Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 18 лет.


ДЖОН УЭЙН
(John Wayne)

Актер родился 26 мая 1907 года в Уинтерсете, штат Айова, США. Умер 11 июня 1979 года в Лос-Анджелесе, штат Калифорния, США от рака желудка. Имя при рождении Мэрион Роберт Моррисон. Рост 193 см. Три раза был женат, имел семерых детей. Медленный разговор и характерный хриплый голос. Характерная кошачья походка. Его фильмы часто отражали его консервативные ценности. Часто снимался с Морин О'Харой. Вестерны и военные фильмы.
Джон Уэйн родился в семье Мэри Альберты Браун и Клайда Леонарда Моррисона, фармацевта. Он имел английское, шотландское и ирландское происхождение. У Клайда развилось заболевание легких, из-за которого ему пришлось перевезти свою семью из Айовы в более теплый климат южной Калифорнии, где они попытались заняться скотоводством в пустыне Мохаве. Пока ранчо не рухнуло, Мэрион и его младший брат Роберт купался в оросительной канаве и ездил в школу на лошади. Когда ранчо разорилось, семья переехала в Глендейл, штат Калифорния, где Мэрион доставлял лекарства его отцу, продавал газеты и завел собаку эрдельтерьера по кличке «Дюк» (по-английски Герцог, отсюда и его собственное прозвище). Он хорошо учился в школе как в учебе, так и в футболе. Когда ему едва не удалось поступить в Аннаполис, он поступил в Университет Южной Калифорнии на футбольную стипендию в сезоне 1925-27. Звезда Голливуда Том Микс устроил ему летнюю работу реквизитором в обмен на билеты на футбол. На съемочной площадке он подружился с режиссером Джоном Фордом, для которого, среди прочих, он начал исполнять эпизодические роли, некоторые из которых были заявлены как Джон Уэйн. Его первым полнометражным фильмом стал «Мужчины без женщин» (1930). После более чем 70 малобюджетных вестернов и приключений, в основном рутинных, карьера Уэйна застряла в колее, пока Форд не пригласил его в «Дилижанс» (1939), фильм, который сделал его звездой. Он снялся почти в 250 фильмах, многие из которых имели эпический масштаб. В 1942-43 годах он участвовал в радиосериале «Три листа на ветру», а в 1944 году он помог основать Киноальянс за сохранение американских идеалов, консервативную политическую организацию, позже став ее президентом. Его консервативная политическая позиция также нашла отражение в фильме «Аламо» (1960), который он продюсировал, режиссировал и играл в нем главную роль. Его патриотическая позиция была закреплена в «Зеленых беретах» (1968), в котором он был сорежиссером и играл главную роль. На протяжении многих лет Уэйна мучили проблемы со здоровьем. В сентябре 1964 года ему удалили раковое левое легкое; в 1977 году, когда снимались «Звездные войны», архивный голос Джона Уэйна использовался для персонажа Гариндана Эзза Завора, позже, в марте 1978 года, была сделана операция по замене сердечного клапана; а в январе 1979 года ему удалили желудок. Он получил номинацию на «Оскар» за лучшую мужскую роль за фильм «Пески Иводзимы» (1949) и, наконец, получил «Оскар» за роль одноглазого Петуха Когберна в фильме «Настоящее мужество» (1969). В 1979 году в его честь была отчеканена золотая медаль Конгресса. Пожалуй, больше всего его помнят по ролям в кавалерийской трилогии Джона Форда-«Форт Апачи» (1948), «Она носила желтую ленту» (1949) и «Рио Гранде» (1950).
Режиссер большей части «Команчерос» (1961), потому что известный режиссер Майкл Кертис умирал от рака и часто был слишком болен, чтобы работать. Уэйн отказался называться со-директором. После встречи с покойной звездой «Супермена» (1978) Кристофером Ривом на церемонии вручения премии «Оскар» 1979 года Уэйн повернулся к Кэрри Гранту и сказал: «Это наш новый человек. Он вступает во владение». Лорен Бэколл однажды вспомнила, что, хотя Уэйн почти не знал ее мужа Хамфри Богарта, он был первым, кто послал ей цветы и добрые пожелания после того, как в январе 1956 года у Богарта диагностировали рак пищевода. В конце 1970-х годов Уэйн снял серию рекламных роликов для Great Western Savings Bank в Лос-Анджелесе. На следующий день после выхода первого в эфир мужчина вошел в филиал GW в Западном Голливуде с чемоданом, попросил встречи с менеджером банка, и когда его провели к столу менеджера, он открыл чемодан и обнаружил 500 000 долларов наличными. Он сказал: «Если ваш банк достаточно хорош для Джона Уэйна, то он достаточно хорош и для меня». Он только что закрыл свои деловые и личные счета в конкурирующем банке, расположенном дальше по улице, и пошел в отделение GW, чтобы открыть там счета, потому что Уэйн одобрил это. Вечером перед съемками он пытался немного поспать в отеле Лас-Вегаса. В номере прямо под ним жил Фрэнк Синатра (никогда не бывший хорошим другом Уэйна), который устраивал вечеринку. Шум не давал Уэйну заснуть, и каждый раз, когда он звонил по телефону с жалобами, звук временно стихал, но каждый раз со временем становился все громче. Уэйн наконец появился у двери Синатры и велел Фрэнку прекратить шум. Телохранитель Синатры размером с Уэйна подошел и сказал: «Никто не разговаривает с мистером Синатрой таким образом». Уэйн посмотрел на мужчину, повернулся, как будто собираясь уйти, затем ударил телохранителя левой рукой, и тот упал на пол, где Уэйн нокаутировал его, поставив на него стул. Шум вечеринки прекратился. Рекордсмен актера по количеству главных ролей-142. Во всех фильмах, кроме 11, он сыграл главные роли. В 1973 году Клинт Иствуд написал Уэйну письмо, предлагая им вместе сняться в вестерне. Уэйн ответил гневным письмом, критикуя ревизионистский стиль и насилие в последнем вестерне Иствуда «Бродяга высоких равнин» (1973). В результате Иствуд не ответил, и фильм не был снят. Увидев игру Уэйна в фильме «Красная река» (1948) режиссера-конкурента Говарда Хоукса, Джон Форд сказал: «Я никогда не думал, что этот большой сукин сын может играть». «Самый меткий» (1976) считается его лучшим последним фильмом в карьере, опережая картины «Неприкаянные» (1961) и «На Золотом пруду» (1981), которые были последними фильмами в карьере Кларка Гейбла и Генри Фонды, соответственно. Он считал Морин О'Харк одним из своих лучших друзей; с годами он был для нее более открыт, чем кто-либо другой. Когда его спрашивали о ней, он всегда отвечал: «Самый лучший друг, которого я когда-либо знал». Они дружили 39 лет, с 1940 года до его смерти в 1979 году. Сегодня многие считают ее лучшей ведущей актрисой; вместе они снялись в пяти фильмах. Она называла крыло в своем доме «Крылом Джона Уэйна». Перезаложил свой дом в Голливуде, чтобы профинансировать «Аламо» (1960). Хотя фильм имел международный успех, лично он потерял из-за него много денег. В течение следующих четырех лет ему приходилось снимать один фильм за другим, в том числе «Самый длинный день» (1962), за который ему заплатили 250 000 долларов за четыре дня работы. К началу 1962 года его финансовые проблемы были решены. 11 июня 1979 года в его честь было зажжено пламя Олимпийского огня в Колизее в Лос-Анджелесе. Он оставался зажженным до похорон, состоявшихся четыре дня спустя. По словам Мела Брукса в его комментариях к фильму «Сверкающие седла» (1974), он хотел, чтобы Уэйн сыграл Уэйко Кида. Уэйн сказал Бруксу, что, по его мнению, сценарий «чертовски смешной», но сказал, что он «слишком грязный», и его фанаты никогда не примут его в этой роли. Он также сказал, что сделает все возможное, чтобы помочь ему сделать фильм и быть первым в очереди, чтобы увидеть его, когда он выйдет в прокат. В 1971 году Уэйн и Джеймс Стюарт ехали на вторую инаугурацию Рональда Рейгана на посту губернатора Калифорнии, когда они столкнулись с несколькими антивоенными демонстрантами с флагом Вьетнама. Пасынок Стюарта Рональд был убит во Вьетнаме в 1969 году. Уэйн подошел, чтобы поговорить с протестующими, и через несколько минут флаг был спущен. Он и его собутыльник Уорд Бонд часто подшучивали друг над другом. В одном случае Бонд поспорил с Уэйном, что они смогут встать по разные стороны газеты, и Уэйн не сможет его ударить. Бонд положил лист газеты в дверной проем, Уэйн встал на один конец, и Бонд захлопнул дверь перед его носом, крича: «Попробуй ударить меня сейчас!». Уэйн ответил, отправив кулак в дверь, сбив Бонда с ног (и выиграв пари). Из его многочисленных ролей в кино его любимой была роль Итана Эдвардса из «Искателей» (1956). Уэйн даже зашел так далеко, что назвал в честь этого персонажа своего сына Итана. В январе 1979 года он поступил в больницу для операции на желчном пузыре, которая превратилась в 9, 5-часовую операцию, когда врачи обнаружили у него рак желудка. Ему удалили весь желудок. 2 мая Уэйн вернулся в больницу, где было обнаружено, что рак распространился на его кишечник. Его отвезли на девятый этаж Медицинского центра Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе, где его посетил президент Джимми Картер, а королева Елизавета II послала ему открытку с пожеланиями выздоровления. 