Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 18 лет.


МИШЕЛЬ МОРГАН
(Michele Morgan)

Актриса родилась 29 февраля 1920 года в Нейи-сюр-Сен, Франция. Умерла 20 декабря 2016 года в Нейи-сюр-Сен, Франция. Имя при рождении Симона Рене Руссель. Рост 163 см. Три раза была замужем, причем третьим мужем был знаменитый режиссер Жерар Ури (1960-2006). Имела одного ребенка. Часто играла сдержанных, загадочных красавиц. Ее знаменитые кошачьи глаза. Часто играла трагических героинь. Стильный, изысканный экранный образ. Преуспела в сценах соблазнения.
Блондинка классической красоты, французская актриса Мишель Морган была одной из самых популярных ведущих женщин своей страны на протяжении более пяти десятилетий. Симона Рене Руссель родилась в високосный год. Подростком она сбежала из дома и училась актерскому мастерству у Рене Симона, начав свою карьеру в кино в 16 лет, работая статисткой в кино, чтобы платить за уроки драмы. Молодая актриса вскоре привлекла внимание режиссера Марка Аллегре, который снял ее в фильме «Грибуй» (1937), который закрепил за ней славу. Ее отстраненные, загадочные черты лица и мрачное обаяние заставили зрителей сравнивать ее с молодой Гретой Гарбо. Затем она элегантно появилась вместе с Шарлем Буайе в драме «Орейдж» (1938) режиссера Марка Аллегре, напротив Жана Габена в «Моли и пламени» (1938) режиссера Марселя Карне, а также в «Коралловом рифе» (1939) и «Буксирах» (1941). Ее первые громкие роли были в фильмах «L'entraineuse» (1939) и «La loi du nord» (1939). В конечном итоге Мишель бежала из раздираемой войной Франции в Голливуд и зарабатывала роли исключительно благодаря своему европейскому престижу. Однако она не выделялась среди других женщин-иностранцев того времени, таких как Ингрид Бергман. Сыграв довольно обычные знойные роли в обстановке Второй мировой войны, она получила лишь скромный прием в таких американских фильмах, как «Жанна Парижская» (1942) с Полом Хенрейдом, «Two Tickets to London» (1943) с Аленом Кертисом, «Путь в Марсель» (1944) с Хамфри Богартом и «Погоня» (1946) с Робертом Каммингсом. Возвратившись во Францию после окончания войны. Мишель снялась в таких фильмах, как «Гордецы» (1953), «Минута истины» (1952), «Oasis» (1955), «Большие маневры» (1955), «Marie-Antoinette reine de France» (1956), «Menschen im Hotel» (1959), «Ландрю» (1963), «Constance aux enfers» (1964), «Бенжамен, или Дневник девственника» (1968) и «Le chat et la souris» (1975). Еще в конце 1940-х годов она получила самую первую награду Каннского кинофестиваля как «лучшая актриса» за трогательную роль слепой героини в «Пасторальной симфонии» (1946). В 1992 году она также получила почетную премию «Сезар». Во время войны и в первые послевоенные годы (1942-1949) она была замужем за американским актером и певцом Уилльямом Маршаллом. Вторым мужем Мишель был красивый галльский актер Анри Видаль, и они вместе появлялись в паре в фильмах «Фабиола» (1949), «Красавица, которая вуаля» (1950), «Семь смертных грехов» (1952), «Наполеон» (1955). После внезапной смерти Видаля в 1959 году в сорокалетнем возрасте от сердечного приступа Мишель вышла замуж в третий раз за известного режиссера Жерара Ури. Последнее появление Мишель на большом экране состоялось в фильме Марчелло Мастроянни «У них все хорошо» (1990).
