколько грубоватого человека, уже сложившееся у зрителей после этих сцен, вдруг опрокидывается эпизодом на пляже, куда приходит Милтон со своей возлюбленной. Здесь актер поражает широтой и безоглядностью чувства своего героя. Но как ни велико оно, даже ради него Уорден не может поступиться своими убеждениями, примкнуть к стану тех, кто уродует жизнь солдат. Нет, пожалуй, в творчестве Ланкастера другой роли, которая бы так точно соответствовала характеру самого актера. Его тоже многие считают человеком грубоватым, примитивным. Однако не только многие его последующие роли, но и устные высказывания свидетельствуют об ином. Например, когда в 1957 году «Журнал танца» обратился к различным знаменитостям с вопросом «Что значит для вас танец?», ответ Ланкастера, горячо любящего музыку и балет, оказался одним из самых глубоких.
«В искусстве вообще-написал он-меня больше всего привлекает выявление индивидуальности творца. В танце же благодаря затрачиваемой на него огромной физической энергии, которая является трамплином для подлинного выявления психики, человеческая личность раскрывается во всей своей наготе». У Ланкастера лучшая коллекция картин в Голливуде. Он часто читает лекции об искусстве кино, выступает в качестве борца за равенство рас.
Главное же, есть в нем та человеческая цельность, которая помогает ему, как и Милтону Уордену, не сворачивать с раз избранного пути. Он решил стать хорошим актером и стал им, хотя для этого ему пришлось пожертвовать успешной карьерой продюсера. Дела организованной им вместе с Хектом фирмы шли блестяще. Выпущенный ею фильм «Марти», на производство которого было затрачено всего триста тысяч долларов, принес пять миллионов чистой прибыли. Всего за несколько лет партнеры заработали гигантскую сумму тридцать пять миллионов долларов. В новом роскошном здании правления работало уже семьдесят сотрудников. Но в 1957 году Ланкастер неожиданно сказал: «Хватит!» Для того чтобы фирма могла нормально работать, он должен был посвящать ей много времени. А главным для него было актерское творчество. И фирма прекратила свое существование. Это решение вызвало целую волну пересудов. «Где это видано, чтобы человек сам отказывался от денег, плывущих ему в руки?»неодобрительно покачивали головами голливудцы. И это обстоятельство лишь усилило их неприязнь к непонятному человеку. Ланкастера не любят в американской кино-столице. За то, что ему всегда сопутствует успех. За то, что он не участвует в светской жизни. За то, что не дает пищи сплетням. За то, что не заигрывает с прессой. Но сам актер не обращает на все это ни малейшего внимания, целиком отдаваясь творчеству. Еще в бытность собственным продюсером, в 1955 году, он попробовал свои силы в режиссуре, поставив вестерн «Кентуккиец». Работа оказалась неудачной. И Ланкастер нашел в себе силы сказать: «Я давно уже понял, что быть режиссером несложно. Сложно быть хорошим режиссером. Если я еще когда-нибудь поставлю фильм, то не буду в нем сниматься». Но за многие годы, прошедшие с той поры, он ни разу не вернулся к режиссуре. Сосредоточившись на актерской деятельности, Ланкастер в 1957 году в фильме «Сладкий запах успеха» сыграл откровенно отрицательную роль-могущественного негодяя, газетного обозревателя, человека сильного, властного и жестокого. По тем временам это был случай беспрецедентный. Обычно «звезды», зная, что зрители, как правило, отождествляют актера с изображаемым им персонажем, не решались рисковать. Ланкастер решился. Роль была сыграна великолепно, но фильм провалился в прокате. Однако и это не остановило актера. Три года спустя он исполнил главную роль в фильме «Элмер Гентри»-острой сатире на американскую церковь. Его герой здесь-тоже цельная натура. Он законченный негодяй, который ни разу в жизни не совершил ни одного доброго поступка, никому не принес любви и блага, к чему столь часто призывал в своих проповедях. Элмер Гентри никогда не изменял самому себе, ибо его главный принцип беспринципность. Это тот же Милтон Уорден с «небольшой поправкой»: все плюсы его характера заменены на минусы. Перемена ощущается даже во внешнем облике актера. Грима почти нет. Все та же привычная высокая, широкоплечая фигура, открытое лицо, но на нем непривычное выражение-этакая елейная смесь показного благочестия, лицемерия и