10 июня он впал в кому и умер в 17:35 следующего дня. В 1979 году, когда стало известно, что он умирает от рака, Барри Голдуотер представил закон о награждении его Золотой медалью Конгресса. Морин О'Хара и Элизабет Тейлор прилетели в Вашингтон, чтобы дать показания, и были зачитаны подписанные заявления в поддержку ходатайства Фрэнка Синатры, Грегори Пека, Джека Леммона, Кирка Дугласа, Джеймса Стюарта и Кэтрин Хепберн. Законопроект был принят единогласно, и в следующем году медаль была вручена семье Уэйнов. Будучи молодым человеком, Итану Уэйну никогда не разрешалось выходить из дома без карточек, на которых его отец подписал автографы и раздавал фанатам. Снял три фильма с Кирком Дугласом, несмотря на то, что у них были совершенно разные политические идеологии. Уэйн был очень консервативным республиканцем, а Дуглас был очень либеральным демократом. Уэйн раскритиковал Дугласа за роль Винсента Ван Гога в «Жажде жизни» (1956), а также публично раскритиковал его за то, что он нанял занесенного в черный список сценариста Далтона Трамбо, одного из «голливудской десятки», для написания сценария к фильму «Спартак» (1960). Позже Дуглас похвалил Уэйна как настоящего профессионала, который готов работать с кем угодно, если почувствует, что он подходит на эту роль. Они избегали обсуждения политики во время съемок фильмов, над которыми вместе работали. Его разговорный альбом «Америка: Почему я люблю ее» стал неожиданным бестселлером и номинирован на премию «Грэмми», когда был выпущен в 1973 году. Переизданный на компакт-диске после террористических атак 11 сентября 2001 года, он стал бестселлером заново. Во время визита в Лондон в январе 1974 года для участия в программах «Час доброго времени Глена Кэмпбелла» (1969) и «Паркинсон» (1971) Уэйн заболел пневмонией. Для 66-летнего мужчины с одним легким это было очень серьезно, и, в конце концов, он начал так сильно кашлять, что повредил клапан сердца. Эта проблема оставалась незамеченной до марта 1978 года, когда он перенес экстренную операцию на открытом сердце в Бостоне. Боб Хоуп выступил с посланием на 50-й ежегодной церемонии вручения премии «Оскар» (1978), в котором говорилось: «Мы хотим, чтобы вы знали, Джон, мы скучаем по вам сегодня вечером. Мы ожидаем, что вы приедете сюда лично в следующем году, потому что нет никого, кто мог бы заполнить Сапоги Джона Уэйна». По словам Лоретты Янг, это сообщение от Хоупа заставило Уэйна решить прожить достаточно долго, чтобы присутствовать на церемонии вручения «Оскара» в 1979 году. После избрания Рональда Рейгана губернатором Калифорнии в 1966 году Уэйн выходил с празднования победы, когда полиция попросила его не покидать здание-снаружи ждала толпа из 300 разгневанных антивоенных демонстрантов. Вместо того, чтобы спрятаться в помещении, он столкнулся с демонстрантами лицом к лицу. Когда протестующие размахивали флагом Вьетнама перед его носом, Уэйн потерял терпение. «Пожалуйста, не делайте этого, ребята»-предупредил собравшихся Джон. «Я видел слишком много детей твоего возраста, раненых или убитых из-за этого флага. Так что я не отношусь к этому слишком доброжелательно». Демонстранты упорствовали, поэтому он погнался за группой из них по переулку. Уэйн был похоронен тайно, и могила оставалась безымянной до 1999 года на случай, если протестующие против войны во Вьетнаме осквернят ее. Спустя двадцать лет после смерти он, наконец, получил бронзовое надгробие, на котором была выгравирована цитата из его печально известного интервью «Плейбою». Когда он был удостоен места в Китайском театре Граумана в Голливуде, песок, использованный в цементе, был привезен с Иводзимы в честь его фильма «Пески Иводзимы» (1949). Во время съемок «Настоящего мужества» (1969) он пытался сбросить вес с помощью наркотиков: днем лучше, а ночью-хуже. Иногда он путал таблетки, и это приводило к проблемам при записи фильма «Шоу Дина Мартина», когда он прибыл на съемочную площадку. «Я не могу исполнять нашу пародию»-как сообщается, сказал Уэйн Мартину, когда пришло время выступать. «Я слишком накачен. Черт, я выгляжу наполовину разбитым!». Естественно, у Мартина с этим проблем не было. «Черт возьми, Джон, люди думают, что я постоянно так веду шоу!». Запись прошла по графику. В ноябре 2003 года он снова вошел в десятку лучших в ежегодном опросе Харриса, в котором американцам предлагалось назвать свою любимую кинозвезду. Ни одна другая покойная звезда не достигла такого рейтинга с тех пор, как Харрис начал задавать этот вопрос в 1993 году. В опросе Gallup 2001 года американцы выбрали Уэйна своей любимой кинозвездой всех времен. Он входил в десятку лучших по результатам опроса Харриса каждый год, а обычно в тройку лучших. Он единственный умерший актер, когда-либо появлявшийся в этом опросе. В середине 1930-х годов он был нанят компанией Columbia Pictures для создания нескольких вестернов для подразделения «Б». Глава студии Гарри Кон, женатый мужчина, вскоре догадался, что Уэйн заигрывал со старлеткой со студии, с которой у Кона был роман. Когда он рассказал об этом Уэйну, Уэйн отрицал это, но Кон позвонил руководителям других студий и сказал им, что Уэйн приходил на работу пьяным, был бабником и нарушителем спокойствия, и просил их не нанимать его. После этого Уэйн не работал несколько месяцев, а когда узнал, что сделал Кон, он ворвался в офис Кона, схватил его за шею и угрожал убить. Остыв, он сказал Кону, что «пока я жив, я ни дня не буду работать на вас или Columbia Pictures, сколько бы вы мне ни предлагали». Позже, после того как Уэйн стал крупной звездой, он получил несколько выгодных предложений сняться в Columbia Pictures, в том числе главную роль в фильме «Стрелок» (1950), от всего этого он холодно отказался. Даже после смерти Кона в 1958 году Уэйн по-прежнему отказывался принимать какие-либо предложения от Columbia Pictures, в том числе те, которые заплатили бы ему более одного миллиона долларов. Он появлялся как минимум в одном фильме каждый год с 1926 по 1976 год, что составляет рекорд 51 год подряд. В 1975 году он не снимался в кино, хотя в том же году вышли на экраны и «Брэнниган» (1975), и «Рустер Когберн» (1975). Во время съемок фильма «Непобежденные» (1969) он упал с лошади и сломал три ребра. Он не мог работать почти две недели. Затем он порвал связку плеча и вообще не мог пользоваться одной рукой. Режиссер Эндрю В. Маклаглен мог снимать его только под углом до конца картины. Его единственной заботой было не разочаровать своих поклонников, несмотря на ужасную боль. Несмотря на его многочисленные предполагаемые анти-гейские высказывания в интервью на протяжении многих лет, Уэйн снялся вместе с Роком Хадсоном в фильме «Непобежденные» (1969), хотя он знал о гомосексуальности актера. В этой эпопее о Гражданской войне поборник политического консерватизма хорошо сотрудничал и даже подружился с Хадсоном, самым веселым (хотя в то время это не было публично известно) ведущим актером Голливуда. Они оставались хорошими друзьями до смерти Уэйна в 1979 году. В последние годы жизни, после отставки президента Ричарда Никсона и окончания войны во Вьетнаме, политические убеждения Уэйна, похоже, смягчились. Он присутствовал на инаугурации президента Джимми Картера 20 января 1977 года, и вместе со своим коллегой-консерватором Джеймсом Стюартом его можно было увидеть аплодирующим Джейн Фонде в фильме «Дань Генри Фонде» (1978). Позже, в 1978 году, он неожиданно встал на сторону демократов и президента Картера против своих коллег-консерваторов-республиканцев по вопросу Панамского канала, который, по мнению Уэйна, принадлежал народу Панамы, а не США. Хотя часто писали, что он умирал от рака, когда снимал свой последний фильм «Самый меткий» (1976), на самом деле это не так. После удаления всего левого легкого в 1964 году у него не было рака в течение следующих 12 лет. Лишь к Рождеству 1978 года он серьезно заболел, а в январе следующего года выяснилось, что рак вернулся. Неудивительно, что Уэйн стал такой непреходящей иконой. К началу 1970-х годов умерли его современники Хамфри Богарт, Тайрон Пауэр, Эррол Флинн, Кларк Гейбл, Спенсер Трейси, Пол Муни и Гари Купер. Джеймс Кэгни и Кэри Грант ушли из актерского мастерства в 62 года. Карьера других звезд значительно пошла на убыль-и Генри Фонда, и Джеймс Стюарт в конечном итоге работали над телесериалами, которые в итоге были отменены. Уэйн, однако, продолжал сниматься в кино до 1976 года, оставаясь одним из десяти самых кассовых звезд США до 1974 года. Газета «Чикаго Сан-Таймс» процитировала слова Уэйна: «Я, должно быть, уничтожил всю японскую армию». Однажды появился в эпизодической роли в сериале «Деревенщина из Беверли-Хиллз» (1962) в эпизоде «Индейцы идут» (1967). Когда его спросили, как он хочет получать зарплату, он ответил: «Дайте мне пятую часть бурбона-это компенсирует ситуацию». Якобы вручил свой «Оскар» за лучшую мужскую роль за «Настоящее мужество» (1969) Ричарду Бартону на 42-й ежегодной церемонии вручения