Во время ужина с актерами и съемочной группой фильма «Набережная туманов» (1938) ее партнер по фильму Пьер Брассер сделал ей несколько неприличных и неуместных замечаний, что сильно раздражало ведущего актера и поклонника Мишель Жана Габена. На следующий день Брассер извинился перед Мишель, принеся ей цветы, но затем ему пришлось снимать сцену, где его персонаж, Люсьен, получает удар по лицу от главного героя Габена. Вместо того, чтобы имитировать удар, Габен очень сильно ударил Брассера. Последний знал, для чего это нужно, и ничего не сказал. Критики высоко оценили эту сцену за ее реалистичность. Рассматривалась на роль Ильзы Лунд в «Касабланке» (1942), но RKO не отпустила ее за ту сумму денег, которую предлагала Warner Bros., и вместо нее была выбрана Ингрид Бергман. В своей автобиографии «Avec ces yeux-la» она рассказывает зловещий анекдот о переезде в Голливуд во время Второй мировой войны. По прибытии ей пришлось построить дом по адресу 10050 Cielo Drive, слегка изолированный от других звездных особняков. Она была очень напугана при мысли о том, что останется одна в этом месте, и утверждала, что часто слышала «зловещие» звуки. Сначала она наняла прислугу, чтобы составить ей компанию, но, в конце концов, отослала их, когда они оказались пьяницами и ворами. Некоторое время она продолжала жить там с другом, но, как только она вышла замуж за Уилльяма Маршалла, он потребовал, чтобы она продала особняк и переехала к нему, потому что, по консервативным взглядам его семьи, для мужчины было бесчестно жить у своей женщины. В 1969 году дом стал местом жительства Шэрон Тейт, убитой последователями Чарльза Мэнсона. Ее брак с Анри Видалем был трудным из-за его хронической наркозависимости и ревности ко всем ее коллегам-мужчинам, особенно к Жану Габену. Проиграв Ингрид Бергман роль Ильзы Лунд в «Касабланке» (1942), она в конечном итоге объединилась с Хамфри Богартом в последующем фильме Майкла Кертиса «Путь в Марсель» (1944). Недовольная всеми своими англоязычными средствами, Мишель считала съемки фильма абсолютно худшим опытом в своей карьере, называя Кертиса (которого она описала как «венгра с татарским лицом») самым отвратительным человеком, с которым она когда-либо работала, и заявляя, что она не получила ни малейшей поддержки от Богарта, «который уже был слишком сосредоточен на своих проблемах». Когда она впервые приехала в Голливуд, ее сразу же рассматривали на роль Лины в фильме Альфреда Хичкока «Подозрение» (1941), но ее оставили без внимания, поскольку ее английский был признан недостаточно хорошим. Роль досталась Джоан Фонтейн, получившей за свою игру премию «Оскар» за лучшую женскую роль. Зная, что ей отказали по этой причине, Мишель поняла, что ей придется много работать, чтобы усовершенствовать свой английский язык, и в течение целого года посещала лингвистического преподавателя по несколько часов в день и значительно улучшила свои навыки. По иронии судьбы позже ей предложили роль Белинды в фильме «Джонни Белинда» (1948), что, как полагали продюсеры, не вызовет у нее никаких затруднений, поскольку она была без слов. Восприняв это как насмешку, Мишель отклонила предложение. Роль досталась Джейн Уайман, получившей за свою игру премию «Оскар» за лучшую женскую роль. Мишель считает этот выбор одной из своих самых больших профессиональных ошибок. Она обладательница самой первой награды за лучшую женскую роль на Каннском кинофестивале. Ее карьера, к сожалению, пошла на спад в 1960-е годы, когда появилось движение французской новой волны, и ее ключевые режиссеры решили разорвать связи с классическим французским кино, которое многие из них в значительной степени презирали с тех пор, как они были критиками журнала «Cahiers du cinema». Франсуа Трюффо исторически был недоброжелателем