хитрости. Лишь в начальных эпизодах Гентри-лучший футболист и спортсмен колледжа, страстный пьяница и бабник, который, еще не помышляя о духовной карьере, весело прожигает жизнь-во многом напоминает прежних героев Ланкастера, безудержно сильных, безоглядно бесшабашных. Но вот мать молодого человека вкупе с местными пуританами добилась его возвращения в лоно церкви, и Элмера будто подменили. Этот рослый детина, дотоле и не подозревавший о существовании таких понятий, как порядочность, добро, разум, начал произносить с кафедры слова о любви к ближнему, душе и прочих высоких материях. Бархатный баритон придал им значительность, и проповеди имели успех. Кстати сказать, в отличие от молчаливых положительных героев Ланкастера, этот персонаж говорит без конца. Его так и подмывает говорить-не важно что, не важно кому только сейчас же, сию же минуту. И слышать гром аплодисментов. Знаменитый американский драматург Клиффорд Одетс, написавший сценарий фильма «Сладкий запах успеха», однажды назвал шесть разновидностей героев Ланкастера: 1. Уверенный в себе. 2. Дикий (огромная физическая энергия плюс бездумный энтузиазм). 3. Отечески покровительственный. 4. Жестокий. 5. Мнимый джентльмен. 6. Мошенник. Пожалуй, все шесть уместились в образе Элмера Гентри. За эту роль Ланкастер получил «Оскара», хотя его соперниками выступали такие актеры, как Спенсер Трэйси, Лоуренс Оливье, Джек Леммон и Тревор Ховард. Следующим большим успехом Ланкастера стала роль Эрнста Яннинга в фильме Стэнли Крамера «Нюрнбергский процесс». Но этот отрицательный образ резко отличается от предыдущего, ибо он не сатирический, а трагический. Яннинг-один из полюсов многопланового серьезного фильма об ответственности каждого человека за все, происходящее вокруг. Фильма, одна из основных задач которого-показ того, как та же логика событий, те же причины толкают американского судью Хейвуда (Спенсер Трэйси) на повторение ошибки, которая стала трагедией жизни его немецкого коллеги Яннинга (Берт Ланкастер). Хейвуд все время чувствует невольную симпатию к этому сильному и умному человеку. Он хочет понять, что толкнуло того на капитуляцию перед фашизмом. Аристократ, высокообразованный, талантливый юрист, человек в прошлом прямой и смелый, одернувший как-то даже самого фюрера, написавший после принятия Веймарской конституции слова: «наконец-то мы можем рассчитывать на Германию справедливую, в которой люди смогут жить, а не умирать, на Германию свободную и гуманную, на Германию, пробуждающую лучшие чувства», как мог он стать пособником массовых преступлений перед человечностью? Сам Яннинг не дает ответа на этот вопрос, мучающий Хейвуда. Первые две трети судебного процесса он вообще пребывает в гордом и холодном молчании. (Удивительное умение Ланкастера выразительно молчать здесь проявляется особенно сильно.) Его адвокат, господин Рольфе, объясняет это молчание тем, что бывший рейхс-министр юстиции не считает суд правомочным разбирать его дело. «В чем была обязанность Эрнста Яннинга? спрашивает адвокат. Исполнять законы своей страны или отказаться исполнять их и тем самым стать предателем?» А сам обвиняемый, замкнувшийся в себе, просто не отвечает ни на один вопрос и не делает никаких заявлений. Удивительно, как актер, сидящий большую часть фильма с неподвижным, почти каменным лицом умеет донести до зрителей переживания своего героя! Сердитый взгляд на свидетеля защиты, который пытается помочь ему. Тень недовольства, ложащаяся на лицо во время разглагольствований защитника. И неожиданный вопрос: «Вы снова хотите повторить все это?», обращенный к нему. Именно в этот момент, когда защитник Рольфе воскресил сцену фашистского судилища, Яннинг отчетливо понял, что попытка доказать его невиновность приведет к оправданию смертей и ужасов концлагерей, куда люди попадали по подписанным им судебным приговорам. Теперь Яннинг начинает говорить, сначала как бы делая усилие над собой, а потом все больше и больше распаляясь: он хочет объяснить этим людям, как это могло произойти. Окончив речь, он несколько мгновений сидит неподвижно. Потом встает и, все еще потрясенный тем автопортретом, который он нарисовал, проходит к своему месту. В его движениях, походке, жестах столько достоинства, что даже сейчас, после всего услышанного, мы невольно испытываем