премии «Оскар» (1970), сказав валлийскому актеру: «Это должно быть у тебя, а не у меня». Надпись на золотой медали Конгресса, врученной ему в 1979 году, гласит просто: «Джон Уэйн, американец». В 1969 году ему сделали пластическую операцию по удалению морщин вокруг глаз, в результате чего у него остались черные глаза, и он был вынужден носить темные очки в течение двух недель. Ему также сделали операцию по удалению щек вокруг рта. Майкл Кейн вспоминал в своей автобиографии 1992 года «Что это такое» что Уэйн дал ему два совета, когда они впервые встретились в Голливуде в начале 1967 года. Во-первых, об актерском мастерстве Уэйн сказал ему: «Говори тихо, говори медленно и не говори слишком много». Затем он добавил: «И никогда не носи замшевую обувь. Однажды я помочился, когда парень рядом со мной обернулся и сказал: «Джон Уэйн!», и облил мои туфли». Согласно книге Майкла Манна «Джон Уэйн: человек, стоящий за мифом», в 1959 году Никита Хрущев лично сказал Уэйну, когда советский премьер посетил Соединенные Штаты с туром доброй воли, что Иосиф Сталин и Цзэдун Мао заказали, чтобы Уэйн был убит. Оба диктатора считали Уэйна ведущей иконой американской демократии и, следовательно, символом сопротивления коммунизму благодаря его активной поддержке внесения в черный список Голливуда, и они полагали, что его смерть станет серьезным моральным ударом для Соединенных Штатов. Хрущев сказал Уэйну, что он отменил приказ Сталина после кончины своего предшественника в марте 1953 года, но Мао якобы продолжал требовать убийства Уэйна даже в 1960-е годы. Стив Маккуин, Сильвестр Сталлоне, Арнольд Шварценеггер, Брюс Уиллис и Чак Норрис отметили, что Уэйн оказал на них огромное влияние как в профессиональном, так и в личном плане. Как и Уэйн, каждый мужчина прославился, играя людей героических поступков. Кроме того, как и Уэйн, каждый мужчина является сторонником консервативных взглядов и республиканской партии, за исключением Маккуина, который, хотя и был республиканцем всю жизнь, умер в 1980 году. Его продюсерская компания Batjac изначально должна была называться Batjak, в честь судоходной компании, принадлежавшей персонажу Лютера Адлера в фильме «Найти Красную ведьму» (1948). Из-за опечатки, допущенной секретарем во время составления бумаг, документ был назван Батжак, и Уэйн, не желая задеть ее чувства, сохранил это написание. Был признан пятой величайшей кинозвездой всех времен по версии журнала Entertainment Weekly. Его победа на «Оскаре» за фильм «Настоящее мужество» (1969) была широко воспринята как награда за заслуги всей жизни, поскольку его игру критиковали как чрезмерную и неуместную. В своей статье об Уэйне в «Reader's Digest» за октябрь 1979 года Рональд Рейган написал, что эта награда была одновременно признанием всей его карьеры и компенсацией того, что он не получил номинаций за фильмы «Красная река» (1948), «Она носила желтую ленту» (1949) и «Искатели» (1956). Именно из-за его огромной популярности и выдающейся политической активности Республиканская партия в 1968 году предположительно предложила ему баллотироваться на пост президента США, хотя у него не было предыдущего политического опыта. Он им отказал, потому что не верил, что Америка серьезно отнесется к кинозвезде, баллотирующейся в президенты. Однако он поддерживал кампании Рональда Рейгана на пост губернатора Калифорнии в 1966 и 1970 годах, а также его заявку на выдвижение на пост президента от республиканской партии в 1976 году. Его выступления на телевидении в конце 1960-х годов показали, что Уэйн преодолел свое безразличие к телевидению. Помимо появления в программах «Шоу Дина Мартина» (1965), «Час доброго времени Глена Кэмпбелла» (1969), он стал полурегулярным гостем в «Хохмах Роуэна и Мартина» (1967), часто добродушно пародируя свой имидж мачо и даже переодеваясь пасхальным кроликом в знаменитом эпизоде 1972 года. В последние годы своей жизни он жил недалеко от Ньюпорт-Бич, к югу от Лос-Анджелеса, где у него был пляжный домик и яхта «Дикий гусь». Его дом снесли, но «Дикий гусь» плывет дальше. Теперь это туристический корабль, предлагающий круизы с ужином для поклонников Уэйна, как молодых, так и старых. Первоначально списанный тральщик ВМФ, он был перестроен и переоборудован Уэйном в яхту. В изготовленном на заказ интерьере почти везде, куда бы вы ни посмотрели, полированное дерево. Именно там в последни егоды он часто развлекался, устраивая карточные игры со своими хорошими друзьями Дином Мартином, Сэмми Дэвисом и другими звездами того времени. Вернулся в Гарвард в январе 1974 года, на пике своей политической активности, чтобы прославить себя. Во время церемонии глава сказал: «Мы здесь не для того, чтобы посмеяться над вами, мы здесь для того, чтобы ранить ваши чувства». Позже Уэйн в шутку сказал: «Знаете, я принял это приглашение вместо замечательного приглашения на митинг Джейн Фонды». Снялся в девяти фильмах, выбранных для внесения в медиатеку при Конгрессе США, как имеющие культурную ценность. Интересно, что герой Уэйна умирает всего в восьми фильмах. Носил парик в каждом фильме с картины «Найти Красную ведьму» (1948) до конца своей выдающейся карьеры. Во время съемок «Крыльев орлов» (1957) он вообще не носил его во второй части фильма, показывая персонажа в дальнейшей жизни. Можно увидеть, как шиньон Уэйна отваливается во время сцены драки в фильме «К северу от Аляски» (1960). Был мастером-масоном. Подарил Сэмми Дэвису первую ковбойскую шляпу, которую он когда-либо носил в фильме. Его имидж был настолько далеко идущим, что, когда император Хирохито посетил Америку в 1975 году, он попросил о встрече со звездой. 17 сентября 1964 года перенес операцию по удалению ракового левого легкого в ходе шестичасовой операции. В пресс-релизах того времени сообщалось, что он находился в больнице «Добрый самаритянин» в Лос-Анджелесе, где лечился от застоя в легких. Когда голливудский обозреватель Джеймс Бэкон пошел в больницу навестить Уэйна, медсестра сказала ему, что к Уэйну не пускают посетителей. В 1938 году он присутствовал на сборе средств для кандидата от Демократической партии в Нью-Йорке, но вскоре после этого «понял, что демократы не поддерживают то же самое, что и я». Генри Фонда считал, что Уэйн называл себя либералом только для того, чтобы не поссориться с режиссером Джоном Фордом, активистом либерал-демократом. На самом деле только в 1940-х годах Уэйн полностью сдвинулся вправо в политическом спектре. Однако даже тогда он не всегда шел в ногу с остальным консервативным движением-факт, который, тем не менее, был неизвестен общественности до 1978 года, когда он открыто расходился с Республиканской партией по вопросу Панамского канала. Консерваторы хотели, чтобы Америка сохранила полный контроль, но Уэйн, полагая, что панамцы имеют право на канал, встал на сторону президента Джимми Картера и демократов, чтобы добиться принятия договора о возвращении канала в Сенате. Картер открыто назвал Уэйна решающим фактором в убеждении некоторых сенаторов-республиканцев поддержать эту меру. Наряду с Хамфри Богартом, Уэйн считался самым заядлым курильщиком в Голливуде, выкуривая пять пачек нефильтрованных сигарет Camel до своей первой борьбы с раком в 1964 году. Выздоравливая после потери легкого, он начал жевать табак, а затем начал курить сигары. Ему предложили главную роль в фильме «Грязная дюжина» (1967), но вместо этого он снялся в фильме «Зеленые береты» (1968). В конечном итоге роль отдали Ли Марвину. Он также считал, что в фильме военные изображены в плохом свете. Дал панегирик на похоронах Уорда Бонда, Джона Форда и Говарда Хоукса. После серьезной операции на легких в 1964 году ему иногда приходилось всю оставшуюся жизнь дышать кислородной маской. В его трейлере на съемочных площадках всегда хранился кислородный баллон. Его проблемы с дыханием были особенно серьезными в самолетах, а также во время съемок «Настоящего мужества» (1969) и «Рустера Когберна» (1975) из-за большой высоты. Прессе не разрешили фотографировать звезду-ветерана, дышащего через кислородную маску. После того, как он покинул сцену во время церемонии вручения премии «Оскар» в 1979 году, его поприветствовал его старый приятель СэммиДэвис и крепко обнял его. Позже Дэвис сказал другу, что сожалеет о том, что так сильно обнял Уэйна в его хрупком состоянии, но ему сказали, что «Джон ни за что не пропустил бы это объятие» (идея о том, что 125-фунтовый Дэвис беспокоится о том, что обнимает «слишком сильно» был печальным комментарием по поводу ухудшения здоровья Уэйна). Актер озвучивания Питер Каллен основал голос своего самого известного персонажа, героического лидера автоботов Оптимуса Прайма из «Трансформеров» (2007), на основе голоса Уэйна. Награжден армейским вертолетом RAH-66 под названием «Герцог». На церемонии присвоения имени в Вашингтоне, округ Колумбия, 12 мая 1998 года присутствовало множество людей, включая его детей и