Актер родился 22 сентября 1895 года в Лемберге, Галиция,
Австро-Венгрия (ныне Львов, Украина). Умер 25 августа 1967 года в Монтесито,
штат Калифорния, США из-за проблем с сердцем. Имя при рождении Мешилем
Мейер Вайзенфройнд . Рост 175 см. Один раз был женат, детей не было. Известен
своими полными трансформациями в сыгранных им ролях (часто меняя голос
и внешний вид).
Пол Муни родился в семье Салли и Филиппа Вайзенфройнд, которые оба были
профессионалами. Его семья была еврейской и говорила на идиш. Пол получил
образование в государственных школах Нью-Йорка и Кливленда. Его рост был
5 футов 10 дюймов, черные волосы и глаза, вес 165 фунтов. Он присоединился
к Идишскому художественному театру в Нью-Йорке (1908) на 4 года, а затем
перешел в другие идишские театры до 1926 года, когда он «вошел в американскую
пьесу» под названием «Мы, американцы», свою первую англоязычную роль.
В 1927-28 играл в спектаклях «Четыре стены», «Этот один человек», «Советник».
Он начал со студии Фокс в 1928 году. Позже он чередовал свои роли то на
Бродвее, то в Голливуде, став одним из наиболее выдающихся актеров на
обоих площадках. Он и Джеймс Дин-единственные актеры, получившие номинацию
на премию «Оскар» как за первое, так и за последнее появление на экране.
В то время, когда он покинул Warner Brothers, он пытался убедить студию
позволить ему сыграть главную роль в биографии Людвига ван Бетховена.
Warner это не интересовало, а Муни так и не сыграл композитора. Если бы
фильм был снят, это была бы первая экранная биография Бетховена на английском
языке. Джек Л. Уорнер, который был президентом Warner Brothers, сказал
актеру: «Никто не хочет смотреть фильм о слепом композиторе». Однажды
он рассказал Клиффорду Одетсу о том, как бросил бокс, потому что это поставило
под угрозу его вторую карьеру скрипача. Это вдохновило Одетса на написание
«Золотого мальчика» (его экранизацию в 1939 году поставил Рубен Мамульян).
Один из шести актеров, получивших номинацию на премию «Оскар» за лучшую
мужскую роль за свое первое появление на экране. Остальные пять актеров:
Орсон Уэллс, Лоуренс Тиббетт, Алан Аркин, Джеймс Дин и Монтгомери Клифт.
Мужчина ростом 5 футов 9 дюймов, он носил небольшие подтяжки (добавляя
три или четыре дюйма) и набивку, чтобы казаться более неповоротливым и
обезьяноподобным, как Тони в «Лице со шрамом» (1932). Выиграл бродвейскую
премию «Тони» 1956 года как лучший актер за спектакль «Наследовать ветер».
Получил номинации на «Оскар» как за свою первую, так и за последнюю роль
на экране («Отважный», 1929 и «Последний разгневанный человек», 1959).
Во время своего выступления в прямом эфире телесериала Playhouse 90 (1956)
в эпизоде «Последний ясный шанс» (1958) он, казалось, носил слуховой аппарат.
Он не мог из-за возраста и состояния здоровья больше запоминать длинные
отрезки диалога в короткие сроки. На нем был небольшой радиопередатчик,
через который он передавал свои реплики непосредственно перед тем, как
их произнести. Всю жизнь страдал ревматизмом сердца. Любил играть исторических
персонажей и появляться в тяжелом гриме. Партнерша по фильму Бэтт Дэвис
написала в своей автобиографии: «Нет сомнений в том, что его актерская
техника была превосходной, но мистер Муни, казалось, намеревался настолько
полностью погрузиться в себя, что исчез». Возможно, самый известный портрет
Луи Пастера, Муни родился всего за шесть дней до смерти Пастера. В начале
своей кинокарьеры получил прозвище «Новый Лон Чейни». Похоронен на Голливудском
мемориальном кладбище, Голливуд, Калифорния, США. Отказался от роли Роя
Эрла в «Высокой Сьерре» (1941), которую в итоге отдали Хамфри Богарту.
Из шести актеров, получивших номинацию на премию «Оскар» за лучшую мужскую
роль за свое первое появление на экране, он единственный, кто в конечном
итоге получил «Оскар» за лучшую мужскую роль за свою карьеру. Из остальных
пяти Орсон Уэллс получил «Оскар» за лучший сценарий, Алан Аркин в итоге
получил «Оскар» за лучшую мужскую роль второго плана, а Монтгомери Клифт,
ЛоуренсТиббетт и Джеймс Дин так и не выиграли. В 1959 году он появился
в бродвейской музыкальной адаптации «Гранд-отеля» под названием «В Гранде».
Разногласия между звездой, продюсерами и режиссерами привели к досрочному
закрытию проекта в Сан-Франциско еще до того, как спектакль добрался до
Нью-Йорка. Он появился в трех фильмах, которые были отобраны Библиотекой
Конгресса для включения в Национальный реестр фильмов как имеющие «культурное,
историческое или эстетическое» значение. Жена Белла приходилась племянницей
актеру Борису Томашевскому и двоюродной сестрой классического дирижера
Майкла Тилсона Томаса. В «Докторе Сократе» (1935) он покупает подержанную
книгу «История Луи Пастера», которая стала его следующим фильмом. Продюсер
Хэл Б. Уоллис заметил после провала фильма «Хуарес» (1939) в прокате:
«Каждый раз, когда Пол Муни распускает бороду и смотрит в телескоп, эта
компания теряет два миллиона долларов». Сообщается, что он не любил, когда
его называли кинозвездой, а также все, что связано со славой. Вдали от
актерской деятельности Муни вел себя сдержанно. Помимо прочего, это означало,
что актер избегал общественных мест, чтобы его не узнали. Ухудшение зрения
и другие проблемы со здоровьем привели к тому, что актер ушел на пенсию
в конце 1950-х годов. Пользовался уважением коллеги-актера Марлона Брандо.
Несмотря на его известность как актера, его не слишком любили в своей
профессии, и многие его коллеги (в том числе Эдвард Дж. Робинсон, Корнел
Уайлд, Джон Хьюстон и Джозеф Лоузи) открыто заявляли о том, насколько
эгоцентричным, недружелюбным и непрофессиональным он был. В начале 1930
года Fox Film Corporation объявила, что следующим фильмом Пола Муни для
компании будет «Это могло случиться» режиссера Ирвинга Каммингса. Фильм
в итоге так и не был снят.
Во время работы в Голливуде у Пола Муни был пункт контракта, согласно
которому он мог выступать в нью-йоркском театре один раз в год. Компания
Warner была настолько впечатлена престижем, что они почувствовали, что
Пол Муни привел их в фильм «Жизнь Эмиля Золя», что назвали его мистером
Полом Муни. Он умер от болезни сердца. Он тщательно выбирал роли, в результате
чего фильмов было мало, но все они были превосходного качества.
Выборочная фильмография:
X