Актер родился 20 июня 1928 года в Нью-Йорке, США. Умер
15 июля 2017 года в Лос-Анджелесе, штат Калифорния, США, от болезни сердца.
Рост 185 см. Один раз был женат, имел двоих детей. Характерный хрипловатый
голос.
Оскароносный характерный актер Мартин Ландау родился в 17 лет был нанят
New York Daily News для работы в отделе продвижения, прежде чем стал штатным
карикатуристом и иллюстратором. За пять лет работы в газете он работал
иллюстратором колонки Билли Роуза. Он также работал с карикатуристом Гасом
Эдсоном над комиксом «Гампс». Главной амбицией Ландау было актерское мастерство,
и в 1951 году он дебютировал на сцене в «Детективной истории» в театре
«Пикс-Айленд» в Пикс-Айленде, штат Мэн. В том же году он дебютировал за
пределами Бродвея в «Первой любви». Ландау был одним из двух тысяч претендентов,
прошедших прослушивание в Актерскую студию Ли Страсберга в 1955 году;
только он и Стив Маккуин были приняты. Ландау был другом Джеймса Дина,
и Маккуин в разговоре с Ландау упомянул, что знал Дина и встречался с
Ландау. Когда Ландау спросил, где они встретились, Маккуин сообщил ему,
что видел, как Ландау ехал на мотоцикле Дина в гараж Нью-Йорка, где он
работал механиком. Ландау играл в середине 1950-х годов в телевизионных
антологиях «Playhouse 90» (1956), «Студия 1» (1948), «Philco Television
Playhouse» (1948), «Kraft Television Theater» (1947), «Телевизионный театр
Goodyear» (1951) и «Омнибус» (1952). Он начал делать себе имя после замены
звезды Франшо Тона во внебродвейской постановке 1956 года «Дяди Вани»
Антона Чехова, знаменитой постановки, которая помогла поставить внебродвейский
театр на театральную карту Нью-Йорка. В 1957 году он дебютировал на Бродвее
в пьесе «Середина ночи». В составе гастрольной компании со звездой Эдвардом
Робинсоном он добрался до Западного побережья. Он дебютировал в кино в
фильме «Высота Порк Чоп Хилл» (1959), но в кино сыграл тяжеловеса в классическом
триллере Альфреда Хичкока «На север через северо-запад» (1959), в котором
его застрелили на вершине горы Рашмор, когда он совершал садистские действия,
наступив на пальцы Кэри Гранта, который изо всех сил цеплялся за скалу.
Он также появился в блокбастере «Клеопатра» (1963), самом дорогом фильме,
когда-либо снятом на тот момент, который чуть не уничтожил компанию 20th
Century-Fox и породил один из величайших публичных скандалов-любовный
роман Элизабет Тейлор и Ричарда Бартона, затмивший сам фильм. Несмотря
на трудности с фильмом, запоминающаяся роль Ландау в ключевой роли Руфио
получила высокую оценку зрителей и мгновенно принесла ему популярность.
В 1963 году Ландау сыграл запоминающиеся роли в двух эпизодах научно-фантастических
сериалов-антологий «За гранью возможного» (1963), «Щит Беллеро» (1964)
и «Человек, который никогда не рождался» (1963). Он был первым выбором
Джина Родденберри на роль мистера Спока в сериале «Звездный путь» (1966),
но роль досталась Леонарду Нимойю который позже заменил Ландау в «Миссии
невыполнима» (1966), сериале, который действительно прославил Ландау.