внуков, конгрессменов, президента USO Metropolitan Washington, высокопоставленных лиц и многих военнослужащих. Его старший сын Майкл Уэйн сказал на церемонии: «Джон Уэйн любил свою страну и любил ее традиции». Запись в бортовом журнале яхты режиссера Джона Форда «Аранер» во время путешествия вдоль полуострова Баха содержит ссылку на одну из шуток Уэйна над Уордом Бондом: «Поймал первого помощника капитана Уэйна, писающего сегодня утром во флягу Уорда Бонда-надо не забыть поднять ему зарплату». Хотя 14 мая 1979 года его сын Майкл Уэйн организовал визит к своему отцу архиепископа Панамского Маркоса Макграта, только 11 июня 1979 года-за два дня до его смерти-Уэйн был крещен (вероятно, условно) отцом Робертом Кертисом, капелланом Медицинского центра Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе. Сыновья от Жозефины: Майкл (продюсер, умер в 2003 году, 68 лет) и Патрик (актер); дочери Тони (умерла в 2000 году, 64 года) и Мелинда. В 1973 году он был удостоен высшей награды ветеранов зарубежных войн-Золотой медали национального американизма. Его последнее публичное выступление заключалось во вручении премии «Оскар» за лучший фильм фильму «Охотник на оленей» (1978) на 51-й ежегодной церемонии вручения премии Оскар в 1979 году. Этот фильм не нравился Уэйну, поскольку в нем представлен совершенно иной взгляд на войну во Вьетнаме, чем в его собственном фильме «Зеленые береты» (1968), снятом десятилетием ранее. Вестерны Уэйна были полны действия, но обычно не были чрезмерно жестокими. «Бои со слишком большим количеством насилия скучны»-заявил Уэйн, настаивая на том, что прямое и двустороннее насилие в его фильмах было «своего рода насмешкой». Он описал насилие в своих фильмах как «похотливое и немного юмористическое», основываясь на своем убеждении, что «юмор сводит насилие на «нет». Его консервативный вкус выражал сожаление по поводу растущей широты взглядов на насилие и секс в Голливуде. В 1960-х годах он начал кампанию против того, что он назвал «кровоток Голливуда, загрязненный извращениями, аморальными и аморальными нюансами». Большинство его вестернов избегали изображений насилия. В 1974 году, когда война во Вьетнаме все еще продолжалась, «Гарвардский пасквиль» пригласил его в театр на Гарвард-сквер, чтобы наградить его «Премией медных шаров» за «выдающуюся мужественность и склонность бить людей». Уэйн согласился и прибыл на бронетранспортере, укомплектованном «Черными рыцарями» отряда D пятого полка. Уэйн вышел на сцену и с ловкостью импровизировал ряд уничижительных вопросов, продемонстрировав живое остроумие, которое полностью покорило студенческую аудиторию. В 1967 году он написал президенту-демократу Линдону Б. Джонсону с просьбой о военной помощи для его провоенного фильма о Вьетнаме. Джек Валенти сказал президенту: «Политика Уэйна неправильная, но если он снимет этот фильм, он поможет нам». У Уэйна хватило огневой мощи, чтобы снять «Зеленые береты» (1968), ставший одним из самых противоречивых фильмов всех времен. В своих фильмах он часто окружал себя группой друзей-актеров (часто неизвестные имена, но узнаваемые лица). На самом деле в середине 1950-х годов Уэйну никогда не предлагали сняться в сериале, поскольку он был крупной кинозвездой. Часто говорил, что предпочел бы получить свою первую номинация на «Оскар» за картину «Она носила желтую ленту» (1949), а не за «Пески Иводзимы» (1949). Уэйн признался, что его привычка выкуривать пять пачек сигарет в день вызвала опухоль легкого размером с мяч для гольфа, что потребовало удаления всего легкого. Через день после операции Уэйн начал так сильно кашлять, что порвал швы и повредил нежные ткани. Его лицо и руки начали опухать от смеси жидкости и воздуха, но врачи не решились так скоро снова оперировать. Через пять дней удалили жидкость и наложили швы. 29 декабря 1964 года он провел пресс-конференцию на своем ранчо в Энсино. вопреки совету своего агента и советников, где он объявил: «Я знаю, что человек наверху отключит вилку, когда захочет, но я не хочу закончить свою жизнь больным. Я хочу выйти на двух ногах, в действии». Прежде чем выписаться из больницы 19 октября, он получил известие о том, что его 52-летний брат Роберт болел раком легких. Тот факт, что все три его жены были латиноамериканками, удивил Голливуд; это был единственный «неамериканский» аспект его жизни. «Я никогда не задумывался о том, чтобы выбрать какой-то конкретный тип»-сказал Уэйн в ответ на вызов прессы-«это просто случайность». Морин О'Хара вручила ему Приз зрительских симпатий как самому популярному актеру кино в 1976 году. Несмотря на то, что он был наиболее известен как консервативный республиканец, его политика на протяжении всей жизни была нестабильной. Позже он утверждал, что считал себя социалистом на первом году обучения в колледже. Будучи молодым голливудским актером, он называл себя либералом и голосовал за Франклина Д. Рузвельта на выборах 1936 года. Выступил на Национальном съезде Республиканской партии в день его открытия в 1968 году. Стивен Спилберг говорил, что впервые встретил Уэйна на поминальной службе по Джоан Кроуфорд. Они стали друзьями, и Спилберг предложил Уэйну роль генерала Джозефа В. Стилвелла в картине «1941» (1979). Он отправил Уэйну сценарий, и в тот же день ему перезвонили и раскритиковали Спилберга за создание фильма, который, по мнению Уэйна, был антиамериканским. Они остались друзьями и больше никогда не обсуждали фильм. Спилберг говорит, что позже Уэйн предложил ему идею сценария о верблюжьих бегах в Марокко с Уэйном в главных ролях и давней подругой и партнершей по фильму Морин О'Хара. Спилберг говорит, что это была хорошая идея. Однако позже Уэйн скончался, и фильм так и не был снят. Поскольку его экранные приключения включали в себя убийство множества мексиканцев, коренных американцев и японцев, критики назвали его расистом. Они считают, что это было подкреплено интервью «Плейбою», в котором он предположил, что чернокожие еще не имеют права занимать высокие государственные должности, потому что «дискриминация не позволяет им получить образование, которого требует политическая карьера». Однако все три его жены были латинского происхождения. Пожалуй, его худший фильм «Завоеватель» (1956), в котором он сыграл Чингисхана, был основан на сценарии, который режиссер Дик Пауэлл намеревался выбросить в мусорную корзину. По словам Пауэлла, когда ему пришлось на несколько минут покинуть свой офис в RKO во время конференции по сюжетам, он вернулся и обнаружил очень восторженного Уэйна, читающего сценарий, который лежал в куче возможных сценариев на столе Пауэлла, и настаивающего на том, что это был фильм, который он хотел снять. Как резюмировал сам Пауэлл: «Кто я такой, чтобы отказывать Джону Уэйну?». После того, как Рауль Уолш пригласил его на роль в фильме «Большая слежка» (1930), студия решила, что его имя необходимо изменить. Уолш сказал, что читал биографию генерала американской войны за независимость Энтони Уэйна, и предложил это имя. Студии понравилась фамилия, но не первое, и в качестве окончательной версии она выбрала «Джон Уэйн». Его попросили стать кандидатом на пост вице-президента губернатора Алабамы Джорджа Уоллеса, который баллотировался на пост президента США по сегрегационистскому списку в 1968 году, но Уэйн категорически отклонил это предложение и активно проводил кампанию за Ричарда Никсона. Он обратился к Национальному съезду Республиканской партии в день его открытия в августе 1968 года. Он осудил гомосексуализм в фильме по книге Теннесси Уилльямса «Внезапно, прошлым летом» (1959) как «слишком отвратительный даже для обсуждения», хотя он не видел его и не собирался его видеть. «Это слишком неприятно-заявил он-показывать на экране, предназначенном для развлечения семьи или любого члена приличной семьи». Он считал ориентированные на молодежь и направленные против истеблишмента фильмы «Беспечный ездок» (1969) и «Полуночный ковбой» (1969), которые, к его ужасу, получили премию «Оскар», как «извращенные» фильмы, особенно «Полуночный ковбой», в начале которого Джон Войт надевает свои недавно приобретенные ковбойские шмотки и, позируя перед зеркалом, произносит единственные слова, которые могут прийти на ум в тот момент, когда человек становится ковбоем: «Джон Уэйн!». Уэйн сказал журналу «Playboy»: «Разве вы не сказали бы, что чудесная любовь этих двух мужчин в «Полуночном ковбое», истории о двух педиков, квалифицируется как извращенный фильм». По словам обозревателя киноиндустрии Джеймса Бэкона, продюсеры Уэйна выпустили фальшивые пресс-релизы, когда он был госпитализирован для операции по поводу рака в сентябре 1964 года, утверждая, что он лечился от застоя в легких. «Эти ублюдки, которые снимают фильмы, думают только о кассовых сборах»-сказал он Бэкону, как рассказал обозреватель в 1979 году. «Они считают, что Уэйн, больной раком-не лучший образ. В то время я был слишком накачен лекарствами, чтобы