творчества Мишель, и единственным фильмом, который она сняла с автором «Новой волны», был «Ландрю» Клода Шаброля (1963), в котором она сыграла жертву убийственного главного героя Шарля Деннера, которого он в конечном итоге сжег, чтобы подняться наверх в дыму. Большую часть этого десятилетия Мишель снималась в малоинтересных фильмах. Была самой успешной французской актрисой 1940-х годов вместе со своими подругами Даниэль Дарье и Мишлин Прель. Ее отношения со вторым мужем Анри Видалем тайно начались во время съемок «Фабиолы» (1949), когда ее брак с Уилльямом Маршаллом уже разваливался. Желая получить опеку над сыном Майком Маршаллом после того, как он и Мишель развелись, Уилльям нанял нескольких частных детективов, чтобы они следили за ней, и, в конце концов, сумели сфотографировать ее в постели с Видалем. Таким образом, Мишель потеряла опеку над Майком из-за супружеской измены, что иронично, поскольку Уилльям все время делал то же самое, что и его отношения со второй женой Мишлин Прель начались во время его брака с Мишель. Впоследствии Майк провел часть своего детства с Уилльямом и его новой женой Мишлин, которая помогала воспитывать его вместе со своей дочерью Тони Маршалл. Несмотря на все это, Мишель никогда не испытывала никаких обид к Мишлин и всегда хвалила ее за то, что она очень хорошо заботилась о Майке как о второй матери. Ее отношения с третьим мужем Жераром Ури начались на съемках фильма «Призрачное счастье» (1958), когда ее брак с актером Анри Видалем уже разваливался. До сих пор у Ури были очень прочные отношения с актрисой Жаклин Роман, но, по иронии судьбы, он всегда говорил ей: «Есть только один человек, ради которого я бы тебя оставил, и это Мишель Морган». Мишель снялась в пяти фильмах вместе с Жаном Габеном. Актер увидел Мишель в картине «Gribouille» (1937) и с тех пор захотел, чтобы она была его партнершей по фильму «На набережной Брюм». Мишель заявила, что у них уже были романтические чувства друг к другу во время съемок фильма (он называл ее Мишей или Ла Мом), но из этого ничего не вышло, потому что он был женат, а она еще не достигла совершеннолетия. К тому времени, когда в следующем году они снова объединились в «Remorques», Мишель узнала от секретаря Габена по имени Мишлин Прель, что он разводится с женой Сюзанной Мошен, и таким образом смогла начать их роман. В случае, когда жизнь имитирует искусство, подобно тому, как герой-моряк Габена, капитан Лоран, должен вернуться в море и оставить после себя Кэтрин Морган на неопределенный срок, Жан был больше во время их будущих пар, и она время от времени общалась с ним и его женой. Муж Уилльям Маршалл позже женился на актрисе Мишлин Прель. Впервые они встретились, когда он и Мишель остановились в отеле «Савой» во время съемок ее фильма «Поверженный идол» (1948) в Лондоне. Однажды они столкнулись с Мишлин, которая остановилась в отеле перед поездкой в США. Мишель, которая была ее подругой, немедленно представила ее Уилльяму. Позже Уилльям и Мишлин отправились на корабле в Америку и завязали роман. Спустя годы Мишель с иронией вспоминала, как после встречи в отеле она упомянула Уилльяму, как великолепно выглядит Мишлин, что «он уже заметил». Прослушивался на роль в фильме Марка Аллегре «Грибуй» (1937) по совету сценаристки и помощника режиссера Жанны Витта. Финансист фильма Макс Стоффель был настолько очарован ее игрой, что сразу подумал, что главную роль Натали должна была сыграть именно она. Успех фильма также побудил RKO предложить ей голливудский контракт за 2000 франков в неделю. Среди своих любимых коллег она назвала Жана Габена, Райму и Сержа Реджани. Ее сын Майк Маршалл, родившийся в 1944 году, стал актером во Франции и Голливуде. Он решил, что это тот путь, по которому он хочет пойти, после того, как