Актер родился 4 ноября 1919 года в Нью-Йорке, США. Умер
13 февраля 1996 года в Риме, Италия, от инсульта. Рост 170 см. Три раза
был женат, имел троих детей.
Мартин Генри Болсам родился 4 ноября 1919 года в семье Лилиан Вайнштейн
и Альберта Болсама, производителя женской спортивной одежды. Он был первенцем.
Его отец был русским еврейским иммигрантом, а мать родилась в Нью-Йорке
в семье русских евреев. Мартин заразился актерским талантом еще в старшей
школе, где участвовал в драматическом кружке. После окончания школы он
продолжил свой интерес к актерскому мастерству, посещая прогрессивную
новую школу Манхэттена. Когда разразилась Вторая мировая война, Мартина
призвали на службу, когда ему было чуть больше двадцати лет. После войны
ему посчастливилось получить должность швейцара в Radio City Music Hall
в Нью-Йорке. К 1947 году он оттачивал свое мастерство в Актерской студии,
которой в то время руководили Элиа Казан и Ли Страсберг. Время, проведенное
в Актерской студии в Нью-Йорке, позволило ему попрактиковаться в знаменитом
методе Станиславского. Несмотря на отличную подготовку, ему пришлось проявить
себя, как и любому подающему надежды молодому актеру. Он начал свою карьеру
на Бродвее в конце 1940-х годов. Но настоящего успеха он добился только
в 1951 году. Этой пьесой была «Татуировка розы» Теннесси Уилльямса. После
успеха на Бродвее у него было несколько второстепенных ролей на телевидении,
прежде чем наступил его большой прорыв, когда он присоединился к актерскому
составу картины «В порту» (1954). В 1950-е годы у Мартина было множество
ролей на телевидении. У него были повторяющиеся роли в некоторых из самых
популярных телесериалов того времени, включая «Стальной час США» (1953),
«Телевизионный театр Филко» (1948), «Телевизионный театр Гудиер» (1951)
и «Студия 1» (1948). В 1957 году он смог еще раз проявить себя на большом
экране, сыграв заметную роль в фильме «12 разгневанных мужчин» (1957)
режиссера Сидни Люмета с Генри Фондой в главной роли. Вся телевизионная
работа Мартина в 1950-е годы не пропала даром. В главной роли в сериале
«Альфред Хичкок представляет» (1955) Хичкок был настолько впечатлен его
работой, что предложил ему ключевую роль второго плана детектива Милтона
Арбогаста в «Психо» (1960). Его работа с Хичкоком открыла ему мир других
актерских возможностей. В 1960-е годы ему досталось множество сильных
ролей в кино, в том числе роли в фильмах «Завтра у Тиффани» (1961), «Мыс
страха» (1962) и «Воротилы» (1964). Одним из самых ярких моментов в его
жизни было получение премии Американской киноакадемии за лучшую мужскую
роль второго плана за фильм «Тысяча клоунов» (1965). Вскоре после этого
он начал сниматься в европейских фильмах. Вскоре он полюбил Италию и прожил
там большую часть оставшихся лет. Он снялся более чем в дюжине итальянских
фильмов и провел свою дальнейшую жизнь, путешествуя между Голливудом и
Европой, ради своих многочисленных ролей. После более чем пятидесятилетней
карьеры Мартин Болсам умер естественной смертью в своей любимой Италии
в возрасте 76 лет. Он скончался от инсульта в римском отеле под названием
Residenza di Repetta.
Он выражал разочарование, когда фанаты, просившие автографы, казалось,
только вспоминали, как он падал назад с лестницы в «Психо» (1960). Он
чувствовал, что существует множество других сложных ролей, благодаря которым
он бы предпочел, чтобы его запомнили. Всегда очаровательный, он просто
улыбнулся и все равно поставил подпись. Дебютировал в кино в фильме «В
порту» (1954), где доминировала Актерская студия. Он был первым, кто записал
голос компьютера HAL-9000 в фильме Стэнли Кубрика «2001 год: Космическая
одиссея» (1968), но его уступил Дугласу Рейну, потому что Кубрик считал,
что голос Болсама звучит «слишком разговорно по-американски». Судя по
всему, умер естественной смертью. Горничная нашла его лежащим на полу
рядом с кроватью в престижном отеле Residenza Di Ripetta, когда он отдыхал
в Италии. Снимался в сериалах «Сумеречная зона» как в 1959 году, так и
в 1985. В качестве хобби изучал обезьянье кунг-фу. Снялся в шести фильмах,
внесенных на хранение в медиатеку при Конгрессе США как имеющие культурную
ценность. Пару сезонов играл еврейского делового партнера Кэрролла О'Коннора
в сериале «У Арчи Банкера» (1979). Ранее они вместе выступали в «Истории
Сакко-Ванцетти» на Sunday Showcase (1959). Играл мужа своей бывшей реальной
жены Джойс Ван Паттен в «Огнях святого Эльма» (1985). В последующие годы
продолжал периодически возвращаться в Актерскую студию. В первые годы
своей борьбы работал официантом и швейцаром в Radio City Music Hall в
Нью-Йорке. Снялся в трех фильмах режиссера Сиднея Люмета. Бродвейский
обозреватель Эрл Уилсон окрестил его «Бронкс Бэрримор». Член драматического
кружка средней школы Де Витта Клинтона, он изучал драматическое искусство
в Новой школе в Нью-Йорке, а затем служил в армейском воздушном корпусе
во время Второй мировой войны. Родился в Бронксе в Нью-Йорке в семье евреев
Альберта Болсама, производителя женской спортивной одежды, и Лилиан Вайнштейн.
Он был старшим из троих детей. Снялся в четырех фильмах, номинированных
на «Оскар» за лучший фильм года. Он появился в двух постановках, посвященных
нападению японцев на Перл-Харбор 7 декабря 1941 года: «Стихия времени»
(1958) и «Тора! Тора! Тора!» (1970). Играл вымышленных персонажей по мотивам
Луи Б. Майера в «Саквояжниках» и «Харлоу», двух фильмах, выпущенных в
течение нескольких лет подряд (1964-65), оба были продюсерами Джозефа
Э. Левина для Paramount, оба написаны Джоном Майклом Хейсом и оба в главной
роли Кэрролл Бэйкер. Выиграл премию «Тони» на Бродвее в 1968 году как
лучший актер за спектакль «Ты знаешь, я не слышу тебя, когда бежит вода».
Сыграл психиатра в фильме Рода Стерлинга «Элемент времени» (1958), в котором
речь шла о пациенте, которому постоянно снилось, что он вернулся во времена,
незадолго до бомбардировки Перл-Харбора. В «Тора! Тора! Тора!» (1970)
он сыграл адмирала Киммеля, командующего военно-морским флотом Перл-Харбора
во время нападения Японии. За роль в картине «Психо» (1960) Мартину заплатили
всего 6000 долларов.
Выборочная фильмография:
X