спорить с ними, но сейчас я говорю вам правду. Вы знаете, я никогда не лгу». После того, как Бэкон рассказал историю о раке Уэйна, тысячи жертв рака и их родственники написали Уэйну, что его борьба с болезнью дала им надежду. Всегда злился на владельца Republic Pictures Герберта Дж. Йейтса, заставившего его использовать Веру Ролстон в «Бойце из Кентукки» (1949), и сказал: «Я думаю, что мы упустили шанс получить одну чертовски прекрасную картину». Однако он добился своего, взяв Оливера Харди на роль Уилли Пейна для комического облегчения. Ранее он работал с Харди в благотворительном туре «What Price Glory» и думал, что он идеально подойдет на роль любителя еды из Кентукки. Харди поначалу не был в восторге, не желая, чтобы люди думали, что он и Стэн Лорел расстались, но когда он рассказал об этом Стэну, который болел диабетом и не мог работать, Стэн сказал: «Детка (прозвище Харди), только потому, что я болен и не могу работать, нет причин, по которым ты должен расстаться с работой, сделай это». Итак, Харди подписал контракт, в результате чего Уэйн сказал коллеге по актерскому составу Полу Фиксу: «Никто не вспомнит Веру в нашем фильме, потому что все, что они запомнят, это то, что мы с Оливером Харди снимаемся в наших комедийных сценах». Фильм имел приличный успех и получил хорошие обзоры, многие из которых хвалят игру Харди. Во время Великой Отечественной войны не служил. Травмы колена, полученные им в колледже, не позволили ему бегать дистанции, требуемые военными стандартами. В 1973 году он был награжден золотой медалью Национального футбольного фонда за то, что играл в футбол за среднюю школу Глендейла и Университет Южной Калифорнии. Роберт Олдрич, тогдашний президент Гильдии режиссеров Америки, заявил в поддержку вручения Уэйну Золотой медали Конгресса в 1979 году: «Вам важно знать, что я зарегистрированный демократ и, насколько мне известно, не разделяю ни одного из политических взглядов которого поддерживает Джон. Однако, будь он дурным или здоровым, Джон Уэйн далеко за пределами обычного политического меткого стрелка в этом сообществе. Из-за его мужества, его достоинства, его честности, а также из-за его актерских талантов, его сила лидера, его человеческое тепло на протяжении всей его выдающейся карьеры, он имеет право на уникальное место в наших сердцах и умах. В этой отрасли мы часто судим людей, иногда несправедливо, спрашивая, заплатили ли они свои долги. Джон Уэйн снова и снова платил свои долги, и я горжусь тем, что считаю его своим другом и я очень поддерживаю, чтобы мое правительство каким-то важным образом признало вклад, внесенный Уэйном». Уэйн был первым, кого выбрали на роль маршала Мэтта Диллона в сериале «Дымок из ствола» (1955), но он отказался, потому что не хотел посвятить себя еженедельному телесериалу. Пытался не сниматься в фильмах, которые эксплуатируют секс и насилие. Например, ему не понравился фильм «Ребенок Розмари» (1968), а фильмы «Заводной апельсин» (1971) и «Последнее танго в Париже» (1972) он вообще не хотел смотреть. Он отказывался верить, что «История любви» (1970) хорошо продавался, потому что девчонка все это время говорила «дерьмо». Скорее, «американская публика хотела увидеть небольшую романтическую историю». Он занял решительную позицию против наготы: «Ни в одном из моих фильмов девушка никогда не будет подавать напитки без верха платья». Он был против не секса как такового. «Не поймите меня неправильно. Что касается мужчины и женщины, я очень рад, что есть такая вещь, как секс»-сказал он. «Это что-то дополнительное, что дал нам Бог, но ни один кадр не должен содержать это». В декабре 1978 года, всего за месяц до того, как у него диагностировали рак желудка, он присоединился к Бобу Хоупу и Джонни Карсону, предложив свои услуги по публичному выступлению против коррупции в правительстве, бедности, преступности и злоупотребления наркотиками. В 1960 году Фрэнк Синатра нанял сценариста Альберта Мальца, занесенного в черный список, для написания антивоенного сценария к фильму под названием «Казнь рядового Словика», основанному на книге Уилльяма Брэдфорда Хьюи о единственном американском солдате, казненном за дезертирство во время Второй мировой войны. Уэйн, который активно поддерживал антикоммунистическую охоту на ведьм Джозефа Маккарти в течение почти 20 лет, вспоминал: «Когда я услышал об этом, я был так чертовски зол, что сказал репортеру: «Интересно, как приятель Синатры, сенатор Джон Ф. Кеннеди, чувствует себя по поводу того, что Синатра нанял такого человека». Все это превратилось в минное поле. Я слышал, что Кеннеди оказал давление на Фрэнка, и ему пришлось отступить. В итоге он заплатил Мальцу 75 000 долларов, чтобы он не писал эту чертову вещь». Фильм не снимался еще 14 лет до 1974 года. В 1962 году купил 135-футовую яхту под названием «Дикий гусь». Он согласился снять фильм «Мир цирка» (1964), который он ненавидел, просто для того, чтобы направить судно в Европу. После того, как его третья жена Пилар Уэйн ушла от него в 1973 году, Уэйн стал общаться со своей секретаршей Пэт Стейси на оставшиеся шесть лет своей жизни. В 1965 году, после борьбы с раком легких, он переехал из Голливуда в Ньюпорт-Бич, штат Калифорния, где прожил до своей смерти 14 лет спустя. Его дом был снесен после его смерти. Был действующим наставником Джеймса Арнесса. Соответственно, он был похоронен в округе Ориндж, самом республиканском округе США. Консервативные жители так восхищались им, что назвали в его честь свой международный аэропорт. Это примерно в четырех милях от кладбища, где онпохоронен. Некоторые из его фильмов середины 1950-х годов были менее успешными, что вынудило Уэйна работать с поп-певцами, чтобы привлечь молодую аудиторию. Он играл вместе с Рикки Нельсоном в «Рио Браво» (1959), Фрэнки Авалоном в «Аламо» (1960) и Фабианом в «К северу от Аляски» (1960). Работал с младшим сыном Роберта Митчума Кристофером в трех фильмах: «Чизам» (1970), «Рио Лобо» (1970) и «Большой Джейк» (1971). Уэйн намеревался, чтобы Кристофер стал частью его постоянной акционерной компании актеров второго плана, но поссорился с ним в 1973 году из-за спора по политическим вопросам. Уэйн сказал ему: «Я не знал, что ты пинко». В 1971 году он продемонстрировал чувство юмора, когда появился на «Часе доброго времени» Глена Кэмпбелла (1969) в своем обычном костюме для вестернов, показывая знак мира другим гостям шоу на той неделе, популярной тогда рок-группе «Three Dog Night». По словам семей Уэйна, легендарного режиссера Джона Форда и Гарри Кэри, культовая «катящаяся прогулка» Уэйна была разработана во время съемок классического фильма «Дилижанс» (1939) Джом и характерным актером Полом Фиксом, тестем Кэри. Эта прогулка помогла Уэйну выделиться среди всех остальных и дала ему больше «преимущества» перед другими актерами-мужчинами того времени. Во время войны во Вьетнаме он резко критиковал подростков, уехавших в Европу, чтобы уклониться от призыва, называя их «трусами», «предателями» и «коммунистами». Его любимым напитком была текила Sauza Commemorativo, и он часто подавал ее со льдом, который он отколол от айсберга во время одного из своих путешествий на своей яхте «Дикий гусь». Хотя он и жаловался, что «Ровно в полдень» (1952) был «антиамериканским», он был достаточно любезен, чтобы получить от его имени «Оскар» Гэри Купера. Главным образом он боялся, что фильм повредит карьере Купера. Позже он объединился с режиссером Говардом Хоуксом, чтобы рассказать эту историю по-своему в фильме «Рио Браво» (1959). Похоронен на кладбище Пасифик-Вью в Корона-дель-Мар, Калифорния (поселение в его резиденции в Ньюпорт-Бич). В 1999 году на его могиле наконец-то была установлена мемориальная доска. Сильно обгорел на съемках фильма «Три крестных отца» (1948) и был госпитализирован. Он считал «Рио Браво» (1959) фильмом, знаменующим его переход в средний возраст. В 51 год Уэйн начал набирать лишний вес и считал, что слишком стар, чтобы больше играть романтическую роль. Его последние четыре фильма после «Искателей» (1956) оказались неудачными, и он чувствовал, что единственный способ удержать аудиторию-это вернуться к роли Джона Уэйна в каждом фильме. Перед созданием «Большой слежки» (1930) режиссер Рауль Уолш посоветовал Уэйну брать уроки актерского мастерства. Уэйн как следует взял три урока, но сдался, когда учитель сказал ему, что у него нет таланта. Хотя он активно поддержал неудавшуюся попытку Рональда Рейгана выдвинуть свою кандидатуру на пост президента от республиканской партии в 1976 году, Уэйн посетил Белый дом в качестве гостя президента Джимми Картера на его инаугурации. «Мне приятно присутствовать и быть свидетелем того, как происходит история в этой столице свободы, наблюдать, как обычный человек принимает на себя необычную ответственность, которую он завоевал «честно и честно», изложив свою позицию американскому народу. Не кровопролитием, обезглавливаниями и