Мишель привела его на съемки своего фильма «Большие маневры» (1955), и он увидел ее партнера по фильму Жерара Филипа. Председатель жюри Каннского кинофестиваля в 1971 году. Член жюри Каннского кинофестиваля в 1972 году. Ушла из дома в 15 лет вместе со своим младшим братом Полом, чтобы заняться актерской карьерой. Получив дополнительную роль в фильме «Мадемуазель Моцарт» (1936) через несколько кастинговых агентств, режиссер фильма Иван Ноэ предложил ей усовершенствовать свою актерскую технику, беря уроки. Год спустя она поступила на курс драматического искусства Рене Симона (который помогли оплатить еще несколько дополнительных ролей) и выбрала псевдоним Мишель Морган. Отказался от роли Жанны Моро в фильме «Ночь» (1961). Когда ей было три года, коллега ее отца Марсель Шульц, который был астрологом-любителем, предвидел в ее судьбе знаменитость. Оказалось, он был прав. Ее отец, руководитель отдела экспорта парфюмерной продукции, после кризиса 1929 года оказался безработным и перевез семью, в которую входили Мишель и три ее младших брата, из богатого парижского пригорода Нейи-сюр-Сен. Именно в казино Дьеппа Мишель начала посещать театральные представления и увлеклась идеей актерского мастерства. Габен был разлучен с Мишель в начале Второй мировой войны, когда его завербовали во французский флот и отправили в Шербур, с трудом удалось снять финальные сцены фильма благодаря специальному разрешению. После его возвращения они так и не возобновили свои отношения. Она была удостоена награды за лучшую женскую роль в 1954-56 годах. Когда муж Уилльям Маршалл временно переехал во Францию с новой женой Мишлин Прель, она испытала облегчение от мысли, что теперь у нее есть возможность гораздо чаще видеться с сыном Майком. К сожалению, после того, как Уилльям развелся с Мишлин, он вернулся в США, взяв с собой Майка. Мишель была вынуждена гораздо реже навещать Майка в подростковом возрасте и смогла проводить с ним гораздо больше времени только после того, как он закончил учебу. После «Бенжамена, или Дневника девственника» (1968) она сосредоточилась на живописи, дизайне галстуков и написании стихов. В конце 1970-х годов она основала собственный лейбл галстуков «Cravates Michele Morgan». Когда она приехала в США, чтобы продолжить карьеру в Голливуде, первым, кто ее приветствовал, была коллега по RKO Джинджер Роджерс, которая должна была познакомить ее со всеми на студии. По иронии судьбы, позже Роджерс стала третьей женой первого мужа Морган, актера и режиссера Уилльяма Маршалла. У нее был очень трудный брак с Уилльямом Маршаллом, за которого она вышла замуж после того, как была знакома с ним всего один месяц. Она описала его поведение как очень деспотичное и пренебрежительное (он происходил из очень консервативной семьи и испытывал сильную неприязнь к Франции), а его скверный характер только ухудшился после того, как он был ранен на войне. Позже она заявила, что на самом деле не знала, почему вообще вышла за него замуж, сказав, что ее выбор должен был быть обусловлен физическим влечением, а не сильной привязанностью. В отличие от нескольких других актеров, которые подверглись критике за то, что продолжали работать во французском кино во время оккупации, она вызвала большое восхищение за то, что она немедленно уехала сниматься в кино в США (контракт с RKO ей уже предложили до начала Второй мировой войны). Ее актерскими кумирами являются Грета Гарбо, Франсуаза Розэ и Габи Морлей. Во время своего пребывания в Голливуде она однажды увидела Гарбо, идущую по улице, но предпочла не вмешиваться, так как знала, насколько великая шведская актриса ценит свое личное пространство. Во время съемок фильма «Гордецы» (1953) в Мексике у нее не было особых связей с партнером по фильму Жераром Филипом, поскольку он