Актер родился 12 сентября 1931 года в Гудмейсе, Эссекс,
Англия. Умер 19 июня 2020 года в Лондоне, Англия, от болезни Паркинсона.
Рост 165 см. Четыре раза был женат, имел троих детей. Богатый, ровный
голос.
Йан Холм был одним из величайших актеров мира, обладателем премии Лоуренса
Оливье, лауреатом премий «Тони» и «BAFTA» и номинантом на «Оскар», британской
звездой кино и сцены. Он был членом престижной Королевской шекспировской
компании и сыграл более 100 ролей в кино и на телевидении. Он родился
в семье шотландцев, которые работали в психиатрической больнице Эссекса.
Его мать, Джин Уилсон Холм, была медсестрой, а отец, доктор Джеймс Харви
Катберт, был психиатром. Молодой Холм вырос в Лондоне. В семь лет он был
вдохновлен просмотром «Отверженных» и увлекся актерским мастерством. Холм
учился в Королевской академии драматического искусства, которую окончил
в 1950 году в Королевской шекспировской труппе. Там он проявил себя как
актер, чей диапазон и непринужденный стиль позволили ему сыграть почти
весь репертуар Шекспира. В 1959 году его партнер по сцене Лоуренс Оливье
нанес удар Холму в бою на мечах в постановке «Кориолана». На пальце Холма
все еще оставался шрам. В 1965 году Холм дебютировал на телевидении в
роли Ричарда III в сериале BBC «Войны роз» (1965), который представлял
собой экранизированную театральную постановку четырех пьес Шекспира, сведенных
в трилогию. В 1969 году Холм получил свою первую кинопремию «BAFTA» за
лучшую мужскую роль второго плана за фильм «Пистолет Бофорса» (1968),
затем последовала череда наград и номинаций за его многочисленные работы
в кино и на телевидении. В 1981 году он сыграл одну из своих самых известных
ролей, Сэма Муссабини в фильме «Огненные колесницы» (1981), за которую
был номинирован на «Оскар» за лучшую мужскую роль второго плана. В конце
1990-х годов он сыграл высоко оцененную роль юриста Митчелла в фильме
Атома Эгояна «Славное будущее» (1997) и впоследствии был задействован
в ряде громких голливудских фильмов следующего десятилетия, сыграв отца
Вито Корнелиуса в «Пятом элементе» (1997), Бильбо во «Властелине колец:
Возвращение короля» (2003) и профессора Фитца в «Авиаторе» (2004), а также
отца персонажа Зака Браффа Гидеона в «Стране садов» (2004). Его последней
нехоббитской ролью в кино была озвучка Скиннера в «Рататуе» (2007). У
Холма было пятеро детей, три дочери и два сына от первых двух из четырех
жен и от дополнительных отношений. В 1989 году Холму было присвоено звание
командующего Британской империи (CBE), а в 1998 году он был посвящен в
рыцари за заслуги перед драмой.
В 1976 году во время исполнения «Ледяного человека приходит» у него развился
серьезный страх перед сценой, и он покинул театр. С тех пор он возвращался
всего три раза. Он ненавидел молоко. К его большому дискомфорту, ему пришлось
неоднократно полоскать горло и выплевывать его во время финальной сцены
в «Чужом» (1979). Три раза играл Наполеона Бонапарта в фильмах «Napoleon
and Love» (1974), «Бандиты во времени» (1981) и «Новое платье императора»
(2001). Он должен был сыграть Папу Иоанна Павла II в мини-сериале CBS,
но был вынужден отказаться от участия по нераскрытым «личным причинам».
Джон Войт занял его место. Он озвучивал радио объявления Нью-Йоркского
пресвитерианского медицинского центра, где лечился от рака простаты (2002).
Он был награжден Театральной премией Лоуренса Оливье как лучший актер
сезона 1997 года за роль в «Короле Лире» на сцене Королевского национального
театра: Коттесло. Он был награжден CBE (Кавалером Ордена Британской Империи)
в Списке почестей по случаю Дня рождения королевы 1989 года и был назначен
рыцарем в Списке почестей по случаю дня рождения королевы 1998 года за
заслуги перед драмой. В 1967 году он выиграл бродвейскую премию «Тони»
как лучший актер второго за роль Гарольда Пинтера в «Возвращении домой»,
которую он воссоздал в одноименной киноверсии 1973 года. Он снялся в пяти
фильмах, номинированных на «Оскар» за лучший фильм года. Вместе с Бенедиктом
Камбербэтчем и Джонни Ли Миллером он сыграл и Доктора Франкенштейна, и
его Монстра. Его останки были кремированы в крематории Breakspear в Руислипе,
Англия. После того, как Кеннет Брана снял его в фильме «Генрих V: Битва
при Азенкуре» (1989), он определил свой актерский стиль как «Все, что
вы можете сделать, я могу сделать меньше». Имеет восемь внуков. Он был
ассоциированным членом Королевской академии драматического искусства (RADA).
В 2001 году лечился от рака простаты. Он явно не имел ничего против того,
чтобы быть зарытым по шею в поисках своего ремесла, как это случилось
с ним не менее чем в трех фильмах: «Чужой» (1979), «Бразилия» (1985) и
«Саймон Магус» (1999). Заменил в последнюю минуту Дональда Сазерленда
в главной роли фильма «Славное будущее» (1997). Он появился в двух экранизациях
романа Мэри Шелли 1819 года «Франкенштейн»: он сыграл Виктора Франкенштейна
и его монстра во «Франкенштейне» (1968) и отца Франкенштейна, барона Франкенштейна
во «Франкенштейне» (1994). Вернувшись в Королевскую шекспировскую труппу,
где он впервые получил признание в середине 1960-х годов за свой современный
стиль «Ричарда III» и «Генриха V», во время выступления 1976 года он разработал
пошатнувший уверенность случай «боязни сцены» «Ледяной человек приходит»
и быстро снялся с производства. Его единственное появление на сцене за
почти два десятилетия было в роли Астрова в «Дяде Ване» в 1979 году. Наконец
он вернулся в театр, чтобы сыграть роль Энди в короткометражной пьесе
Гарольда Пинтера «Лунный свет» в 1993 году, за которую он получил премию
Evening Standard. Его «Король Лир» несколько лет спустя принес ему премию
Лоуренса Оливье, а также награды Evening Standard и London Critic's Circle
Theater. Снялся с Дэвидом Уорнером в шести фильмах.
Выборочная фильмография:
X