беспорядками у дворцовых ворот. Я знаю, что я член лояльной оппозиции-акцент на лояльных. Я не хочу другого пути». Посмертно награжден Президентской медалью Свободы, высшей гражданской наградой страны, президентом Джимми Картером в 1980 году. Пилар Уэйн написала в своей книге «Моя жизнь с Джоном Уэйном»: «Джон всегда говорил, что семья на первом месте, карьера на втором, а его интерес к политике на третьем. На самом деле, хотя он любил детей и меня, были времена, когда мы не могли конкурировать с его карьерой или преданностью Республиканской партии». Предположительно отказался от «Грязного Гарри» (1971), потому что считал, что роль Гарри Каллахана слишком далека от его экранного образа. Когда он посмотрел фильм, он понял, что он не так уж отличается от ролей, которые он традиционно играл, и снял две собственные полицейские драмы: «МакКью» (1974) и «Брэнниган» (1975). Режиссер Дон Сигел позже прокомментировал: «Уэйн не мог сыграть Гарри. Он был слишком стар. Он был слишком стар, чтобы играть Мак Кью, который был плохой копией «Детектива Буллита» (1968)». Он намеревался снять трилогию фильмов с участием персонажа Рустера Когберна, но третий фильм был отменен после того, как «Рустер Когберн» (1975) имел лишь умеренный успех в прокате. Третий фильм должен был называться «Когда-нибудь». Имеет 25 появлений в десятке лучших по кассовым сборам США: 1949-57 и 1959-74 годы. Публично раскритиковал режиссера Сэма Пекинпу за его фильм «Дикая банда» (1969). Глава студии Columbia Кон купил проект «Стрелок» специально с расчетом на Уэйна, но обида Уэйна была слишком глубока, и Кон продал сценарий компании Twentieth Century-Fox, которая выбрала Грегори Пека на роль, которую Уэйн очень хотел, но отказывался соглашаться. Когда Торговая палата Рино назвала Пека лучшей звездой вестерна 1950 года и вручила ему награду «Серебряные шпоры», разгневанный Уэйн сказал: «Ну и кто, черт возьми, решил, что ты лучший ковбой года». Сообщается, что Уэйн также отказался от главной роли в фильме «Вертикальный взлет» (1949), которая также стала знаковой для Пека. 25 января 1950 года он стал 125-й звездой, оставившей свои руки и следы возле Китайского театра Граумана. Предложил Чарльтону Хестону роли Джима Боуи и полковника Уилльяма Трэвиса в «Аламо» (1960), заявив, что молодой актер идеально подойдет для обеих ролей. Хестон отклонил предложение, потому что не хотел, чтобы его режиссировал Уэйн, и потому, что опасался критической реакции на идеологически консервативный фильм. Уэйн задумал, чтобы эпопея стала аллегорией холодной войны Америки с Советским Союзом. Его первая жена Жозефина Алисия Саенс умерла от рака в 2003 году в возрасте 94 лет. Вместе с Чарльтоном Хестоном Уэйну предложили роль генерала Джозефа В. Стилвелла в фильме Стивена Спилберга «1941» (1979), но он отказался от него, поскольку он считал, что фильм является оскорблением ветеранов Второй мировой войны, а также из-за его собственного ухудшающегося здоровья. Хотя в сообщениях СМИ говорилось, что он должен был присутствовать на похоронах Элвиса Пресли в августе 1977 года, Уэйн на них не явился. Пресли когда-то рассматривался на роль Глена Кэмпбелла в фильме «Настоящее мужество» (1969). Причина, по которой Пресли не появился в фильме, заключалась в том, что его менеджер сказал Уэйну, что Пресли появится только за сумму денег, которую Уэйн считал возмутительной, и более высокие титры по сравнению с Уэйном. Надо сказать, что эти требования не были выполнены. Выступал за Джеральда Форда на президентских выборах 1976 года. В 1959 году его рассматривали на роль сержанта в фильме «Большая красная единица», который режиссер Сэмюэль Фуллер хотел снять о своем военном опыте. Когда в 1980 году наконец был снят фильм «Большая красная единица» (1980), роль досталась Ли Марвину после того, как Фуллер попросил заменить Уэйна, чтобы не омрачать историю его фильма. В 1975 году, впервые с момента прибытия в Голливуд 47 лет тому назад, он не снимался ни в одном фильме. Производство его последнего фильма, «Самый меткий» (1976) началось в январе следующего года. Сломал ногу во время съемок картины «Легенда о потерянном» (1957). Он очень хотел роль Дикого Билла Хикока в «Человеке с ограничениями» (1936), которая, как он был уверен, сделает его звездой, но режиссер Сесиль Б. Демилль вместо этого хотел Гари Купера. Когда его вторая жена во время бракоразводного процесса обвинила Уэйна в романе с Гейл Расселл, актер возразил, что Конрад Хилтон стал ее постоянным гостем. Двоюродный дедушка боксера и актера Томми Моррисона, также известного как «Герцог». Большую часть «Большого Джейка» (1971) снял сам, потому что режиссеру Джорджу Шерману, старому другу Уэйна со времен «Республики», было около 60 лет, и он был болен в то время и не мог справиться с трудностями постановки боевика в дебрях Мексики, где снималась большая часть фильма. Уэйн отказался признать себя содиректором. За свою карьеру его фильмы собрали в мировом прокате около 500 миллионов долларов. Среди его любимых занятий досуга были игра в бридж, покер и шахматы. Компания Great Western Savings установила бронзовую статую Гарри Джексона в исполнении Уэйна на лошади в своей штаб-квартире в Беверли-Хиллз. Хотя позже здание купил Ларри Флинт, статуя до сих пор стоит на своем первоначальном месте. Был признан четвертой величайшей кинозвездой всех времен по версии журнала «Премьер». Так сожалел о роли Тэмуджина в «Завоевателе» (1956), что заметно вздрагивал, когда кто-нибудь упоминал название фильма. Однажды он заметил, что мораль фильма заключается в том, чтобы «не выставлять себя дураком, пытаясь играть роли, для которых ты не подходишь». Во время посещения войск во Вьетнаме в июне 1966 года пуля попала в велосипед Уэйна. Хотя в тот момент он находился не дальше 100 ярдов от него, газеты сообщили, что он чудом избежал смерти от рук снайпера. Дважды чуть не подрался с британским кинокритиком Барри Норманом, оба раза из-за политики. В ноябре 1963 года на съемках фильма «Мир цирка» (1964) у них произошел серьезный спор по поводу президентской кампании Барри Голдуотера. Почти шесть лет спустя, когда Уэйн продвигал «Настоящее мужество» (1969), они чуть не подрались в поезде из-за войны во Вьетнаме. Несмотря на это, Норман положительно отозвался об Уэйне как об актере в своей книге «Великие актеры Голливуда» (1986). В конце Дня поминовения на ферме Ноттс Берри в Анахайме в 1964 году Уэйн и Рок Хадсон стояли рядом с Рональдом Рейганом, когда будущий президент возглавил 27 000 энтузиастов Голдуотера в бурной клятве верности. В начале своей карьеры он снял несколько фильмов как «поющий» ковбой. Его певческий голос был озвучен певцом, спрятанным за кадром. Губернатор Калифорнии Арнольд Шварценеггер издал прокламацию, объявляющую 26 мая 2007 года «Днем Джона Уэйна» в честь утверждения Уэйна, что он «разрушил миф о Старом Западе». В 1973 году расстался со своей женой Пилар Уэйн, но так и не развелся. Когда Луис Джонсон, его деловой партнер, продал все свои владения в Аризоне-ранчо «26 Bar» и компанию «Red River Land and Cattle Co-дети Уэйна получили половину, 24 миллиона долларов. О Пилар он уже позаботились при их разлуке. После ухода из кино в 1976 году Уэйн получил тысячи писем от фанатов, которые обвиняли его в том, что он продался, рекламируя страховку в телевизионной рекламе. Уэйн ответил, что шестизначная сумма, за которую ему предложили сняться в рекламе, слишком хороша, чтобы отказаться. В 1971 году, благодаря успеху фильма «Большой Джейк», он в последний раз занял первое место в прокате США. Одним из вопросов референдума в бюллетенях для голосования в Калифорнии на выборах 1972 года было предложение, которое должно было жестко кодифицировать законы о публичной непристойности, поощряя аресты торговцев порнографией. Уэйн и почти две трети избирателей Калифорнии сочли это предложение репрессивным и несостоятельным. В радиорекламе он сказал избирателям: «Вы не сможете избавиться от плохой ситуации с помощью плохо написанного закона или не отрежете ногу, чтобы вылечить больной палец». Публично осудил Великобританию за то, что она уклонилась от войны во Вьетнаме. Уступил главную роль в «Стрелке» (1950) Грегори Пеку из-за отказа работать в Columbia Pictures после того, как глава Columbia Гарри Кон несколько лет тому назад плохо обращался с ним как с молодым игроком по контракту. Кон дошел до слухов, которые оказались ложными, о том, что Уэйн преследовал молодую старлетку, с которой у Кона уже был роман, и занес его в черный список среди других голливудских студий. Хотя Уэйна никогда не называли великим актером в классическом смысле этого слова, он вполне преуспел на сцене в старшей школе. Он даже представлял среднюю школу Глендейла на престижном конкурсе Шекспира в Южной Калифорнии. Во время его консервативных политических выступлений в конце 1960-х и начале 1970-х годов студенты, выступавшие против его