был слишком занят, посещая этот район со своей семьей, чтобы помочь ей в ее борьбе за продление ее роли, а она была под давлением, так что сложилось впечатление, что он считал ее слишком буржуазной (а она, в свою очередь, считала его чем-то вроде левого экстремиста). Они гораздо лучше ладили, когда позже сотрудничали в «Больших маневрах» (1955). Когда она получила сценарий «Гордецов» (1953), она посчитала свою роль очень лишней и попросила добавить несколько дополнительных сцен. Ее просьба была удовлетворена, и среди этих сцен была сцена, в которой ее видели в нижнем белье, которая стала одним из знаковых моментов фильма. В фильме «Красавица, которая вуаля» (1950) она работала как со своим вторым, так и с третьим мужем, Анри Видалем и Жераром Ури. Хотя они были женаты с Жераром Ури, они не жили под одной крышей. Сразу отнеслась скептически, когда ее пригласили в фильм Фрэнка Синатры «Выше и выше» (1943), поскольку у нее не было предварительного певческого опыта и она должна была как можно быстрее взять несколько уроков. Поэтому она считала, что проект обречен с самого начала. Фильм провалился, а сама Мишель считает свою игру катастрофой. Муж Уилльям Маршалл дал ей прозвище «Майк» из-за трудностей с произношением «Мишель» и общей неприязни к Франции. В конце концов, они назвали своего сына Майком. С Шарлем Буайе она снялась в трех фильмах. Ей не очень понравилось первое сотрудничество с актером (чье поведение она нашла холодным и отстраненным), и поэтому она критически относилась к своей игре в фильме из-за отсутствия легкости. Однако со временем актер стал ей нравиться гораздо больше. Ее единственным американским хитом стала «Жанна Парижская» Роберта Стивенсона (1942), в которой главную роль сыграл исполнитель главной роли RKO Пол Хенрейд в роли пилота Королевских ВВС Поля Лавалье и культовый фаворит Лэрд Крегар в блестяще сыгранной роли нацистского функционера герра Фанка. Сама Морган ненавидела этот фильм и ей не нравилось работать с Хенрейдом, к которому она относилась очень холодно. Интересно, что ее персонаж Жанна-боец французского сопротивления, который поклоняется Жанне д’Арк и его постигла аналогичная судьба. Позже Мишель сыграет Святую Жанну в отрывке из «Судьбы» (1954). Кроме того, в своем фильме 1952 года «Минута истины» (1952) Даниэль Желен играет художницу, влюбленную в свою героиню и передающую черты лица портрету Жанны д'Арк. После свадьбы она и Анри Видаль вместе снялись в фильме «Красавица, которая вуаля» (1950). При этом Мишель почувствовала чувство беспокойства, которое, по ее мнению, негативно повлияло на ее выступление, и поклялась, что они никогда больше не будут работать вместе. Фактически они объединялись еще дважды: в «Странной мадам X» (1951) и «Pourquoi viens-tu si tard…» (1959). Она снялась в трех фильмах со своим мужем Жераром Ури. Взяла имя Мишель Морган из банка Морган в Париже. Она сделала этот выбор, потому что ей никогда не нравилось ее настоящее имя Симона, и она чувствовала, что «Морган» можно легко произнести в любой стране. Известна своей скромной личностью. Она фанатка бокса. Ей предложили роль Лоры Рейнольдс в оригинальной постановке Роберта Андерсона «Чай и сочувствие», но она отказалась, потому что боялась играть на сцене. Роль в конечном итоге сыграла Дебора Керр. Выполнила несколько своих трюков на трапеции в «Одержимости» (1954). Несмотря на второстепенную роль в постановке 1936 года, ее настоящий сценический дебют состоялся в 1978 году в «Le Tout pour le tout» Франсуазы Дорен. Позже она добилась огромного успеха у критиков благодаря пьесе «Шери», которая была экранизирована как «Шери» (1984). Получилась роль графини Серпьери в «Чувстве» (1954), но отказалась. Вместо нее была выбрана Алида Валли. Снялась в пяти фильмах с Жаном Марэ.