Изначально Ландау не должен был быть постоянным участником сериала, в
котором главную роль играла его жена Барбара Бейн, на которой он женился
в 1957 году. Его персонаж, Роллин Хэнд, должен был время от времени появляться
в сериале «Миссия невыполнима» (1966), но когда у продюсеров возникли
проблемы со звездой Стивеном Хиллом Ландау использовали, чтобы компенсировать
слабину. Характер Ландау был настолько хорошо принят и настолько популярен
среди публики, что он стал постоянным персонажем. Ландау был номинирован
на премию «Эмми» как лучший актер драматического сериала за каждый из
трех сезонов, в которых он появлялся. В 1968 году он получил премию «Золотой
глобус» как лучшая телезвезда мужского пола. В конце концов, он ушел из
сериала в 1969 году из-за спора о зарплате, когда новая звезда Питер Грейвс
получил контракт, по которому ему платили больше, чем Ландау, в чьем собственном
контракте говорилось, что он будет иметь паритет с любым другим актером
сериала, который заработал больше, чем он. Продюсеры отказались уступить,
и он и Бейн, ставшая первой актрисой в истории телевидения, получившей
три подряд премии «Эмми» (1967-69) во время участия в сериале, покинули
сериал, якобы для того, чтобы продолжить карьеру в кино. Этот переезд
фактически остановил их карьеру, а «Миссия невыполнима» (1966) проработала
еще четыре года с другими актерами. Ландау выступил в поддержку Сидни
Пуатье в фильме «Меня зовут Мистер Тиббс!» (1970), менее успешное продолжение
оскароносного фильма «Полуночная жара» (1967), но это не привело к созданию
новых работ такого же уровня. Он снялся в телефильме «Добро пожаловать
домой, Джонни Бристоль» (1972) на канале CBS, сыграв военнопленного, возвращающегося
в Соединенные Штаты из Вьетнама. В следующем году он снял для NBC пилотную
серию предполагаемого шоу «Дикарь». Хотя режиссером шоу выступил начинающий
вундеркинд Стивен Спилберг, канал NBC не принял шоу.
Нуждаясь в работе, Ландау и Бэйн переехали в Англию, чтобы сыграть главные
роли в синдицированном научно-фантастическом сериале «Космос: 1999» (1975).
Карьера Ландау и Бэйна застопорилась после того, как фильм «Космос: 1999»
был снят с производства, и им пришлось принять участие в телефильме «Гарлемские
путешественники на острове Гиллигана» (1981). Это был упадок их карьер,
и актерская карьера Бэйн, и их брак вскоре закончились. Ландау, один из
самых талантливых характерных актеров Голливуда, не без признания, достиг
дна в карьере. В 1983 году он застрял в малобюджетных научно-фантастических
фильмах и фильмах ужасов, таких как «Существо» (1981), роль, намного ниже
его таланта. Возрождение его карьеры началось медленно с повторяющейся
роли в ситкоме NBC «Баффало Билл» (1983) с Дэбни Коулманом в главной роли.
На Бродвее он взял на себя главную роль в возрожденном «Дракуле» и отправился
в путь с национальной гастрольной труппой. Наконец, возрождение его карьеры
начало набирать обороты, когда Фрэнсис Форд Коппола взял его на важную
второстепенную роль в своем фильме «Такер: Человек и его мечта» (1988),
за который Ландау был номинирован на премию «Оскар» как лучший актер второго
плана. За эту роль он получил свой второй «Золотой глобус». В следующем
году он получил свою вторую подряд номинацию на премию «Оскар» за лучшую
мужскую роль второго плана за великолепную роль прелюбодейного мужа в
фильме Вуди Аллена «Преступления и проступки» (1989). Затем он сыграл
знаменитого охотника на нацистов Симона Визенталя в фильме канала ТНТ
«Макс и Хелен» (1990). Однако вершина его карьеры после «Миссия невыполнима»
(1966) приближалась к завершению. Он сыграл Белу Лугоши в биографическом
фильме Тима Бартона «Эд Вуд» (1994) и получил восторженные отзывы. За
свою роль он получил премию «Оскар» за лучшую мужскую роль второго плана.