политических позиций, часто уходили из университетских киноклассов, на которых демонстрировались его фильмы, или бойкотировали их. Получил по 250 тысяч долларов за 4 дня съемок в картине «Самый длинный день» (1962) иза два дня съемок в фильме «Величайшая из когда-либо рассказанных историй» (1965). После того, как он, наконец, получил «Оскар» за лучшую мужскую роль в фильме «Настоящее мужество» (1969), его карьера пошла на убыль. «Чизам» (1970), по-видимому, не имеющий ничего общего с Уэйном, получил неоднозначные отзывы и умеренный бизнес. «Рио Лобо» (1970) получил очень плохую оценку критиков и оказался коммерческим разочарованием. «Большой Джейк» (1971), наполненный графическими боевыми сценами и большим количеством юмора, заработал вдвое больше денег, чем любой из двух предыдущих фильмов. Однако «Ковбои» (1972) изо всех сил пытался найти аудиторию при первом выпуске, несмотря на то, что он получил положительные отзывы и отличался от Уэйна исполнением роли стареющего скотовода. «Грабители поездов» (1973) были быстро забыты, а «Жестяная звезда» (1973) стал его худшим фильмом со времен «Завоевателя» (1956). Уэйн попытался эксплуатировать успех Клинта Иствуда в ролях крутого полицейского детектива в картинах «МакКью» (1974) и «Брэнниган» (1975), но фильмы собрали немного денег. Продолжение «Настоящего мужества» (1969) под названием «Рустер Когберн» (1975) с Кэтрин Хепберн подверглось критике, но сумело стать незначительным хитом. Впервые Уэйн серьезно задумался об уходе на пенсию; тем не менее, ему удалось снять последний фильм-суровую историю умирающего от рака стрелка под названием «Самый меткий» (1976), который, хотя Уэйн и получил одни из лучших отзывов за свою карьеру, изо всех сил пытался вернуть свои деньги. 18 мая 1953 года во время бракоразводного процесса со второй женой Эсперансой Баур было публично объявлено, что его годовой валовой доход составил 500 тысяч долларов. Актер, а затем губернатор Калифорнии Арнольд Шварценеггер назвал Уэйна образцом для подражания с детства. К тому времени, когда он сыграл главную роль в фильме «Дилижанс» (1939), который обычно считается фильмом, сделавшим его звездой, он снялся в 82 фильмах, в 20 из которых не указан в титрах. Его отец умер от сердечного приступа в марте 1937 года. Режиссер Роберт Россен предложил ему главную роль Уилли Старка в картине «Вся королевская рать» (1949), послав сценарий его агенту Чарльзу Фельдману, который переслал это Уэйну. Прочитав сценарий, Уэйн отправил его обратно с приложенным гневным письмом. В нем он сказал Фельдману, что прежде чем отправлять сценарий другим своим клиентам, ему следует спросить их, хотят ли они сняться в фильме, который «очерняет правительственный аппарат без цели юмора или просвещения», который «унижает достоинство», и его населяют «пьяные матери, коварные отцы, обманщики-любовники, плохие богатые люди и плохие бедняки, если они хотят добиться успеха». Он обвинил Россена в желании снять фильм, который бросает кислоту на «американский образ жизни». Если бы у Фельдмана были такие клиенты, Уэйн писал, что агент должен «срочно передать этот сценарий им». Уэйн, однако, сказал агенту, что «вы можете взять этот сценарий и засунуть его в зад Роберта Россена». Позже Уэйн заметил, что «Хьюи Лонг, чудесный, суровый пират, был великолепен, но, согласно этой картине, все были дерьмом, кроме этого слабого врача-интерна, который пытался найти место в мире». Бродерик Кроуфорд, сыгравший в нескольких фильмах с Уэйном, по иронии судьбы был номинирован на «Оскар» за роль Старка и конкурировал с Уэйном, который был номинирован в том же году за фильм «Пески Иводзимы» (1949). Отклонил роль Гргори Пека в фильме «Вертикальный взлет» (1949). Был назван звездой №1 по кассовым сборам в Северной Америке изданием Quigley Publications, которое с 1932 года публикует свой ежегодный опрос «10 самых кассовых звезд». В общей сложности он был включен в ежегодный опрос «10 лучших» Куигли рекордные 25 раз. Клинт Иствуд, также с 25 выступлениями в Топ-10, занимает второе место, а современник Уэйна актер Гари Купер, с 18 выступлениями, делит третье место с Томом Крузом. В 1960 году он раскритиковал гомосексуальные мотивы картин «Внезапно, прошлым летом» (1959) и «Они приехали в Кордуру» (1959). Барри Голдуотер посетил съемочную площадку фильма «Дилижанс» (1939) во время съемок. Их связывала долгая дружба, и в 1964 году Уэйн участвовал в президентской кампании Голдуотера. К началу 1960-х годов 161 его фильм собрал 350 миллионов долларов, а за создание фильма ему платили 660 000 долларов. В начале 1960-х годов он много путешествовал по Панаме. Сообщается, что за это время он купил остров Таборчилло у главного побережья страны. После его смерти он был продан его поместьем и много раз переходил из рук в руки, прежде чем был открыт как туристическая достопримечательность. Из-за его политической активности в 1968 году его попросили стать кандидатом на пост вице-президента сегрегационистского губернатора Алабамы Джорджа Уоллеса на президентских выборах того года. Был назван 13-м величайшим актером в списке 50 величайших легенд экрана Американского института кино. В 1978 году, после восстановления после операции на открытом сердце, ему заказали сценарий фильма под названием «Красавчик Джон», в котором он сыграет главную роль с Роном Ховардом, но из-за ухудшения его здоровья этого так и не произошло. По словам Ховарда, они увидели друг друга на мероприятии, и Уэйн сказал ему, что у него есть сценарий, и сказал: «Это я и ты, малыш, или никто!». Упоминается во многих песнях, включая «Incommunicado» Джимми Баффета, «Send The Marines» Тома Лерера, «Beside Myself» Рэя Стивенса, «Where Have All the Cowboys Gone» Полы Коул, «Queen» «Bicycle Race» и «Sacred Cowboys» Брюса Дикинсона (из «Iron Maiden»). Отклонил камео в картине «Вокруг света за 80 дней» (1956). Претендовал на роль Джорджа Гиппа в картине «Кнут Ронки-настоящий американец» (1940), которая ушла Рональду Рейгану. Согласно эпизоду документального сериала «Gunfighters» канала American Heroes Channel об Уайатте Эрпе («Wyatt Earp: The TombstoneVendetta»), когда легендарный законник переехал в Голливуд и работал техническим консультантом по вестернам эпохи немого кино, он подружился с молодым Джоном, который работал массовкой и членом съемочной группы на съемочных площадках. Он поделился с Уэйном своими знаниями о правоохранительных органах и стрельбе, которые Уэйн позже использовал как вдохновение для своих ролей законника или стрелка. Навестил Степина Фетчита в больнице в 1976 году после того, как актер перенес инсульт, положивший конец его карьере. Отказался снимать вестерны за пределами США, хотя многие вестерны были сняты в Италии и Испании, а затем и в Израиле (хотя некоторые из своих более поздних снимал в Мексике). На протяжении многих лет постоянно всплывало предложение изобразить генерала Второй мировой войны Джорджа С. Паттона. На протяжении 1950-х годов студии предлагали фильмы о Паттоне, но семья Паттона возражала против таких проектов, в частности против Уэйна. В середине 1960-х годов режиссер Майкл Андерсон выбрал его на роль Паттона в эпическом фильме Columbia Pictures «16 декабря: Битва за Арденн», получившем благословение Дуайта Д. Эйзенхауэра и Министерства обороны, но от проекта отказались после того, как Warner Brothers присвоила название «Битва в Арденнах» (1965) обычному военному фильму с Генри Фондой. Наконец, Уэйна рассматривали на роль в «Паттоне» (1970), которую в конечном итоге сыграл Джордж К. Скотт, но Джон в какой-то момент отказался от него-о решении, о котором он, как сообщается, позже пожалел. В декабре 1976 года перенес операцию по поводу удаления простаты. Хотел сыграть Дикого Билла Хикока в фильме «Человек с ограничениями» (1936), так как был уверен, что это сделает его звездой. Однако вместо этого Сесиль Б. Демилль выбрал Гари Купера. Ему предложили роль Сэма Колтона в фильме «Ковбой и леди» (1946), но ему не понравился сценарий-и он не захотел снова работать с Верой Ролстон-и отказался от нее. Затем роль передали Биллу Эллиотту. Объявил о своем намерении проводить кампанию за сенатора Барри Голдуотера на президентских выборах 1964 года после того, как Голдуотер проголосовал против Закона о гражданских правах. Несмотря на то, что в сентябре ему поставили диагноз «рак легких» и ему пришлось перенести серьезную операцию, в октябре ему все же удалось провести телевизионный марафон). Любил яйца и обычно съедал шесть штук за один присест. Когда он заказывал яйца в ресторане или закусочной и спрашивал, как он хочет, чтобы они были приготовлены, он отвечал: «Я хочу, чтобы они мне улыбались». Младший сын Джона Уэйна, Итан, защищал высказывания своего отца о расовой принадлежности, говоря: «Любое обсуждение удаления его имени должно включать полную картину жизни Джона Уэйна, а не основываться на одном выдающемся интервью, сделанном