18 мая 1938 года кинематографический Париж, присутствовавший на премьере фильма Марселя Карне «Набережная туманов», устроил бурную овацию его создателям. Восемнадцатилетняя исполнительница главной женской роли стала с этого вечера одной из самых знаменитых киноактрис Франции. Вскоре весь мир узнал и полюбил ее под именем Мишель Морган. Уроженка Нейи сюр Сен. Симона Руссель приняла этот псевдоним, когда ей было всего пятнадцать лет. Она рано закончила занятия на драматических курсах Рене Симон и уже в 1935 году начала появляться на экране. Успех не заставил себя ждать. После нескольких выступлений в качестве статистки («Мадемуазель Моцарт», «Парижская жизнь», «Майерлинг») юная дебютантка получила роль в фильме «Малышка», а затем еще в двух картинах: «Дочь за отца», «Мои тетки и я». Ее заметили. В тоненькой полудетской фигурке начинающей артистки, в нежном лице с огромными прозрачными глазами было какое-то особенное, хрупкое очарование. Она казалась сотканной из воздуха и вместе с тем земной, маняще женственной. Медлительная грация движений, не по годам серьезный, умный взгляд рождали странное, не поддающееся расшифровке ощущение печали. В ней всегда оставалось что-то неразгаданное, притягательно далекое и чистое, как горный снег. Две главные роли в фильмах Марка Аллегре «Простофиля» и «Буря» (1937) дали Мишель Морган возможность проявить драматизм своего таланта. Ее лирическое амплуа слегка таинственной «голубой героини» типа Греты Гарбо определилось сразу. Но даже самые искушенные знатоки кино не могли обвинить юную актрису в подражании. Своеобразие и подлинность ее духовной жизни исключали всякий штамп. «Голубизна» была обманчивой. Под тихой прелестью меланхоличного, словно окутанного дымкой грусти облика крылась натура неожиданно самостоятельная, чуткая, с тревожно обостренной интуицией и сильным волевым началом. В «Набережной туманов» Мишель Морган играла Нелли-девушку, которую встречает в Гавре бежавший из колониальных войск солдат (Жан Габен). Тоскливое предощущение беды витало в воздухе туманных улиц, по которым бродили Нелли и Жан. Еще не успев расстаться,
они чувствовали остроту покинутости, горечь неминуемой разлуки. Любовь рождалась в атмосфере ностальгической тоски по этим улицам, по настоящему, которое уже уходит. Ее поэзия была окрашена трагизмом. «Фильм-зеркало своей эпохи- говорил впоследствии Карне. Каким же было время в 1938 году? Разве не носили мы в самих себе зачатков смерти и уничтожения? Разве не отдавали себе тогда отчет, что мы осуждены и что, раньше или позже, приговор свершится-без обжалования, без возможности удрать через запасной выход? Будучи выражением эпохи, фильм не мог обойти черты, для нее характерные: потерянность и беспокойство». В юной душе Нелли жила эта всеобщая тревога смутных предвоенных лет. Героиня Мишель Морган казалась слишком рано повзрослевшей-она вступала в жизнь, готовую разрушиться. В ее утонченной красоте была какая-то пронзительная нота. Герои «Набережной туманов» подняты над повседневностью высоким напряжением любви. Сосредоточенность их чувства, «околдованность» придают фильму очарование творимой на глазах у зрителей легенды. Жизнь, поэтически преображенная, застигнутая в ее кульминации, определила стиль игры актеров. В конкретном выражалось вечное. Сквозь контуры реальных персонажей проступали трагедийные, значительные в своей статике черты героев романтической литературы. Ничего не теряя в современности характера, Нелли-Мишель Морган казалась олицетворением возвышенного идеала красоты и одухотворенной женственности. Блистательно начавшуюся карьеру молодой артистки прервала война. После триумфа «Набережной туманов» Мишель Морган успела сняться еще в нескольких картинах, две из которых-«Закон Севера» Фейдера и «Буксиры» Гремийона вошли как классика в историю французского кино. Затем, вместе со многими актерами и режиссерами, она уехала из оккупированного Парижа в Соединенные Штаты Америки.