Мартин Ландау, превосходный характерный актер, наконец-то был удостоен
высшей награды в своей профессии. Его выступление, которое также принесло
ему третий «Золотой глобус», получило множество наград в дополнение к
«Оскару» и «Золотому глобусу», в том числе высшие награды Нью-Йоркского
кружка кинокритиков и Национального общества кинокритиков. Ландау продолжал
играть самые разнообразные роли в кино и на телевидении, блестяще сыграв
роль второго плана в «Мажестике» (2001). Он получил свою четвертую номинацию
на премию «Эмми» в 2004 году как лучший приглашенный актер в драматическом
сериале «Без следа» (2002). Мартин Ландау был удостоен собственной звезды
на Аллее славы.
Друзья с Джеймсом Дином, когда Ландау впервые встретил Стива Маккуина,
и Маккуин сказал, что знает его. Он спросил, где они встретились. Маккуин
сообщил ему, что видел, как Ландау въезжал в гараж Нью-Йорка, где он работал
механиком, на мотоцикле Дина. Из 2000 исполнителей, прошедших прослушивание
в Актерскую студию Ли Страсберга (1955), были приняты только двое: Стив
Маккуин и Ландау. Позже он снялся с Маккуином в фильме «Невада Смит» (1966).
Во время учебы в Актерской студии он сблизился с Мэрилин Монро. Отказался
от роли Карла Гриссома в «Бэтмене» (1989). Роль в конечном итоге досталась
Джеку Палансу, с которым Ландау снимался в фильме «Одна во тьме» (1982).
Получил две из трех номинаций на премию «Оскар» за роль реальных людей.
Запомнился публике по роли Роллина Хэнда в сериале «Миссия невыполнима»
(1966). В 1948-53 годах он зарабатывал на жизнь газетным художником и
штатным карикатуристом New York Daily News, иллюстратором газетной колонки
Билли Роуза «Pitching Horseshoes» и помощником карикатуриста Гаса Эдсона
в комиксах «Gumps». После смерти он был похоронен рядом со своими родителями
на кладбище Бет Дэвид в Элмонте, Лонг-Айленд, Нью-Йорк. Он никогда не
уходил из актерского мастерства до самой своей смерти. Он появился в одном
фильме, номинированном на премию Американской киноакадемии за лучший фильм:
«Клеопатра» (1963). Свадебный прием с Барбарой Бейн прошел в таверне Boulevard
Tavern на бульваре Куинс в Рего-парке, Квинс, Нью-Йорк. Учился и окончил
среднюю школу Джеймса Мэдисона в Бруклине, Нью-Йорк (1946). Когда он рос,
его семья проживала в съемной квартире на Бедфорд-авеню в Бруклине, Нью-Йорк.
В нескольких источниках год его рождения ошибочно указан как 1931. Непонятно,
откуда взялся этот год, но, скорее всего, это путаница с Барбарой Бейн,
Леонардом Нимоей или коллегой, названным первым актером телевидения и
кино, Мартином Милнером (все они были родился в этом году). Однажды, работая
штатным художником-карикатуристом в New York Daily News, он просто уволился,
а немного позже появился у служебного входа в театр за пределами Бродвея
с просьбой о работе, и его взяли на работу. Родителями Ландау были Майер
Джоэл Ландау (1888-1970) и Сельма Бухман (1889-1958), иммигранты из Австрии.
У них также было две дочери, Элинор и Констанс. Отец работал машинистом
в компании по производству швейных машин. После того, как он начал работать
в New York Daily News, он получил свою первую квартиру на 35-й авеню,
75-15 в Джексон-Хайтс, Квинс, Нью-Йорк. Говорил с ярко выраженной шепелявостью,
о чем свидетельствует его появление на Gunsmoke. Познакомил Джеймса Дина
со своей первой девушкой Барбарой Гленн Гордон. Имеет внешнее сходство
с актером Питером Грейвзом, вместе с которым снимался в сериале «Миссия
невыполнима» (1966).
Выборочная фильмография:
X