полвека назад». Одно время он рассматривался на роль Рока Хадсона в роли владельца ранчо Бика Бенедикта в эпическом вестерне Джорджа Стивенса «Гигант» (1956). Эдвард Аснер обвинил его в антисемитизме, когда они снимали «Эльдорадо» (1966). Его дочь Аисса поддержала Дональда Трампа во время его кампании по выдвижению кандидатуры от республиканской партии в 2016 году. Она сказала, что ее отец поддержал бы Трампа, если бы он был еще жив, и это утверждение позже оспорено его сыном Итаном Уэйном, президентом John Wayne Entreprises. Его изображение появлялось на самых разных продуктах, включая коллекционные карточки с попкорном 1950 года, раздаваемые в театрах, сигареты Camel 1951 года, игральные карты 1956 года, шоколадные конфеты Whitman's и-посмертно-пиво Coors. Деньги, собранные на пивных банках Coors с его изображением, пошли в Институт рака Джона Уэйна. Претендовал на роль Чарльтона Хестона в картине «Планета обезьян» (1968). Один из актерских героев Курта Расселла с детства (его отец, актер Бинг Расселл, работал с Уэйном в «Кавалеристах» (1959). Расселл обладает сверхъестественной способностью подражать голосу и манере поведения Уэйна. Это было очевидно во время одной конкретной сцены в баре с персонажем Ванессы Ферлито в «Доказательстве смерти» (2007), где его персонаж (каскадер Майк) говорит: «Вы знаете, как люди говорят: «В моей книге с тобой все в порядке» или «В моей книге это не хорошо». Ну, на самом деле у меня есть книга, и все, кого я когда-либо встречал, пишут в этой книге, а теперь я встретил вас, и вы читаете эту книгу. Только боюсь, мне придется вас подставить под куриное дерьмо». Рассматривался на роль Джеймса Стюарта в фильме Джона Форда «Два всадника» (1961), но не был доступен. Должен был играть с Уорреном Битти в картине «Жил-был обманщик» (1970). Первоначально на главную роль в фильме «Вера Круз» (1954) был выбран Гари Купер. Отклонил роль Энтони Куинна в картине «На той стороне 110-й улицы» (1972). Снялся в шести фильмах, номинированных на «Оскар» за лучший фильм года. Сказал, что стал убежденным антикоммунистом после прочтения книги о русской революции. Его внучатому племяннику Томми Моррисону поставили диагноз ВИЧ в 1996 году. Появился в качестве гостя во втором эпизоде Шоу Дина Мартина (1965). Отказался от главной роли в «МакАртуре» (1977), которая досталась Грегори Пеку. Должен был сниматься с Гари Купером в картине «Скачи по высокогорью» (1962), но смерть Купера не дала этого сделать. Уэйн появился в весьма нелестном свете в песне Public Enemy «Fight the Power» из альбома 1990 года «Fear of a Black Planet». Он часто подвергался критике за предполагаемые расистские высказывания в адрес чернокожих и коренных американских индейцев в своем печально известном интервью журналу «Playboy» в мае 1971 года. Некоторые также критиковали его за поддержку сенатора Барри Голдуотера на президентских выборах 1964 года, после Голдуотер проголосовал против Закона о гражданских правах. Отклонил роль Рэндольфа Скотта в фильме «Семь человек с этого момента» (1956) ради «Искателей» (1956). Рассматривался на роль Лоуренса Оливье в «Бетси» (1978). Последним фильмом, в котором он появился, был короткометражный фильм «Дом для морских пчел» (1977), посвященный истории морских пчел. Он был снят в музее Порт-Уэнеме. Сын Патрик сыграл молодого кавалерийского офицера в «Искателях». Архивный голос Джона Уэйна использовался в фильме «Звездные войны» для персонажа Гариндана Эзза Завора, который сообщил штурмовикам, куда Люк Скайуокер, Хан Соло, R2-D2, C3PO, Чубакка и Бен Кеноби направлялись к космическому кораблю в Татуине. Он использовал «Хондо» (1953) как введение в кинобизнес для своих сыновей Майкла (18 лет на тот момент) и Патрика (14 лет). Майкл был учеником помощника режиссера Роберта Э. Моррисона, брата Джона Уэйна, а Патрик помогал владельцу недвижимости Джо Ла Белле. Ему предложили роль Майкла Кейна в «Пленниках Посейдона» (1979), он выразил интерес к проекту, но передумал после прочтения сценария. Претендовал на роль Роберта Митчума в картине «Юный-юный Билли» (1969). В 2014 году в книге Марка Эллиотта «Американский Титан: В поисках Джона Уэйна» утверждалось, что Уэйн сознательно избегал призыва в вооруженные силы во время Второй мировой войны, потому что боялся, что это положит конец его роману с Марлен Дитрих. Он также опасался, что военная служба может положить конец его карьере, поскольку он будет слишком стар, чтобы быть «ведущим человеком, ориентированным на действия». Он стал масоном в 1970 году. Вызывал большое восхищение генералом Джорджем С. Паттоном, несмотря на то, что он полностью осознавал крайний антисемитизм этого скандального генерала. В январе 2021 года сообщалось, что Демократическая партия округа Ориндж надеется вернуть аэропорту Джона Уэйна его первоначальное название-аэропорт округа Ориндж. Партия приняла чрезвычайную резолюцию, призывающую сменить имя, а также удалить любые «другие изображения» актера. В резолюции в качестве причин для внесения изменений упоминаются как продолжающиеся протесты, так и демографические различия в округе Ориндж. Возобновились призывы переименовать аэропорт имени Джона Уэйна в Калифорнии после того, как противоречивые замечания из его печально известного интервью Playboy были освещены в статье Los Angeles Times в феврале 2019 года. В июне 2020 года лидеры Демократической партии округа Ориндж в Калифорнии потребовали убрать имя Уэйна из местного аэропорта из-за «расистских и фанатичных заявлений», которые он сделал в интервью журналу 1971 года. В июле 2020 года Школа кинематографических искусств Университета Южной Калифорнии объявила, что уберет выставку Джона Уэйна, сославшись на инициативу по продвижению «антирасистских культурных ценностей» после протестов студентов. Несмотря на то, что он часто играл ковбойских персонажей, на самом деле он ненавидел природу. Претендовал на роль Хамфри Богарта в картине «Левая рука Бога» (1955). Претендовал на роль Кирка Дугласа в фильме «Большое небо» (1952), но был занят. Выступал за Сэма Йорти на выборах мэра Лос-Анджелеса в 1969 году. Согласился с предложением Уинстона Черчилля применить атомное оружие против Москвы в 1947 году, если Советы не уйдут из Восточной Европы. Незадолго до того, как он начал снимать «Легенду о потерянном» (1957), он был опустошен, когда правительство США встало на сторону Советского Союза во время Суэцкого кризиса и не предприняло никаких действий в ответ на советское вторжение в Венгрию. Уэйн считал, что Ричард Никсон извлек уроки из ошибок ноября 1956 года, чтобы правильно вести войну Судного дня в 1973 году. Был первоначальным выбором на роль Льютона Макканлеса в фильме «Дуэль под солнцем» (1946), которая досталась Грегори Пеку. Претендовал на роль Ричарда Уидмарка в картине «Смерть стрелка» (1969). Джон Форд изначально хотел, чтобы он снялся в фильме «Длинная серая линия» (1955), но он был недоступен. Роль досталась Тайрону Пауэру. Первоначально рассматривался на роль Ли Марвина в фильме «Монти Уолш» (1970). Был ярым сторонником продления войн в Корее и Вьетнаме, а также вторжения в Восточную Европу с целью изгнания советских оккупантов. Рассматривался на роль Джеймса Аверилла в фильме «Врата рая» (1980), которая досталась Крису Кристофферсону. Был первоначальным выбором на роль капитана Джонатана Кларка в фильме «Мир в его руках» (1952), которая досталась Грегори Пеку. Претендовал на роль Дасти Риверса в фильме «Северо-западная конная полиция» (1940), которая ушла гари куперу. Должен был сниматься в фильме «Добро пожаловать в Лос-Анджелес2 (1976), но из-за проблем с бюджетом и задержек со съемками роль ушла Денверу Пайлу. Расстался с третьей женой Пилар в 1967 году, когда снимался в фильме «Зеленые береты» (1968). Однако они не объявили публично о своем расставании. Нанес визит Берту Ланкастеру на остров Санта-Крус на Виргинских островах США, где снимали фильм «Остров доктора Моро» (1977).
Некоторые гонорары актера: «Самый меткий» (1976)-750 тысяч долларов, «Брэнниган» (1975)-500 тысяч, «Рио Лобо» (1970), «Адские бойцы» (1968), «Зеленые береты» (1968), «Военный фургон» (1967)-по 1 миллиону, «Величайшая из когда-либо рассказанных историй» (1965) и «Самый длинный день» (1962)-по 250 тысяч, «Команчерос» (1961), «К северу от Аляски» (1960), «Кавалеристы» (1959), «Рио Браво» (1959)-по 750 тысяч + 10 % от прибыли, «Варвар и гейша» (1958)-700 тысяч, «Горящий полет» (1951)-300 тысяч, «Пески Иводзимы» (1950)-180 тысяч + 10 % от прибыли, «Найти Красную ведьму» (1949) и «Красная река» (1948)-по 75 тысяч + 10 % от прибыли, «Форт Апачи» (1948)-110 тысяч, «Безоговорочно» (1946)-68 тысяч, «Пожнешь бурю» (1942)-25 тысяч, «Дилижанс» (1948)-3, 7 тысяч, «Конец приключений» (1937), «Идол толпы» (1937), «Я освещаю войну!» (1937), «Калифорния, вперед!» (1937), «Морские снайперы» (1936) и «Вперед на запад» (1935)- по 6 тысяч.

Выборочная фильмография:

X