Голливуд встретил французскую «звезду» гостеприимно: у нее уже было мировое имя. И все же она чувствовала себя там неважно. «Я жила комфортабельно, в приятной среде-рассказывает артистка. Но мне казалось, что я занимаюсь чем-то бесполезным. Я снималась в плохих фильмах, играла плохие роли. У меня было только одно желание-вернуться во Францию». В 1946 году это желание осуществилось. Мишель Морган покинула Америку без сожалений. Она оставила там несчастливое замужество, кабальные контракты с продюсерами и неудачные картины о войне, которую американские кинематографисты плохо знали («Жоан в Париже», «Два билета в Лондон», «Проход в Марсель»). В послевоенной Франции Мишель Морган быстро завоевала положение «актрисы № 1». Первый же фильм, в котором она снялась по возвращении на родину, принес ей Большую международную премию на Каннском кинофестивале (1946). Это была «Пасторальная симфония» Жана Деланнуа-экранизация романа Андре Жида. В роли слепой воспитанницы пастора Гертруды, ставшей предметом страсти своего духовного отца, Мишель Морган вновь покорила зрителей изяществом и благородной простотой игры. Одна из всей актерской труппы, она сумела избежать налета мелодраматизма, которым грешит фильм, во многом исказивший смысл романа, и сохранила верность ускользающему стилю первоисточника. Изысканная чистота и строгость линий, «хрустальность» облика, тонкая грация, под которой чувствуется сила-все эти качества актерской индивидуальности Мишель Морган сложились еще до войны. Они остались неизменными и по сей день. Актриса не ломала свое «я». Она искала роли, близкие ее таланту, и может быть поэтому чаще других оправдывала ожидания широкой публики. Творческий путь Мишель Морган отмечен серией громких успехов. Экранизации произведений Грэма Грина («Падший идол»), Поля Клоделя («Фабиола»), Викки Баум («Стеклянный замок»), Жана-Поля Сартра («Горделивые»), Пьера Мак-Орлана («Ночная Маргарита» на сюжет «Фауста») укрепили за ней славу тонкой истолковательницы литературных образов. «Было бы смешно утверждать, что мы обнаружили талант Мишель Морган-говорилось в одной из многочисленных статей о фильме Клода Отан-Лара «Ночная Маргарита» (1955).-Скажем только, что эта изумительная актриса необычайно естественно играет трудную роль, и эта естественность придает еще больше трогательности классическому образу Маргариты». Во Франции эта осовремененная киноверсия легенды, некогда вдохновившей Гете, была оценена, пожалуй, слишком высоко (Национальный киноцентр присудил фильму премию «За высокое качество» еще до его выхода на экраны). Отан-Лара, с присущим ему постановочным размахом, создал эффектную, умело стилизованную и весьма поверхностную мелодраму. Герой, потомок Фауста, подписав договор с таинственным месье Леоном (Мефистофель), обретал молодость и любовь прекрасной Маргариты-певицы из ночного кабачка. Но тут же его начинала терзать мысль о муках ада. Он раздражался, ныл, дрожал от страха и требовал, чтобы возлюбленная нашла человека, который согласится выкупить его душу, отдав свою. Самоотверженная Маргарита после безуспешных поисков сама подписывала кровью роковую бумагу и приходила на пустой вокзал, где ее ждал нереально красивый поезд с черными окнами. Мефистофель, успевший полюбить красавицу, хотел порвать контракт, но было уже поздно-поезд тронулся, Маргарита умерла. От философской темы Фауста, как видим, не осталось ничего. Отан-Лара гораздо больше занимала фантастическая сторона легенды, возможность поинтриговать с потусторонним и неотвратимым. Он ставил фильм, рассчитанный на зрелищный эффект, в роскошных декорациях и символически использованном цвете (кроваво-красный спуск, ведущий в «преисподнюю» ночного кабачка, призрачный серебристый свет на эстраде, где поет