уважение к человеку, трагедия которого в том, что он изменил самому себе, своим убеждениям. Сразу же после аристократа Яннинга (а Ланкастер в этой роли был по-настоящему аристократичен, в нем чувствовались порода и хорошее воспитание) актер сыграл роль неграмотного убийцы Роберта Страуда в фильме «Узник Алькатраца». Почти полвека просидел в одиночке этот человек, осужденный на пожизненное заключение, и не только не сломился, а, наоборот, начав с азов, нашел в себе силы стать ученым-крупнейшим специалистом по болезням птиц. Ланкастер снова почти без слов сыграл несгибаемую волю, огромную настойчивость, бесконечное терпение и удивительный самоконтроль, которые присущи и ему самому. «Страуд не станет ни кем иным, кроме как самим собой-говорит Ланкастер,а это главное в человеке». Два этих фильма, особенно «Нюрнбергский процесс», принесли Ланкастеру международную известность. В 1962 году Лукино Висконти пригласил его в Италию сыграть главную роль в фильме «Леопард» аристократа князя Салину, последний осколок уходящего в прошлое пышного феодального уклада. Пожалуй, ни в одном другом фильме не проявилась так полно удивительная пластичность, свойственная этому актеру. Вот он идет по длинной анфиладе комнат, где сверкает натертый паркет и зеркала отражают холодноватый порядок старинного родового дома, как будто уже чуть-чуть припорошенного пылью истории. И, несмотря на спокойствие и привычную величавость движений, ясность взгляда, мы чувствуем, что это прощальный проход человека, знающего, что скоро он навсегда простится со всем этим. Вообще весь образ Салины Ланкастер с помощью режиссера строит на плавных, неторопливых, величавых ритмах, помогающих воссоздать и облик подлинного аристократа, понимающего, что близится смерть его класса, и истинный масштаб вытекающей отсюда трагедии. Висконти писал впоследствии: «Князь был очень сложным характером: временами деспотичный, грубый, сильный; временами-романтичный, хороший, все понимающий; иногда даже глупый, но всегда загадочный. Все это относится и к Берту Ланкастеру. Я думаю, что Берт-самый загадочный человек, которого я встречал в своей жизни». На премьере «Леопарда» в США Ланкастера не было. В это время он уже снимался в фильме «Семь дней в мае». А потом, в 1965 году, отправился во Францию на съемки «Поезда». Оба фильма поставлены одним режиссером Джоном Франкенхаймером. На долю Ланкастера выпала задача создать обличительный портрет пентагоновского генерала, холодного фанатика, готовящего военный переворот. Ему удалась эта роль, как и новая для него роль простого рабочего человека с могучими, привыкшими к труду руками в фильме «Поезд». Расстреляв машиниста, немцы заставляют его, Лябиша, диспетчера на железнодорожной станции, вести состав с бесценным грузом-полотнами Ренуара, Сезанна, Пикассо, Брака, вывозимыми из Франции в Германию. Как могучая каменная глыба высится Лябиш-Ланкастер в финальном эпизоде картины-последнем поединке с бездушным эстетом, немецким полковником фон Вальдхеймом (Пол Скоффилд), который презрительно бросает ему: «Вы, вероятно, даже не видели этих картин». Как объяснить этому лощеному пруссаку с невидящим, рыбьим взглядом, что чувствует в этот момент человек, заплативший за спасение картин жизнью почти всех своих товарищей и сотен заложников? Ни слова не произносит Лябиш, только медленно поднимает автомат и дает очередь. Фильм «Поезд» весьма показателен для творчества Ланкастера последних лет, в котором встречаются и приключенческие ленты, использующие лишь его внешние данные и спортивную подготовку, и картины сложного психологического плана. И хотя первые из них даже поставлены известными режиссерами-Джоном Старджесом, Ричардом Бруксом. Джоном Хьюстоном, а игра Ланкастера отличается высоким профессиональным уровнем, специального анализа она не заслуживает. На ролях же в фильмах второго рода стоит остановиться подробнее. Наиболее интересна из работ Ланкастера конца 60-х годов его роль в фильме «Пловец» по рассказу Джона Чивера. Сам рассказ очень любопытен. Начинаясь как сугубо реалистическое повествование о богатом и счастливом человеке, у которого прихоть-добраться до своего дома вплавь, по бассейнам прилегающих друг к другу участков, он оборачивается психологической аллегорией, рисующей, как меняются сам человек и отношение окружающих к нему, когда он из богатого становится бедным. Это одновременно притча о могуществе денег в американском обществе и о внезапном прозрении лишившегося их человека, всю жизнь отбрасывавшего от себя все неприятное, жившего в своем выдуманном мире, далеком от реального. Героя и играет Берт Ланкастер. Вначале это-моложавый, стройный, подтянутый человек, весьма оптимистически смотрящий на жизнь. Но проходит бассейн за бассейном, и по мере того, как меняется реакция их владельцев, становящихся все суше, нелюбезнее, неразговорчивее, меняется и наш герой. Уходит уверенность в себе, апломб, чувство собственного превосходства-перед нами постаревший, сгорбившийся, замерзший даже не столько физически, сколько душевно, человек. Эту трансформацию актер передает блестяще. Удается ему здесь и внутренний монолог, который всегда труден для исполнителя. Хотя сам Ланкастер произносит немного слов, сочетание выражения лица с закадровым голосом, вводящим зрителей в круг его раздумий, все более и более невеселых, очень многое дает для понимания трагедии, развертывающейся на наших глазах. И, наконец, последняя по времени значительная роль актера-Мел Бейкерсфилд в фильме «Аэропорт»-довольно средней экранизации нашумевшего романа. В затянутой, перегруженной диалогами и сантиментами картине Ланкастеру удалось показать в своем герое страстную одержимость делом, прячущую под собой затаенную грусть сильного, цельного человека, под влиянием обстоятельств вынужденного расстаться с иллюзиями и надеждами. Берт Ланкастер уже немолод. В 1973 году ему исполнилось шестьдесят. Больше четверти века в кино, около пятидесяти сыгранных ролей уже можно подводить некоторые итоги. В связи с этим вспоминается рассказ Джона Голсуорси «Человек, который сохранил себя». Оно джентльмене, который, несмотря на все превратности жизни, приведшие его из аристократического колледжа на кучерский облучок, остался таким же, каким и был-цельным, независимым, гордым. Суть этой истории кажется мне сходной и с биографией и с творчеством Берта Ланкастера с той только разницей, что жизнь несла его не сверху вниз, а в обратном направлении. Но и он сам и герои его лучших фильмов, несмотря на внешнюю непохожесть и разницу характеров, также умели оставаться самими собой до конца.

Выборочная фильмография:

«Поле чудес» (1989)
«La bottega dell'orefice» (1988)
«Ракета на Гибралтар» (1988)
«Первый день» (1987)
«Крутые мужики» (1986)
«Маленькое сокровище» (1985)
«Уик-энд у Остермана» (1983)
«Местный герой» (1983)
«Шкура» (1981)
«Скотница Энни и маленькая попка» (1980)
«Атлантик-Сити» (1980)
«Рассвет зулусов» (1979)
«Расскажи спартанцам» (1978)
«Остров доктора Моро» (1977)
«Последний отблеск сумерек» (1977)
«Перевал Кассандры» (1976)
«Победа в Энтеббе» (1976)
«Баффало Билл и индейцы» (1976)
«Двадцатый век» (1976)
«Семейный портрет в интерьере» (1974)
«Человек полуночи» (1974)
«Привести в исполнение» (1973)
«Скорпион» (1973)
«Рейд Ульзаны» (1972)
«Вальдес идет» (1971)
«Представитель законов» (1971)
«Аэропорт» (1970)
«Шелкопряд» (1969)
«Охрана замка» (1969)
«Пловец» (1968)
«Охотники за скальпами» (1968)
«Профессионалы» (1966)
«Тропа Аллилуйя» (1965)
«Поезд» (1964)
«Семь дней в мае» (1964)
«Список Эдриана Мессенджера» (1963)
«Ребенок ждет» (1963)
«Леопард» (1963)
«Любитель птиц из Алькатраса» (1962)
«Нюрнбергский процесс» (1961)
«Юные дикари» (1961)
«Элмер Гантри» (1960)
«Непрощенная» (1960)
«Ученик дьявола» (1959)
«За избранными столиками» (1958)
«Идти тихо, иди глубоко» (1958)
«Сладкий запах успеха» (1957)
«Перестрелка в О.К. Коррал» (1957)
«Продавец дождя» (1956)
«Трапеция» (1956)
«Татуированная роза» (1955)
«Человек из Кентукки» (1955)
«Вера Круз» (1954)
«Апач» (1954)
«Хозяин острова О'Киф» (1954)
«Три моряка и девушка» (1953)
«Отныне и вовеки веков» (1953)
«Женщина южных морей» (1953)
«Вернись, малышка Шеба» (1952)
«Красный корсар» (1952)
«Десять высоких мужчин» (1951)
«Джим Торп: Настоящий американец» (1951)
«Долина места» (1951)
«Мистер 880» (1950)
«Огонь и стрела» (1950)
«Веревка из песка» (1949)
«Крест-накрест» (1949)
«Поцелуями сотри крови с моими руками» (1948)
«Извините, ошиблись номером» (1948)
«Все мои сыновья» (1948)
«Я всегда одинок» (1947)
«Девушка из эстрады» (1947)
«Ярость пустыни» (1947)
«Грубая сила» (1947)
«Убийцы» (1946)