Маргарита, огненный зигзаг молнии, разрезающий стену в момент подписания адского договора, черные и белые кресты на кладбище). Мишель Морган с ее усталой грацией, тонким лицом в оправе бледно-золотых волос и лучезарными глазами была одним из «чудес» фильма. Печальный образ Маргариты приобрел в ее исполнении аристократическую утонченность. Эстетизация (в декоративном строе фильма переходящая подчас в красивость) придала роли некий холодок. Живое чувство и страдания несчастной Маргариты остались за пределами картины. Героиня Мишель Морган скорее вызывала восхищение, чем трогала сердца. Она была самоотверженной из гордости и своим мужеством доказывала, что, во искупление грехов, на свете существуют щедрость, благородство, высокое достоинство души. Мишель Морган-актриса романтического склада. Она умеет извлекать поэзию из повседневности и превращать реальную действительность в легенду. Образы, созданные ею, внутренне статичны. Но это статика духовных кульминаций, высшего напряжения сил в переломные моменты жизни. В ее игре отсутствуют не важные детали. Она проходит мимо мелких свойств характера, приподнимая своих героинь над бытом и заставляя видеть их преображенные черты в волшебном свете идеала. Ее искусство привлекает окрыленностью. Реальность слита в нем с мечтой, обыденному придано таинственное измерение. При этом ей не свойственна сентиментальность. Актрисе удавалось быть естественной и в пошлых мелодрамах, и в картинах псевдо-поэтических, ложно многозначительных («Глазами воспоминаний», «Минута откровенности», «Одержимость»). В ее манере исполнения есть то неуловимое «чуть-чуть», которое не позволяет преступить границу правды. Тонкое чувство меры, строгость стиля-неизменные достоинства игры Мишель Морган. Она слегка романтизирует и своих королев, и своих крестьянок (среди ее ролей: Мария Антуанетта в одноименном фильме Деланнуа, Жозефина в «Наполеоне» Гитри, Жанна д'Арк в одной из новелл фильма «Судьбы», крестьянка в франко-американской картине «Сбор урожая»). Но даже там, где романтическое обобщение вынесено на поверхность, актриса сохраняет достоверность чувств, непринужденность, простоту. Один из лучших образов Мишель Морган-Мария-Луиза в фильме Рене Клера «Большие маневры» (1955),-изящно стилизованный и вместе с тем глубокий портрет француженки начала века. Он соткан из тончайших нитей юмора и грустного лиризма. Артистка безошибочно воссоздает ушедший дух эпохи полковых дон-жуанов и восторженных провинциалок: немного церемонный колорит, пленительную беззаботность, старомодную наивность представлений. Под этой патиной, однако, скрыто чувство сильное и целомудренно высокое. Комедия становится почти трагичной, когда любовь с ее печальной непреклонностью и нравственным максимализмом проглядывает сквозь шутливую интригу. Не так давно мы видели Мишель Морган в экранизации романа Брейтмана «Ноэль Фортюна» (режиссер А. Жоффе). Ее партнером был Бурвиль, актер предельно достоверный, трезвый, с грубоватым крестьянским юмором. Казалось, что две сильные, прямо противоположные индивидуальности будут мешать друг другу. А между тем дуэт актеров оказался превосходным. Мишель Морган сумела быть правдивой и непринужденной в бытовой картине, не поступившись окрыленностью, изяществом, духовной утонченностью своего искусства. Прошлой зимой парижские кинематографисты торжественно отпраздновали юбилей «первой дамы французского кино». В то время на экраны вышел 50-й фильм с участием Мишель Морган-«Констанция в аду» Франсуа Вийе. Теперь счет увеличился: за год она сыграла еще несколько ролей. Недавно у Мишель Морган спросили: «Что вы могли бы пожелать себе самой?» Она ответила: «Сняться в веселой, умной комедии, которая доставит людям радость».

Выборочная фильмография:

X